Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

18 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
19 марта 2007, 18:44 • Культура

Полжизни за литургию

Рейтинг событий академической музыки

Полжизни за литургию
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Илья Овчинников

Март и апрель – такая же кульминация московской музыкальной жизни, как ноябрь и декабрь: в эти дни не раз и не два придется выбирать из нескольких достойных концертов. Из наиболее интересных мероприятий последней декады марта мы составили хит-парад, поставив на первое место самое интересное. Закрытие фестиваля «Виртуозы гитары», концерт памяти Яниса Ксенакиса, юбилейный вечер Мстислава Ростроповича и многое другое в нашем рейтинге событий академической музыки.

1.Сто восемьдесят на двоих

Сам Ростропович уже едва ли сыграет, однако этот исторический вечер в любом случае пропустить нельзя

Среди ныне живущих российских музыкантов никто не сделал столько для пропаганды и изучения музыки Шостаковича, как Геннадий Рождественский и Мстислав Ростропович. Весьма символично, что столетие Шостаковича, отмечавшееся минувшей осенью, симметрично окружено юбилеями этих двух выдающихся исполнителей: Геннадий Рождественский справил 75-летие в начале минувшего мая, а 27 марта - 80 лет Мстиславу Ростроповичу. Один из знаменитейших музыкантов ХХ века, для которого писали Прокофьев, Шостакович, Бриттен, Шнитке, Мессиан и десятки других композиторов, виолончелист, дирижер, общественный деятель, гражданин мира, Ростропович отмечает юбилей в Москве. 26 марта в Большом зале консерватории его будут чествовать Наталия Гутман, Максим Венгерова, Александр Рудин, Давид Герингас, Иван Монигетти, квартет имени Бородина и многие другие коллективы и солисты. Сам Ростропович уже едва ли сыграет, однако этот исторический вечер в любом случае пропустить нельзя.

2.Бах языком ХХ века

Скрипач Гидон Кремер - еще один музыкант из Советского Союза, для которого давно не существует границ между государствами. Каждый концерт Кремера - настоящий спектакль; Кремер никогда не исполняет стандартных программ, его вечера всегда неожиданны и интригующи. На этот раз партнером Кремера станет другой выдающийся музыкант - замечательный пианист Олег Майзенберг, в исполнении которого даже такое сочинение, как заигранный Второй концерт Рахманинова, может оглушить вас свежестью и новизной. 25 марта в Большом зале консерватории блистательный дуэт представит Фантазию Шуберта до мажор и сюиту Энеску "Впечатления детства", а кульминацией вечера станет соната Бартока для скрипки соло, апеллирующая к циклу сонат и партит Баха.

3.Пропели колыбельную

Московский ансамбль современной музыки
Московский ансамбль современной музыки

До начала апреля продолжается Биеннале современных исполнительских искусств в Доме музыки на Красных холмах. Один из немногих коллективов, представляющих в рамках Биеннале целых два самостоятельных проекта - Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) под управлением Юрия Каспарова. После успешной акции "Колыбельная Москве", где фильм 1927 года "Москва" был показан в сопровождении музыки, написанной современными композиторами, МАСМ представляет любопытнейшую программу "Вокруг Ксенакиса" в Камерном зале Дома музыки 22 марта. Янис Ксенакис, классик музыки ХХ века, почти не исполняется в Москве; наряду с его сочинением Phlegra, прозвучит музыка Жерара Гризе, Яна Мареша и Филиппа Манури. Как объясняет Юрий Каспаров, "этих композиторов нельзя назвать последователями Ксенакиса, но они уже достигли его уровня по мастерству и глубине идей". В программе "Вокруг Ксенакиса" - четыре наиболее знаковые фигуры современной французской музыки, если не считать, конечно, Пьера Булеза.

4.Все четыре за стеной жалобно заныли

Не каждый из нас слышал хотя бы один концерт для гитары с оркестром; на фестивале "Виртуозы гитары", который проходит в Зале имени Чайковского, таких концертов можно услышать добрый десяток, причем в основном речь идет о российских или московских премьерах. Гвоздь программы 26 марта - "Концерт сотни огней" Паломо для четырех гитар с оркестром. Вечер 28 марта украсит "Аранхуэс" Хоакино Родриго - известнейший гитарный концерт, вторую часть которого слышали все без исключения; менее известен, но не менее прекрасен концерт Родриго "Мадригал" для двух гитар с оркестром, который будет исполнен впервые в Москве. 29 марта - торжественное закрытие фестиваля, где отметятся все его участники: Пабло Сайнс Вильегас, Флавио Сала, Горан Кривокапич, Алексей Зимаков, Дмитрий Илларионов, Артем Дервоед, Дмитрий Татаркин, Евгений Финкельштейн, а также "4-TISSIMO GUITAR QUARTET". Едва ли кого-то можно удивить ансамблем скрипачей, альтистов или виолончелистов, но многие ли слышали, как звучат одновременно четыре гитары?

5.Необыкновенный концерт

С концертом 27 марта связаны поистине мистические обстоятельства. Сочинение "Страсти по Матфею", премьера которого состоится в Большом зале консерватории, принадлежит не вполне обычному композитору: его автор, Епископ Иларион (Григорий Валериевич Алфеев) - православный богослов, церковный историк, Епископ Венский и Австрийский. В свое время он учился музыке в спецшколе имени Гнесиных и Московской консерватории, но в двадцать лет принял решение поступить в монастырь, надолго оставив музыкальные занятия.

Минувшим летом, неожиданно для себя, Епископ Иларион начал снова писать музыку: так появились Божественная литургия и "Всенощное бдение", а позже - "Страсти по Матфею". В музыке присутствуют элементы полистилистики: в названии задекларировано влияние Баха, но есть и отголоски стиля композиторов XX века. Чудесным образом оказалось, что Большой симфонический оркестр, чьи планы расписаны на годы вперед, 27 марта свободен и находится в Москве. Так стало возможно это исполнение, которое будет повторено двумя днями позже в Риме.

..............