Никита Анисимов Никита Анисимов Для Кубы начался обратный отсчет

Наследники кубинской революции за годы санкций научились жить в условиях перебоев с электричеством, нехватки бензина, даже дефицита продуктов и лекарств, но вот бороться со своим географическим положением они не в силах.

3 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Европа наступает на те же грабли, что и в 1930-е

Европейские политики не будут участвовать в создании единой архитектуры европейской безопасности, хотя именно этого ждут их избиратели и именно это объективно нужно сейчас большой Европе, включающей Россию.

10 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Против кого создают «мусульманское НАТО»

На Востоке происходит очевидное перераспределение сил. По его итогам определится общая конфигурация и соотношение потенциалов региональных и внерегиональных игроков в Восточном Средиземноморье, Персидском заливе и Южной Азии.

0 комментариев
30 декабря 2025, 11:30 • В мире

Кризис в экономике лечит Финляндию и Эстонию от русофобии

Кризис в экономике лечит Финляндию и Эстонию от русофобии
@ Emmi Korhonen/AP/ТАСС

Tекст: Станислав Лещенко

Представители ближайших северо-западных соседей России – Финляндии и Эстонии – к концу 2025 года поменяли свою риторику. Там больше не разделяют распространенный на Западе миф о намерении России якобы напасть на НАТО и даже полагают, что Киеву стоит пойти на уступки Москве. Как произошла столь разительная перемена?

Президент Финляндии Александр Стубб в уходящем году стал фигурировать в качестве сторонника переговоров с Россией. Он неоднократно делал разные заявления, так или иначе сводившиеся к необходимости начала переговорного процесса и доведения его до успешного завершения.

Например, в декабре Стубб выступил в поддержку главы Нацразведки США Тулси Габбард, на которую пролились потоки грязи за ее заявление о том, что Россия не собирается нападать на страны НАТО. Стубб сказал, что разделяет оценку Габбард: «У России не интереса нападать на Финляндию». Стубб считает, что европейским лидерам необходимы прямые контакты с президентом России Владимиром Путиным – и полагает, что «справедливый мир» на Украине маловероятен, а вот территориальные уступки со стороны Киева вполне возможны.

«Финны наконец-то стали понимать, что их благополучие десятилетиями основывалось на тесных связях с СССР/Россией, – объясняет происходящее доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина. – Свою экономику они подняли на льготном доступе к нашим ресурсам, энергетическим и природным».

Сейчас, по ее словам, в Суоми начинается отрезвление от русофобского угара – там начали понимать, что русофобия является удовольствием крайне недешевым. «Вдруг оказалось, что без тесного экономического взаимодействия с РФ, без российских инвестиций в финскую экономику Суоми живется очень плохо. И когда финны своими собственными руками разорвали связи с Россией, то тут же почувствовали это на своей шкуре».

И действительно, ссора с РФ негативно сказывается на Финляндии и в большом, и в малом – от проблем финских деревообработчиков, лишившихся дешевого российского сырья, до бед национального авиаперевозчика Finnair, вынужденного теперь прокладывать свои маршруты в обход огромного восточного соседа. Страдает и розничная торговля, и общепит.

Вот лишь один из многих примеров таких последствий – Финляндия страдает от прекращения судоходства по Сайменскому каналу. Этот канал, 34 из 57 километров которого проходят по российской территории, являлся важным транспортным путем – единственным водным маршрутом в Балтийское море из внутренних озер Финляндии. До антироссийских санкций в 2021 году по нему было перевезено более 1,2 млн тонн грузов в обоих направлениях. В настоящее время движение по каналу почти полностью замерло.

Решением финского правительства закрыты все пункты пропуска для водного транспорта на границе с Россией: Хаапасаари, порты Нуйямаа и Сантио. Политики начали обсуждать идею строительства нового канала, пролегающего полностью по финской территории – вдоль границы с РФ вплоть до Балтийского моря. Эксперты подсчитали, что стоимость таких работ, которые затянутся в лучшем случае лет на пятнадцать, составит от 2 до 10 млрд евро. Однако найти такие деньги в нынешних условиях финскому правительству будет предельно сложно.

Неслучайно в Суоми в этом году начались разговоры, ранее являвшиеся строгим табу: политики и предприниматели заговорили о возможности хотя бы частичного восстановления экономических отношений с Россией. В сентябре-ноябре 2025 года социологическая компания E2 Tutkimus опросила на этот счет 96 сотрудников муниципалитетов, учебных заведений и университетов, бизнеса и промышленности из шести областей Восточной Финляндии. Выяснилось, что 61% ожидают возобновления отношения с Россией после урегулирования украинского конфликта. При этом 17% опрошенных заявили, что восстановление связей «возможно и необходимо», а 44% считают, что это «возможно с оговорками» (имея в виду «стабильную ситуацию в сфере безопасности»).

«Наша экономика уже мертва. Мы должны срочно открыть границу и молиться, чтобы россияне вернулись и оставили тут евро…

– написал написал в соцсети Х профессор Хельсинкского университета Туомас Малинен. – Финская экономика – это ходячий мертвец, и она, скорее всего, похоронит большинство финнов в течение следующих двух лет».

К слову, Стубб оказался не одинок. Похожее заявление сделал гендиректор Департамента внешней разведки Эстонии Каупо Росин. По его словам, «у России в данный момент нет намерений нападать на какую-либо страну Балтии или на НАТО в более широком смысле». Розин, заявляет, что «Россия уважает НАТО и старается избегать какого-либо открытого конфликта на данный момент». Политолог Максим Рева, специалист по странам Прибалтики, считает, что что слова Росина – это «предварительный проброс», призванный начать подготовку к смене общественного мнения.

«Все предыдущие годы правящие эстонские политики на всех углах кричали, что "агрессивная Россия вот-вот нападет". А теперь они видят, как Россия сотрудничает с США по вопросу украинского урегулирования, после которого не исключено, что активизируется и двустороннее экономическое сотрудничество,

– сказал Рева газете ВЗГЛЯД. – И теперь эстонским властям нужно объяснить населению меняющиеся реалии. Но они же не могут открыто сказать: "Простите, мы вам врали". Поэтому они выпускают вперед "профессионала разведки" Росина, который объясняет, что это, мол, не Россия миролюбивая, а это мы в НАТО запугали Москву до такой степени, что она больше не помышляет об "агрессии". Александр Стубб применяет похожий прием – говорит как бы не от себя, а ссылается на мнение "профессионала" Тулси Габбард, сказавшей, что Россия нападать не собирается».

В то же время, по словам Максима Ревы, нельзя сразу ожидать от Эстонии и других стран ЕС слишком многого.

«Я считаю очень характерным, что Каупо Росин среди прочего говорит о том, что нельзя снимать санкции. Этого следовало ожидать – они не могут пойти на попятную слишком скоро, иначе у населения могут возникнуть вопросы. Должен пройти год-два после заключения мира на Украине, когда правящие политики стран ЕС заговорят о том, что надо бы восстанавливать экономическое взаимодействие с Россией.

Но заговорят они об этом обязательно, рано или поздно – уж слишком плохо сейчас в ЕС с экономикой».

Все это, однако, не значит, что даже если предложения о восстановлении отношений поступят после окончания СВО со стороны стран Европы, Россия с легкостью и без оглядки на них согласится. «Нам еще нужно понять: а нужно ли нам хотя бы частичное возвращение сотрудничества с государством, население которого относится к нам так враждебно? Ведь финские власти, дабы оправдать вступление в НАТО, накачали свое население самой дикой русофобией», – напоминает Наталья Еремина.

«Мы, Россия, еще и сами должны для себя решить: а надо ли нам восстанавливать связи с ЕС? Всё-таки необходимо и преподать им какой-то урок на будущее», – считает и Максим Рева.