Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством страны. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах».
16 комментариевАнтон Крылов: Эскадрон тараканов Летучей
Снова Летучая с операторами зашла на кухню, где нашла некие несоответствия. Но почему сотни проверок «Ревизорро» до «Одессы-мамы» и «Детей райка» фашизмом и тоталитаризмом не были, а сейчас вдруг стали?
На прошедшей неделе московская интеллигенция узнала о существовании программы «Ревизорро» и ее ведущей Лены Летучей.
Вот он, страшный тоталитаризм, фашистский переворот близок, и возглавит его белокурая бестия Летучая
Эта телепередача (если кто-то до сих пор не в курсе) выходит с июня 2014 года. Ведущая без предупреждения приходит в отели и кафе с ресторанами и ищет тараканов – в прямом и переносном смысле.
Рестораторам это, естественно, не нравится – операторов и ведущих били в Красноярске, Костроме, Анапе, Ярославле, Мурманске, Смоленске и даже в далеком ямало-ненецком Салехарде.
Где-то против нападавших на сотрудников «Ревизорро» представителей общепита возбуждались уголовные дела, где-то, наоборот, в действиях съемочной группы «Ревизорро» следователи находили признаки преступления, предусмотренные ст. 330 УК РФ («Самоуправство»).
Кроме того, юристы отмечали, что несогласованная съемка может попасть под действие федерального закона «О коммерческой тайне», а статья 152.1 ГК РФ «Охрана изображения гражданина» запрещает размещение записей и фотографий людей, если они не дали согласия на это.
Ведущая без предупреждения приходит в отели и кафе с ресторанами и ищет тараканов (фото: Anatoly Lomokhov/Global Look Press)
|
Исключением является съемка в публичном месте, но производственные помещения частного заведения публичным местом не являются.
А во Владивостоке местная бургерная выиграла суд у «Ревизорро» и добилась удаления ролика с программой с сайта телеканала.
Так или иначе, проект является весьма популярным, и в июне этого года «Ревизорро-шоу» получило премию ТЭФФИ в номинации «Вечернее ток-шоу», победив таких монстров, как «Давай поженимся!» (Первый канал) и «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» («Россия-1»).
Теперь вы знаете о программе гораздо больше, чем среднестатистический либеральный блогер, обративший внимание на Лену Летучую и ее телепродукт после того, как 29 ноября и 5 декабря в эфир вышли программы, в которых атаке подверглись московские кафе «Одесса-мама» и «Дети райка».
Ничего принципиально нового не случилось – снова Летучая с операторами зашла на кухню и в другие скрытые от публики помещения, где нашла некие несоответствия, и в одном из кафе даже пресловутых тараканов.
Казалось бы, нашла и нашла.
К слову, это далеко не первая передача про московские заведения – раньше были обследованы Старый и Новый Арбаты, Патриаршие пруды (два раза), Кутузовский проспект и даже Кремль.
Но никакого возмущения блогосферы не последовало. А покушение на «Одессу-маму» и «Детей райка» вызвало к жизни заявления про фашизм, тоталитаризм и прочий горячечный бред «сегодня они в ресторане – а завтра в вашей постели» (прямые ссылки давать не будем, большая подборка откликов опубликована на сайте «Ридус», если мало – есть еще на сайте «Медиаликс»).
Пиар-служба телеканала «Пятница», разумеется, не могла не воспользоваться разгоревшимся скандалом и выпустила сообщение о том, что Летучей предоставлена охрана.
Историю с «Ревизорро» в московских заведениях действительно можно воспринимать по-разному.
Большая часть дискуссий сейчас сводится к тому, имеют ли право журналисты в принципе врываться на кухню без спецодежды или это нарушение частной жизни. Как видно из двухлетней истории передачи, однозначного мнения у правоохранителей по этому вопросу нет, а уж у граждан – тем более.
С одной стороны, не хочется идти в заведение, где тебе могут подсунуть просроченную еду, а на кухне не соблюдаются элементарные правила гигиены.
С другой, есть куча историй про то, как Летучая со товарищи мешают не рестораторам, а обыкновенным посетителям.
Но куда более интересен другой вопрос: почему сотни (пусть незаконных) проверок «Ревизорро» до «Одессы-мамы» и «Детей райка» фашизмом и тоталитаризмом не были, а сейчас вдруг стали?
Неизбежно вспоминается ленинское «страшно далеки они от народа».
Пока «жертвами» становятся провинциальные или «классово далекие» рестораны – кому какое дело до этой Летучей. А стоило зайти в «классово близкие» – и все, вот он, страшный тоталитаризм, фашистский переворот близок, и возглавит его белокурая бестия Летучая.
Но интереснее всего даже не границы дозволенного для СМИ и не страшная отдаленность столичной «тусовочки» от страны. Интереснее всего именно вот эта готовность во всем видеть наступление фашизма и тоталитаризма.
Как французская женщина может сделать из ничего салат, шляпку и скандал, так и отечественный мыслитель всегда способен добыть из ничего наступление фашизма и тоталитаризма.
Сложно сказать, чего в этом больше – потаенного страха или, наоборот, еще более затаенной мечты. Но, действительно, какой бы ни был информационный повод – от секс-скандала до грубого обращения с животными, от Большого театра и до общепита – обязательно придет кто-нибудь и скажет: «Тоталитаризм наступает!»В реальности же шоу Лены Летучей – это, с одной стороны, обыкновенное гопничество, а с другой – потакание низменным вкусам публики, вроде достопамятных шоу «Окна» или незаслуженно позабытых антрепренерами боев женщин в грязи.
Драка тут элемент шоу, тараканы – элемент шоу, скандал и полиция – элемент шоу. Без скандалов это была бы тихая и мирная программа, каких на отечественном ТВ тысячи.
Журналистики (и прав журналиста) в этом нет ни грана, как нет и тоталитаризма. Голая погоня за просмотрами.
Я, к слову, ни разу не был ни в «Детях райка», ни в «Одессе-маме». Но не думаю, что если бы регулярно ходил, то по итогам этого или любого другого шоу перестал бы. От веры в «разоблачения» Лены Летучей один шаг до веры в память воды или заговор рептилоидов против человечества.
Но скорее вода вспомнит все, а рептилоиды сбросят маски, чем московская интеллигенция обратит внимание на страну, в которой живет, и перестанет по любому поводу орать про наступление тоталитаризма.