Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
29 комментариевЭлита США опять выиграла «холодную войну»
Элита США опять выиграла "холодную войну"
«Супервторник» закончился сенсацией. Вопреки почти всем прогнозам, бывший вице-президент Джо Байден не просто «восстал из мертвых», а прошелся по США победным маршем. Результаты праймериз для его оппонента Берни Сандерса критично плохи и убивают мечту американцев о социализме. Так в президентской гонке официально сменился лидер. Что это меняет для Америки?
После того, как Берни Сандерс наголову разгромил Джо Байдена на праймериз в Неваде (а до того – в Айове и Нью-Гэмпшире), один из американских телеведущих эмоционально воскликнул: «Все, конец!» – пояснив, что это цитата французского генерала времен Второй мировой, зафиксировавшего поражение от немецких войск. Реплика вызвала громкий скандал: фанатам Сандерса, среди которых много молодежи и «снежинок» – особой породы американских либералов, что устраивают истерику при любых проявлениях неполиткорректности в чужой адрес и критики в свой, не могло понравиться сравнение с Гитлером.
Прошло всего несколько дней, и теперь можно уверенно подтвердить: да, это разгром. С поправкой на то, что обстоятельства 1940 года сменились на обстоятельства 1945-го, то есть на прямо противоположные. Буквально вчера Сандерс обходил Байдена в общенациональных соцопросах и претендовал на лидерство в большей части штатов «супервторника». Теперь его «бро» (так называет себя группа поддержки 78-летнего политика) буквально посыпают голову пеплом.
Из 14 штатов, где во вторник разыгрывались голоса трети делегатов на национальный конвент Демпартии, Сандерс уверенно победил только в относительно малочисленных и горных Юте и Колорадо, а также в крошечном и родном для него Вермонте. С небольшим отрывом он лидирует также в Калифорнии, где за социалиста почти тотально голосуют молодежь и латиноамериканцы. В остальных 10 штатах первое место, зачастую с огромным запасом, берет Байден, кампанию которого дружно хоронили еще позавчера.
Теперь бывший вице-президент – официальный фаворит гонки, лидирующий по количеству делегатов и вернувший себе первое место в общенациональных вопросах.
Этому способствовал его триумф в Южной Каролине в минувшую субботу, где заместитель Обамы воскрес аки феникс. Но прежде всего – то, что руководство демократов, прежде с ужасом наблюдавшее за «красным маршем» Сандерса, засучило рукава и обрушило на социалиста всю мощь своей политической машины.
Подобного следовало ожидать: для элиты демократов Сандерс – недопустимый кандидат, против которого все средства хороши. Дело даже не в том, что у сенатора с социалистической самоидентификацией практически нет шансов выстоять против Дональда Трампа в финале. Гораздо хуже, что его довольно радикальная программа со сверхналогами для сверхбогатых отпугивает от партии наиболее зажиточных спонсоров с Уолл-стрит. Спонсоры потребовали принять меры – и меры были приняты.
Прямо перед «супервторником» с выборов снялись Эми Клобушар и Пит Буттиджич – «традиционные» демократы, серьезно зависимые от партийной элиты (особенно это касается Буттиджича; первый открытый гей, претендовавший на президентскую номинацию от одной из ведущих партий, только начинает карьеру в большой политике и никаких постов сейчас не занимает). Оба при этом поддержали Байдена, и умеренный электорат перестал дробиться.
Как следствие, Сандерс проиграл Байдену даже в Миннесоте – родном для сенатора Клобушар и одном из штатов «ржавого пояса», где много безработных «синих воротничков» и сильны левые настроения.
С другой стороны, с выборов не спешит сниматься сенатор от Массачусетса Элизабет Уоррен, хотя у нее нет ни малейших шансов на победу. В отличие от Сандерса, она называет себя «капиталисткой», но транслирует столь же радикальные идеи и ориентируется на левый и молодежный электорат. Еще одно отличие – ее относительная лояльность руководству Демпартии, где она является неформальным лидером «прогрессивного крыла» и не хочет терять административные позиции.
Проигрыш в родном Массачусетсе – серьезный удар для Уоррен.
Зато ей удалось раздробить левый электорат и обеспечить победу Байдену. Не исключено, что она даже сейчас не снимется с выборов и продолжит отщипывать у Сандерса голоса.
Особая поддержка была оказана Байдену и в Техасе – втором по размеру штате США, где Сандерсу просто необходимо было побеждать. Возможно, ключевая заслуга в этом принадлежит Бето О'Рурку – еще одному козырю, который элита «ослов» вытащила из рукава.
О'Рурка называют новой суперзвездой, точнее, называли, когда он едва не выиграл выборы в сенат у опытного и популярного политика Теда Круза (кстати, одного из наиболее эффективных противников России на Капитолийском холме). На радостях Бето даже вписался в президентскую кампанию, но на общенациональном уровне показал обескураживающие результаты и очень скоро «выбросил белый флаг». Тем не менее, в Техасе он по-прежнему популярен – и при этом, как начинающий политик типа Буттиджича, серьезно зависим от партийного истеблишмента.
По взглядам Бето тоже левак, поддержка Сандерса с его стороны выглядела бы логичной, но юное дарование послушалось старших и оказало неоценимую услугу руководству демократов, поддержав Байдена. Теперь его административная карьера, надо думать, пойдет в гору.
Это все, впрочем, не важно. Важно, что в гору теперь идет и карьера Байдена, несмотря на коррупционные скандалы с участием его сына на Украине и то, что 77-летний бывший вице-президент явно не выдерживает веса своего возраста – постоянно заговаривается, тонет в фантазиях, путается в собственной биографии. Вот и сейчас на митинге в одном из поддержавших его штатов он перепутал свою сестру со своей женой.
Особенно мощно Байден выступил в Северной Каролине, Оклахоме, Теннесси, но в первую очередь – в Алабаме, где набрал порядка 60% голосов. Алабама в США – синоним глуши, эдакого штата реднеков (сельских гопников), которые стреляют для развлечения по скунсам, играют в боулинг и поколачивают своих жен. Там по-прежнему сильны старые порядки, и слово «социалист» ассоциируется с коммунистической угрозой.
- Коронавирус может сделать Берни Сандерса президентом США
- Почему «могильщик Трампа» проиграл выборы
- За аннексию территорий Мексики США заплатили чудовищную цену
Есть определенная ирония и даже несправедливость в том, что Байден вырвался вперед за счет консервативных штатов Юга, которые на президентских выборах все равно проголосуют за Трампа, а там, где демократы составляют большинство, Сандерс либо лидирует, либо составляет Байдену серьезную конкуренцию. Но эта несправедливость является важной частью американской системы сдержек и противовесов: в консервативных штатах и демократы консервативные, что на национальном уровне отсекает особо радикальных кандидатов, приводит их к некоему «среднему арифметическому» и заставляет не забывать о «медвежьих углах» своей большой родины.
Кому из демократов, к примеру, была бы интересна маленькая и сельская Айова, а равно – чаяния местных избирателей, ведь республиканец все равно выиграет там любые выборы. Но в рамках борьбы за номинацию важна даже Айова, с которой начинались праймериз и которую каждый из кандидатов в итоге исколесил вдоль и поперек.
В условиях конкуренции с другими умеренными кандидатами Байден был Сандерсом в Айове бит. Теперь же бывшему вице-президенту мешает только мультимиллиардер Майкл Блумберг, но и он скоро мешать перестанет.
В «супервторник» Блумберг был бит везде и повсюду, кроме заграничной территории США – Американского Самоа, где проживают всего 50 тысяч человек, но тоже проводят праймериз. Победа там Блумберга при поражении во всех полноправных штатах – чисто комедия, ведь он уже успел потратить на свою кампанию полмиллиарда долларов из личных средств и намеревался чуть ли не скупать делегатов на конвенцию. Другое дело, что одного из самых богатых людей мира такое оскорбительное положение вещей вполне устраивает – он шел на выборы прежде всего для того, чтобы не допустить номинации Сандерса на случай, если Байден не сможет составить ему достойной конкуренции. Но он смог, и «мавр может уходить».
Теперь финал этого забега «ослов» более-менее прозрачен. Ни Сандерс, ни Байден не смогут завоевать голоса такого количества делегатов на съезд Демпартии, которое обеспечивало бы им выдвижение в президенты. Как следствие, это будет очень горячий съезд, какого не было с 1976 года, когда кандидатом от демократов после изнурительной борьбы и на праймериз, и на конвенции был назван Джимми Картер.
Именно к этому варианту шел Сандерс, к этому бою он был готов. Но он не был готов к тому, что сражаться придется со вторых позиций.
Если бы социалист победил кандидата от элит по общему числу голосов выборщиков, завоеванных ими на праймериз и кокусах, попытка отдать номинацию Байдену сопровождалась бы оглушительным скандалом и почти неизбежным расколом Демпартии, чего ее руководство хотело бы избежать. Однако идет к тому, что гарантированных выборщиков будет больше у Байдена, так что социалиста на съезде прокатят с полным моральным правом и залечат возможный раскол малой кровью.
Это позволит демократам провести финал кампании с минимальными издержками. Да, победит, скорее всего, Трамп, но спонсоры не разбегутся, левых удастся приструнить хотя бы на ближайшие четыре года, а несносного Сандерса – проводить на почетную пенсию.
Правда, нервы «толстосумам» он все равно потреплет, благо поклялся биться до конца не только за президентский пост, но и за свои социалистические идеи.
При этом нельзя сбрасывать со счетов и то, что возрождение Байдена может стать не последним сюрпризом. Трамп рассчитывал на легкую прогулку и не сомневался в своей победе над радикалом Сандерсом в финале. Теперь его положение усложняется – итог противостояния с бывшим вице-президентом может быть другим. Как показали результаты «супервторника», чтобы уверенно хоронить врагов, нужно дождаться, когда за ними захлопнется крышка гроба.