Глеб Кузнецов Глеб Кузнецов Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

16 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

10 комментариев
25 мая 2007, 20:01 • Культура

Лето начинается с польки

Лето начинается с польки
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Илья Овчинников

Удивительно, но в первый месяц лета московская музыкальная жизнь не менее богата событиями, нежели в декабре и в мае, когда происходит традиционное подведение итогов. Гастроли Лондонского филармонического оркестра, XIII Международный конкурс имени Чайковского, «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси в театре Станиславского и Немировича-Данченко – все это во второй половине июня. А в первой – «Песнь о земле» Малера, Второй Фестиваль симфонических оркестров мира, вечер музыки Альбана Берга и другие события. Из наиболее важных мы составили хит-парад, поставив на первое место самое интересное.

У Второго фестиваля симфонических оркестров мира, который откроется 1 июня в Колонном зале Дома союзов, два важных отличия от Первого, прошлогоднего, и оба положительные.

1.Гость и хозяин

Я не избалованный человек, у меня нет претензий, если зал не полон, – говорит Наталия Григорьевна. – От полного зала может не быть той отдачи, которая будет от наполовину заполненного Малого зала

Год назад из объявленной программы форума ближе к делу выпали концерты двух оркестров – нынче отменился только один. На прошлом фестивале Россию представлял лишь Новосибирский симфонический оркестр – теперь отечественных коллективов будет два. 10 июня на закрытии сыграет легендарный оркестр Санкт-петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова. А 3 июня наиболее нестандартную программу фестиваля – две симфонии Мясковского представит Уральский филармонический оркестр с Дмитрием Лиссом за пультом. Об уровне этого коллектива красноречиво говорит то, что именно он был выбран выдающимся маэстро Дмитрием Китаенко для его недавнего концерта в России. На открытии Национальный оркестр Франции под управлением Риккардо Мути исполнит Восьмую и Девятую симфонии Шуберта плюс его же увертюру «Розамунда». 5 июня выступит Рафаэль Фрюбек де Бургос с Дрезденским филармоническим оркестром, а Антонио Паппано с оркестром Национальной академии Санта Чечилия выступит 7 июня. Можно не сомневаться, что отечественные музыканты сыграют не менее достойно, нежели именитые гости.

2.Отзвук прекрасной эпохи

Грандиозному съезду крупнейших симфонических коллективов Европы сопутствуют более скромные по масштабу, но сравнимые по художественному эффекту камерные концерты. Один из них – в Малом зале консерватории 30 мая: Наталия Гутман посвящает его столетию со дня рождения виолончелиста Святослава Кнушевицкого.

На сцену выйдут также пианистка Ирина Кандинская и кларнетист Михаил Безносов. Когда-то Кнушевицкому посвящали свои виолончельные концерты Мясковский и Хачатурян; выдающийся музыкант вместе с Давидом Ойстрахом и Львом Обориным играл в прославленном трио – вероятно, сильнейшем в мире на тот момент.

Сегодня Наталия Гутман – среди тех немногих исполнителей, кто продолжает традиции той великой эпохи. Ее программы всегда незаурядны и неслучайны, у каждой есть свой сюжет. На этот раз прозвучат Четыре романтические пьесы Дворжака, Трио Брамса для фортепиано, кларнета и виолончели, а также соната Франка.

Предназначенная для скрипки и фортепиано, она известна в самых разных транскрипциях; но можно не сомневаться, что у Наталии Гутман соната прозвучит так, будто написана именно для виолончели. «Я не избалованный человек, у меня нет претензий, если зал не полон, – говорит Наталия Григорьевна. – От полного зала может не быть той отдачи, которая будет от наполовину заполненного Малого зала. Для меня важна встреча с людьми, которые это почувствуют».

3.Песни нашего века

В Рахманиновском зале консерватории продолжается цикл, посвященный Обществу закрытых музыкальных исполнений. Эта организация была основана в 1918 году Арнольдом Шенбергом.

Лучше меньше, да лучше – на основании этого бесспорного тезиса Шенберг и его коллеги переложили для камерного оркестра ряд знаковых произведений своей эпохи, например Четвертую симфонию и «Песнь о земле» Малера.

Обработки предназначались для концертов Общества, созданного с целью распространения новой музыки. В первом концерте цикла исполнялась музыка Шенберга; второй вечер, который состоится 8 июня, отдан сочинениям Альбана Берга. Прозвучит его Лирическая сюита – редко исполняемый у нас шедевр камерной музыки.

Тем более, не играют в России и Камерный концерт, одну из частей которого Берг переложил для скрипки, кларнета и фортепиано. Под управлением Игоря Дронова сочинения Берга представит ансамбль «Студия новой музыки», а Екатерина Кичигина и Светлана Савенко исполнят два цикла: «Пять песен на стихи Петера Альтенберга» и «Семь ранних песен для голоса с оркестром» – лучшее среди того, что создавалось мастерами Новой венской школы для голоса и оркестра.

4.Фортепианный дуэт молодых слонов

1 июня в Рахманиновском зале консерватории – продолжение цикла с интригующим названием «Стереоскопическая хронография», который уже третий год проводит пианист Алексей Любимов.

Задачу этого многолетнего абонемента – представить музыку самых разных эпох как целое – Любимов решает мастерски, соединяя сочинения трех веков настолько тесно, что теряешь счет столетиям.

В этом сезоне в рамках цикла были представлены две программы – в одной звучал Карл Филипп Эммануил Бах, в другой – композиторы от Шуберта, Шопена, Глинки и Листа до наших современников Сильвестрова и Мансуряна.

Третий концерт, где в дуэте с Любимовым выступит пианист Вячеслав Попругин, носит название «Париж веселый и печальный»: обещана музыка Сати, Дебюсси и Стравинского для двух фортепиано и для фортепиано в четыре руки. Что характерно, в программе ровно ни одного заигранного сочинения – например, нет фортепианных транскрипций крупных симфонических вещей Стравинского и Дебюсси, которые исполняются сравнительно часто.

Вместо этого – Шесть античных эпиграфов Дебюсси, драма Сати «Сократ» в версии Джона Кейджа, а также концерт Стравинского «Дамбартон окс», переложенный для двух роялей, и его же «Цирковая полька», предназначенная когда-то для нескольких молодых слонов.

5.Почти Девятая

«Песнь о земле», написанная Малером незадолго до смерти, – сочинение во всех отношениях удивительное. Это первая в мире симфония, где главное средство выразительности – вокал. Написанная Малером после Восьмой, новая симфония не стала Девятой: композитор суеверно относился к цифре, которую не смогли перешагнуть Шуберт, Бетховен, Брукнер. Последняя часть, «Прощание», длится столько же, сколько предыдущие пять вместе взятые, и производит самое сильное впечатление.

По поводу ее Малер спрашивал: «Не будут ли люди после подобной музыки кончать с собой?» Сочинение требует большого симфонического состава, но характер звучания от начала до конца остается камерным. «Песнь о земле» не звучала в Москве много лет, однако в этом сезоне ее собирались сыграть аж трижды.

После того как ею в октябре продирижировал Теодор Курентзис, остальные два исполнения отменились... и были оба перенесены на июнь. В Большом зале консерватории 9 июня «Песнь о земле» прозвучит под управлением Александра Ведерникова; с оркестром Большого театра споют Биргит Реммерт и Роман Муравицкий. Еще об одном исполнении «Песни о земле» – в нашем следующем обзоре.

..............