Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевИрина Алкснис: Чем саудовская экспроприация интересна для России
Нельзя не отдать должное саудовским властям, которые использовали в качестве основания для нынешней зачистки самый популярный ныне мировой тренд – борьбу с коррупцией. Однако реальные причины происходящего куда глубже.
Новости, приходящие из Саудовской Аравии, становятся интереснее день ото дня.
Сначала аресты одиннадцати принцев из правящей королевской семьи и десятков высокопоставленных чиновников – как отставных, так и действующих – в рамках объявленной борьбы с коррупцией.
Затем смерти то ли одного, то ли двух принцев, а также крушение вертолета с фигурантами на борту и содержание задержанных, по сведениям СМИ, в пятизвездочном отеле.
Хотя для сторонних наблюдателей эти события выглядят потрясением основ, в реальности они вполне соответствуют тамошним традициям и нравам.
В конце концов, публичное убийство правящего монарха его племянником, а затем публичная же казнь цареубийцы через обезглавливание посредством позолоченного меча – это не сюжет из древней аравийской истории и не фабула сказки из «Тысячи и одной ночи», а события совсем недавнего (1975 года) прошлого королевства.
- Нефть подешевела на задержаниях в Саудовской Аравии
- Трамп поддержал действия властей Саудовской Аравии по борьбе с коррупцией
- Дмитрий Дробницкий: «Новый хозяин Ближнего Востока»
В подобных культурно-исторических декорациях очередные государственно-политические манипуляции с десятком-другим принцев (всего их там на данный момент порядка пятисот при пятитысячной численности всего королевского семейства – в общем, есть где разгуляться при желании) выглядят вполне органичными и закономерными.
Однако вчерашний день принес информацию, которая способна перекрыть свежие саудовские новости.
Wall Street Journal сообщил со ссылкой на свои источники, что власти Саудовской Аравии намерены изъять у обвиненных в коррупции принцев и министров активы на сумму 800 миллиардов долларов.
Что важно, существенная часть этих активов находится за границей. Соответственно, вызывает крайний интерес механизм их возвращения и передачи в собственность государства.
С другой стороны, учитывая, что все эти люди задержаны, а саудовские власти традиционно не связаны процессуальными нормами того, что принято называть «цивилизованным миром», можно предположить, что будут найдены очень внушительные доводы для арестованных, чтобы те «добровольно и с песней» покаялись – и вернули «нажитое нечестным путем» государству.
Нельзя не отдать должное саудовским властям, которые использовали в качестве основания для нынешней зачистки самый популярный ныне мировой тренд – борьбу с коррупцией. Однако, разумеется, реальные причины происходящего куда глубже, серьезнее и масштабнее – на кону стоит судьба королевства как таковая.
Саудовская Аравия входит – уже вошла – в тяжелейший системный кризис, который охватывает практически все стороны жизни государства:
– серьезные геополитические провалы (Сирия, Йемен, Катар, список можно продолжить);
– резкое обострение противостояния между различными кланами и группировками правящей королевской семьи;
– стремительно взлетевший по карьерной лестнице 32-летний наследный принц Мухаммед бен Салман, который, похоже, преисполнен грандиозных планов, но при этом (как показывают и текущие события) явно намерен руководствоваться привычным местным принципом «лес рубят, щепки летят»;
– самый тяжелый за много десятилетий социально-экономический кризис в стране из-за падения цен на нефть.
Каждому из пунктов и многочисленным подпунктам в них можно посвятить отдельные объемные и подробные тексты. Однако в свете новости про 800 миллиардов самым интересным является последний пункт.
По оценкам на начало этого года, в 2017 году дефицит бюджета Саудовской Аравии может составить от 86 миллиардов долларов или 12% ВВП (такую оценку дал BofA Merrill Lynch) до 100 миллиардов или 22% ВВП (по подсчетам Moody's).
С 2014 по 2016 год резервный фонд страны опустел на 175 миллиардов долларов с изначальных 733 миллиардов. А есть еще 200 миллиардов, которые Дональд Трамп, по слухам, успешно выжал из саудитов по оружейным контрактам в ходе своего визита в страну.
В таких обстоятельствах дополнительные 800 миллиардов способны стать весьма внушительным подспорьем для саудовского государства и его социально-экономической системы, столкнувшейся с серьезными проблемами из-за падения цен на нефть.
Тем более что у страны в запасе еще много принцев и министров, которых в случае необходимости можно будет порастрясти, так что эти 800 миллиардов явно могут быть не последними.
Однако для России самым интересным аспектом в данной ситуации является возможность наблюдения за интереснейшим – и весьма актуальным для нас – натурным экспериментом.
Идеи пересмотреть итоги приватизации и изъять у российских олигархов их состояния и активы, в том числе находящиеся за границей, в пользу государства для решения проблем отечественной экономики и социальной сферы регулярно высказываются различными – в основном левыми – политическими силами страны.
Возражения против данного предложения базируются на главном доводе – подобный шаг обернется катастрофической политической, экономической и социальной дестабилизацией в стране. Вплоть до полномасштабной гражданской войны.
В свою очередь, сторонники данной идеи полагают это надуманными и ложными аргументами.
Что ж, кажется, теперь всем предстоит увидеть реализацию данной идеи на практике и посмотреть, чем обернется для Саудовской Аравии попытка экспроприации 800 миллиардов долларов у нескольких десятков высших лиц страны.Притом что еще несколько тысяч кандидатов из правящей саудовской элиты оказываются в очереди на повторение операции и с перспективой потери в общей сложности нескольких триллионов долларов.
Два дня назад планета отмечала столетие Октябрьской революции, которая стала началом грандиозного исторического эксперимента, который Россия поставила сама над собой и плодами которого – во многом куда более успешно – воспользовался остальной мир.
Представляется, что пришло время России уступить возможность экспериментировать над собой другим. А мы посмотрим – и будем действовать с учетом чужого опыта.