23 мая, вторник  |  Последнее обновление — 06:03  |  vz.ru

Максим Соколов

 
Родился 10 сентября 1959 года в Москве. Филологический факультет МГУ окончил в 1981 г., а в журналистике с осени 1989 г., когда запускалась газета «Коммерсантъ». Там проработал до 1997 г. После краткого интермеццо в «Русском телеграфе» (1997 - 1998) работал в «Известиях» вплоть до марта 2010 г. В настоящее время обозреватель ВГТРК и колумнист журнала «Эксперт». В размышлениях о наших делах, когда скорбных, когда все же не очень скорбных, склонялся бы к той отчасти утешительной мысли, что «Как ни нелепо наше сусло бродит, в конце концов является вино». Кажется, это называется умеренным прогрессом в рамках законности.
Блог Максима Соколова.

Мнения

Почему Украина идет по пути, показавшему свою не просто бессмысленность, а вредоносность? Однозначно ответить на подобный вопрос сложно. Есть две равновероятные версии, одинаково неприятные.
Обсуждение: 30 комментариев

Как нам относиться к событиям в заокеанской сверхдержаве? Приведу пять соображений, которые, как мне кажется, важны для сохранения здравого взгляда на перспективы американской политики.
Обсуждение: 46 комментариев

На Западе мы сталкиваемся с двумя разными русофобиями. «Русофобия-2» – это фобия в прямом смысле: плохо обоснованный, на грани иррационального, страх перед малопонятной угрозой. Однако мы имеем дело еще и с «русофобией-1».
Обсуждение: 78 комментариев

Человек будущего будет похож на древнегреческого «свободного гражданина». Труд рабов (в нашем случае – роботов) вроде бы высвобождает время для занятий искусствами, философией, физической культурой. Но мы предпочтем играть. Почему?
Обсуждение: 47 комментариев

Читал написанную «американцем для американцев» «Историю Америки» (учебник «для массового пользования»). То, как по-разному конструируется история в школьных учебниках в разных странах, – тема в чем-то более увлекательная, чем сама история.
Обсуждение: 194 комментария

Избрание президентом Эммануэля Макрона преподается как стремление французов к «модернизации политической жизни». Насколько появление этой фигуры во французском политическом спектре будет действительно связано с обновлением?

В поражающем воображение ролике Алишера Усманова центральной интригой оказалось вовсе не то обстоятельство, что он адресован Алексею Навальному, хотя здесь тоже есть о чем поговорить.
Обсуждение: 297 комментариев

Есть удивительные люди – которым «это просто». В первый раз в концентрированном виде я столкнулся с ним, покупая лет семнадцать назад квартиру в Москве.
Обсуждение: 80 комментариев

Мы знаем о начале Руси не так уж и мало – на 18 мая 839 года, за 23 года до призвания Рюрика, Русь существовала как этническая и политическая общность, имеющая общего правителя. И именно этот день можно считать началом зарождения нашей нации.
Обсуждение: 262 комментария

Как бы Алишер Усманов с ответом Алексею Навальному ни тянул, он ответил, причем на площадке и условиях противника. Для отечественной публичной политики событие, безо всяких скидок, выдающееся.
Обсуждение: 126 комментариев

Максим Соколов: Троцкого и Ильича, и все такое прочее

2 апреля 2012, 22:22

Версия для печати

Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества прот. В. Чаплин предложил исследовать с уголовно-юридической, а равно и нравственной и политической точек зрения труды В. И. Ульянова-Ленина и Л. Д. Бронштейна-Троцкого.

«Сегодня нужно всерьез обсудить вопрос, являются ли экстремистскими материалами работы Ленина, Троцкого и других лидеров большевиков. Как сегодня нужно относиться к их воспроизводству и к тем, кто сегодня продолжает использовать самые радикальные элементы этих текстов для конструирования политической практики и пропаганды?» – спросил протоиерей, присовокупив далее: «Труды основоположников большевизма содержат в себе оправдание массовых репрессий, а иногда прямые призывы к «красному террору».

Оценки Ленина, сильно отличающиеся от официозных советских, были сделаны довольно давно. Хотя и не православный, но даже и масон М. А. Алданов еще в 30-е годы констатировал: «Во всем мире оплакали его смерть. Надо было бы оплакать его рождение». И уж вполне православный о. Сергий Булгаков писал в константинопольском дневнике 1923 года: «Корчится в предсмертных муках великий российский удав – иуда Ленин. Господи, как темно и страшно у этого одра. Воистину, «лучше бы не родиться человеку сему». Вряд ли о. Всеволод может добавить к таким характеристикам что-либо существенное.

Исследование же трудов Ленина (ум. в 1924 году) и Троцкого (ум в 1940 году) с точки зрения ст. 282 действующего УК РФ также не представляется сообразным хотя бы в силу того, что в том надежном, теплом месте, где сейчас находятся творцы Великой Октябрьской Социалистической Революции, сколь угодно суровые санкции земной юстиции для обитателей этого места неактуальны, поскольку никак не могут ухудшить то состояние, в котором творцы уже находятся.

Если же имеется в виду дурное влияние, оказываемое трудами Ленина и Троцкого на современников, на новые поколения, то убежденность о. Всеволода в том, что «Ленин (Троцкий) и теперь живее всех живых, ихнее знанье, сила и оружие», представляется неосновательной. Простой опрос новых поколений на предмет их осведомленности даже не о содержании, но хотя бы о названиях трудов Ленина и Троцкого показал бы сильно огорчительную и для ленинцев, и для троцкистов, но, соответственно, сильно утешительную для о. Всеволода степень глухого неведения. Сегодня граждане не в состоянии понять и тем более воспроизвести даже чисто макиавеллические суждения Владимира Ильича, не говоря уже о Троцком. Этой зимой, когда с понятием революционной ситуации носились как с писаной торбой, даже простую, как мычание, мысль Ильича об объективных и субъективных факторах перевирали до полного искажения смысла. Исчезновение системы марксистско-ленинского образования, а также – в немалой степени – и системы просто образования сделало свое дело. Если же напомнить товарищам вполне для них сегодня актуальную (не всем же быть анчоусами) мысль Троцкого о выведении грядущего сверхчеловека, на тебя будут смотреть, как в афишу коза. И что же здесь, спрашивается, запрещать?

Тут вообще непонимание того, что дурные последствия учений и тексты этих учений находятся между собой в гораздо более сложном отношении, чем это представляется запретителям. Когда о. Всеволод говорит, что «у нас осуждена пропаганда нацизма, потому что мы знаем, что его практика, идеология, политические конструкции были связаны с уничтожением большого количества безвинных людей», хочется спросить, приступал ли он когда-нибудь к чтению «Моей борьбы» А. Гитлера, которая в контексте его нынешнего начинания является точным соответствием трудам Ленина и Троцкого. Вопрос связан с тем, что читать эту хаотическую логорею невыносимо. Полагаю, даже в том случае, если ты лютый антисемит и во всем видишь признаки того, что русских людей обижают. С чтением Ленина и Троцкого схожие сложности.

Если же запрещать все исторические источники (труды Ленина, Троцкого, Сталина и того же Гитлера сегодня проходят уже по этой категории), тогда очень много придется запрещать. Как будто в XVIII–XIX (да и в предшествующих) веках не писали черт знает чего, от каковых писаний потом проистекали самые нехорошие дела. Не говоря о том, что христианскому священнослужителю совсем не подобает взывать к всеподметающей 282-й. Хотя бы из тех соображений, что под нее подпадают наряду со многим прочим и все авраамические религии, т. е. также и христианство. «Да дайте мне Блаженного Августина, я сейчас его по этой статье закатаю». Пасхальное «Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его, яко тает воск от лица огня, тако да рассеются ненавидящие Тебя» – готовая 282-я, и совершенно не факт, что при другом политическом раскладе она не будет применена к данному песнопению. Милым людям, обличающим оргии фанатизма, только власть дай. И 282-ю в придачу.

При всей, мягко говоря, малоудачности ряда высказываний о. Всеволода, ex officio занимающегося в патриархии взаимоотношениями Церкви и общества, было бы смело утверждать, что, не будь этих высказываний, «продвинутая часть общества» ((С) Г. Ш. Чхартишивили) радостно принимала бы Истину Православия. Не на таких напали. Но от соблазнительных речей следует воздерживаться безотносительно к тому, смирит это продвинутую злобу или все равно не смирит. Соблазнительные речи вкупе с усердием не по разуму – от них всегда следует воздерживаться.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


Другие мнения

Дометий Завольский: Протоколы кремлёвских мудрецов

На Западе мы сталкиваемся с двумя разными русофобиями. «Русофобия-2» – это фобия в прямом смысле: плохо обоснованный, на грани иррационального, страх перед малопонятной угрозой. Однако мы имеем дело еще и с «русофобией-1». Подробности...

Лев Пирогов: Роботам демократия не нужна

Человек будущего будет похож на древнегреческого «свободного гражданина». Труд рабов (в нашем случае – роботов) вроде бы высвобождает время для занятий искусствами, философией, физической культурой. Но мы предпочтем играть. Почему? Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Сергей Шмидт: Вообще никакой оценки помощи Советскому Союзу

Читал написанную «американцем для американцев» «Историю Америки» (учебник «для массового пользования»). То, как по-разному конструируется история в школьных учебниках в разных странах, – тема в чем-то более увлекательная, чем сама история. Подробности...
Обсуждение: 84 комментария

Владимир Ларин: Политическая встряска небывалых масштабов

Избрание президентом Эммануэля Макрона преподается как стремление французов к «модернизации политической жизни». Насколько появление этой фигуры во французском политическом спектре будет действительно связано с обновлением? Подробности...

Андрей Бабицкий: Исповедь олигарха

В поражающем воображение ролике Алишера Усманова центральной интригой оказалось вовсе не то обстоятельство, что он адресован Алексею Навальному, хотя здесь тоже есть о чем поговорить. Подробности...
Обсуждение: 180 комментариев

Сергей Лукьяненко: «Идите на завод» и «за бутылку выточит»

Есть удивительные люди – которым «это просто». В первый раз в концентрированном виде я столкнулся с ним, покупая лет семнадцать назад квартиру в Москве. Подробности...
Обсуждение: 47 комментариев

Егор Холмогоров: День рождения Руси

Мы знаем о начале Руси не так уж и мало – на 18 мая 839 года, за 23 года до призвания Рюрика, Русь существовала как этническая и политическая общность, имеющая общего правителя. И именно этот день можно считать началом зарождения нашей нации. Подробности...
Обсуждение: 203 комментария

Кристина Потупчик: Алишер Бурханович, выкиньте эту ртутную лампу

Как бы Алишер Усманов с ответом Алексею Навальному ни тянул, он ответил, причем на площадке и условиях противника. Для отечественной публичной политики событие, безо всяких скидок, выдающееся. Подробности...
Обсуждение: 103 комментария

Павел Волков: Все разговоры только о России

Борьба США и России за влияние на Ближнем Востоке находится в апогее. В Сирии и Иране РФ получила позиции беспрецедентные. Израиль же безусловно является американским сателлитом, но… Подробности...
Обсуждение: 25 комментариев

Антон Любич: Учли ли московские депутаты замечания к программе реновации?

Важнейшая программа, рассчитанная на два–три триллиона рублей и касающаяся жителей 4,5 тысяч многоквартирных домов, принимается без проработки многих существенных деталей и должной коммуникации с обществом. Подробности...
Обсуждение: 32 комментария
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............