Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
12 комментариевТак говорит председатель
Музыкальных событий в столице происходит великое множество. Из наиболее интересных и значимых, грядущих в ближайшие две недели, мы составили хит-парад, поставив на первое место самое интересное. Праздничный концерт Анны Нетребко, фестиваль «Виртуозы гитары», новое сочинение Леонида Десятникова, Московская биеннале современного искусства и многое другое тоже попали в наш рейтинг событий академической музыки.
1 Что общего у Никсона с Гамлетом
Дирижеру Владимиру Юровскому всего 34, однако к этому возрасту он успел многое: дирижировал в «Метрополитен-опера», возглавил Глайндборнский оперный фестиваль в Англии, стал главным приглашенным дирижером Лондонского филармонического и Российского национального оркестров.
С момента первого московского выступления Юровского было ясно, что его концерты пропускать нельзя: маэстро демонстрирует редкий для Москвы уровень дирижерской работы, а в его программах всегда встречаются изысканные раритеты.
За прошедшие годы здесь под управлением Юровского звучали и «Танцы председателя» из оперы Адамса «Никсон в Китае», и «Постлюдия» Сильвестрова, и редкие сочинения Пярта и Цемлинского; даже столетие Шостаковича Юровский отметил по-своему, предложив московской публике не симфонические хиты, а музыку к спектаклю «Гамлет» и два вокальных цикла.
25 февраля в зале имени Чайковского – едва ли не первый столичный концерт Юровского, в программе которого самая что ни на есть классика. Российский национальный оркестр представит поэму Штрауса «Так говорил Заратустра», а в исполнении Элен Гримо прозвучит Первый фортепианный концерт Брамса.
2 Розенталь возвращается
Говоря о Нетребко, часто употребляют слова «гламур» и «пиар», однако всемирный успех певицы – результат не только мощной рекламной кампании, но и плод ее исключительных вокальных, артистических и внешних данных
Когда-то фестиваль камерной музыки «Возвращение» был сугубо цеховым мероприятием «для своих», однако за десять лет вокруг него сформировалось поколение серьезных артистов, которые играют все более важную роль в музыкальной жизни Москвы.
Пока в зале Чайковского будет грохотать Штраус, в Малом зале консерватории 25 февраля можно послушать камерную музыку высочайшей пробы. На сцену выйдут основатели «Возвращения» скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков, к которым присоединятся их друзья и постоянные партнеры виолончелист Борис Андрианов, кларнетист Игорь Федоров и другие.
В программе – квартет Моцарта для гобоя и струнных, квинтет Прокофьева, ничуть не похожий на другие его сочинения, концерт Баха для скрипки и гобоя, а также «Возвращение» Леонида Десятникова (автора оперы «Дети Розенталя»), недавно написанное специально к десятилетию фестиваля.
Если же в этот вечер вам не захочется идти ни на Юровского, ни на «возвращенцев», можно послушать Наталию Гутман и Элисо Вирсаладзе в Большом зале консерватории либо оркестр Pratum Integrum в Доме музыки с сочинениями Карла Филиппа Эммануила Баха.
3 Война и мир без гламура
8 марта с Большим симфоническим оркестром Нетребко представит вечер арий и сцен из опер |
Международный женский день будет отмечен московским концертом Анны Нетребко в Большом зале консерватории.
Говоря об искусстве Нетребко, часто употребляют слова «гламур» и «пиар», однако всемирный успех певицы – настолько же результат мощной рекламной кампании, насколько и плод ее исключительных вокальных, артистических и внешних данных.
8 марта с Большим симфоническим оркестром Нетребко представит вечер арий и сцен из опер. Вместе с ней на сцену выйдут Екатерина Семенчук – еще одна восходящая звезда из Мариинки – и менее известный у нас баритон Ильдебрандо д'Арканджело; минувшим летом на Зальцбургском фестивале, посвященном 250-летию Моцарта, он исполнял ключевые партии в операх «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан».
Обязательно прозвучит и ария Фигаро, и дуэт Наташи и Сони из «Войны и мира» Прокофьева, и знаменитая «Хабанера» Бизе, и многие другие страницы оперной классики; высочайший уровень исполнения на время поможет забыть о том, что избранные арии из опер – жанр до некоторой степени ущербный.
Далеко не каждый артист способен удерживать внимание слушателей в течение целого вечера. Один из немногих музыкантов, которые великолепно умеют с первой же минуты расположить к себе даже неподготовленную публику, – пианист Алексей Любимов.
26 февраля в Рахманиновском зале консерватории – продолжение его абонемента с интригующим названием «Стереоскопическая хронография». В первой программе цикла Любимов представлял сочинения Карла Филиппа Эммануила Баха, с легкостью чередуя такие разные клавишные инструменты, как молоточковый клавир, тафель-клавир, клавикорды, клавесин и орган позитив.
На этот раз инструмент только один – фортепиано, зато композиторы прозвучат самые разнообразные: от Шуберта, Шопена, Глинки и Листа до наших современников Сильвестрова и Мансуряна.
Можно не сомневаться в том, что в подборе сочинений не будет ни малейшей случайности: в составленной Любимовым композиции эпохи обнаружат массу связей друг между другом, и Сильвестров окажется близок Шопену, а Дебюсси – Глинке.
4 Особенности немецкой артикуляции
Альтернатива – пойти в этот же вечер в Большой зал консерватории, где Александр Рудин сыграет виолончельные концерты Шумана и Дворжака |
Важнейшее событие московской музыкальной весны стартует в последний зимний день. 28 февраля в Камерном зале Дома музыки начинается Московская биеннале современных исполнительских искусств: в ее программе – концерты, кинопоказы с музыкой, вечера современного танца и многое другое.
Форум открывает концерт ансамбля «Новые солисты Штутгарта» (Германия), ведущего коллектива среди исполнителей современной вокальной музыки; артисты постоянно ищут новые звуковые эффекты, принципы артикуляции и приемы вокальной техники.
С момента создания в 1984 году ансамбль представил десятки премьер новых сочинений. Все номера московской программы – также российские премьеры; вокальные произведения Каролы Букхольд, Жоржа Апергиса, Сальваторе Шиаррино и других – удивительная музыка, непохожая на ту, которую мы слушаем ежедневно.
Альтернатива – пойти в этот же вечер в Большой зал консерватории, где Александр Рудин сыграет виолончельные концерты Шумана и Дворжака. Интрига вечера – в том, что Дворжак будет представлен двумя концертами; если один из них известен любому и является хрестоматийным, то второго в нашей стране не слышал практически никто.
Еще одно крупное мероприятие, которое займет практически весь март, – Второй Международный фестиваль «Виртуозы гитары».
- Надо иметь чувство юмора
- Свет и звук
- Моцарт надевает джинсы
- Последний летописец
- Игра не закончена
Первый состоялся в прошлом году и лишний раз доказал, что гитара лишь по недоразумению не считается таким же благородным инструментом, как скрипка, виолончель или фортепиано.
В пяти программах фестиваля выступят выдающиеся исполнители всего мира, которые представят широчайшую панораму гитарной музыки. Форум открывается 8 марта в зале Чайковского; на сцену выйдут Кристиан Грубер и Петер Маклар – дуэт, с успехом выступающий в мире уже более двадцати лет.
Музыканты докажут, что гитара настолько же необходима в академической музыке, насколько без нее немыслимы вечер авторской песни или рок-концерт.