Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
2 комментарияВашингтон разослал немецким партнерам России «письма несчастья»
Немецким фирмам, которые участвуют в совместных энергетических проектах с Россией, разослали угрожающие письма. Автор – посол США Ричард Гренелл, которого в Берлине открыто называют колониальным чиновником. Идея наказать за «подрыв безопасности Украины и Европы» принадлежит явно не послу. Прогнется ли немецкий бизнес, откажется ли от участия в «Северном потоке – 2» и других «опасных» проектах?
Правящая элита Германии всячески старается избегать посла США в ФРГ Ричарда Гренелла, сообщило накануне немецкое издание Spiegel. «В Берлине он для многих превратился в персону нон грата. Люди у власти избегают его, многие двери для него закрыты», – утверждает издание, добавляя, что даже канцлер Ангела Меркель держит главу американской дипмиссии на расстоянии.
Причина – в откровенных попытках мистера Гренелла вмешаться во внутренние дела Германии, отмечает Spiegel. И напоминает: экс-лидер социал-демократов Мартин Шульц, не стесняясь, назвал посла «колониальным офицером». Это при том, что для ФРГ, которая после войны находится в явной зависимости от США, американский посол в принципе обладает особенным статусом.
Если остракизм, которому берлинская элита подвергает посла Гренелла – не выдумка, то это хорошая новость и для Москвы, и для крупных германских компаний, участвующих в строительстве «Северного потока – 2». Напомним, что посол США разослал немецким компаниям письма, в которых предупредил о возможности введения в отношении них американских санкций из-за поддержки строительства этого газопровода.
К слову, Гренелл использовал любопытную формулировку: фирмы, которые участвуют в СП–2 и других совместных энергетических проектах с Россией («Турецком потоке» в первую очередь), «подрывают безопасность Украины и Европы». Таким образом, «колониальный офицер» потребовал от Берлина учитывать интересы не только Вашингтона, но и Киева.
Черные метки, которые разослал Гренелл, это не шантаж, а «ясное выражение позиции США» – о чем прямо указано в письмах посла. Угрозы в самом деле непохожи на самодеятельность отдельно взятого дипломата. 11 декабря палата представителей Конгресса США приняла резолюцию против строительства газопровода «Северный поток – 2». Конгрессмены заявили: увеличение притока российского газа в Европу якобы «усилит контроль Москвы» над поставками энергоносителей. Речь идет не только об угрозах. На прошлой неделе немецкое издание Handelsblatt со ссылкой на источники в правительстве ФРГ сообщило: Госдеп готовит проект санкций в отношении двух европейских строительных компаний, связанных с СП–2.
Отметим, что американское давление начало раздражать уже не только Берлин, но и Брюссель – в конце декабря еврокомиссар по бюджету Гюнтер Эттингер, ранее отвечавший за европейскую энергетику (и соратник Меркель по партии ХДС), подчеркнул: трубопровод «Северный поток – 2» уже «давно строится и его больше нельзя просто взять и остановить».
- "Северный поток – 2" приближается к проблемной морской зоне
- Устоит ли "Северный поток" под натиском "безумцев"
- Как "Северный поток – 2" скажется на будущем Украины
Впрочем, не следует и переоценивать готовность германской элиты солидарно сдерживать натиск Вашингтона. Известно, что в Берлине сильна и фракция противников СП–2. Это видный функционер ХДС, евродепутат Эльмар Брок, лидеры «Зеленых», а также глава комитета бундестага по внешней политике Михаэль Гелер, отмечает портал «Фонд стратегической культуры».
Но не факт, что эта группа будет откровенно подыгрывать требованиям посла Гренелла (а следовательно и Госдепа) – учитывая, что такие окрики из Вашингтона стали постоянным раздражающим фактором в последние годы.
«Американское посольство не в первый раз вмешивается в экономическую жизнь Германии, – напомнил в комментарии газете ВЗГЛЯД немецкий политолог Александр Рар. – Например, после того как начались события в Крыму и конфликт вокруг Украины, американские чиновники, работающие в посольстве в Берлине, четко предупреждали немецкие фирмы о «нежелательности» участия в Петербургском экономическом форуме и т.п.».
Фактически такое положение вещей наблюдается после 2014 года, подчеркивает Рар. Но в таком формате, в котором выступил посол Гренелл, представители США еще не действовали, отметил собеседник. «Конечно, немецкие фирмы запуганы, такой реакции, как сейчас, фактически не было», – указывает собеседник.
Рар прогнозирует: компании, ставшие адресатами грозных писем, будут ориентироваться на мнение кабинета Ангелы Меркель. «Будут ждать, какая реакция там последует, в надежде получить какую-либо защиту, – отметил немецкий политолог. – В то же самое время фирмы прекрасно понимают: американский посол высказал то, что думает Конгресс США и американские элиты в целом». По мнению Рара,
это похоже на последнее предупреждение в адрес всех тех фирм, которые работают с Россией в энергетической области: если вы не свернете ваше сотрудничество, то можете забыть про американский рынок.
Помимо боязни потери американского рынка, немецкие компании опасаются финансовых санкций и тех проблем, которые за этим могут последовать, отмечает Рар. «Как американцы справляются с менеджерами компаний, которые нарушают правила игры, мы видели на примере сотрудников Volkswagen: один сидит в заключении в Америке, другие боятся в Америку въезжать, потому что их могут там жестким образом наказать», – напомнил немецкий эксперт. Собеседник имеет в виду вынесенные в США в 2017 году приговоры инженеру и менеджеру Volkswagen за причастность к «дизельному скандалу». Добавим, что летом прошлого года главе правления Audi AG Руперту Штадлеру предъявили обвинение в мошенничестве и подлоге документов по тому же «дизельному делу».
Сейчас же речь идет уже не о предполагаемом нарушении американского экологического законодательства (за что поплатились немецкие автогиганты), а о геополитическом вопросе, каковым, без сомнения, стало строительство «Северного потока – 2». «Вашингтонские элиты буквально готовы «вцепиться зубами» в те фирмы, которые сотрудничают с Россией в этом проекте», – констатирует Рар.
С другой стороны, ультимативный тон требований Вашингтона (озвученных через посла Гренелла) может произвести отрезвляющее воздействие на крупный европейский бизнес. «Это повод осознать, что они не вассалы, в роли которых их хотят видеть американцы, а самодостаточные, сильные транснациональные структуры. Структуры, которые могут защитить свои интересы, апеллируя к тому, что речь идет о германской, и шире – европейской энергетической безопасности», – полагает Рар. В любом случае, демарш американского посла станет настоящим тестом на зрелость для европейского бизнес-сообщества, резюмирует немецкий эксперт.
«Немецкий бизнес не прислушается к окрику
из Вашингтона», – прогнозирует в комментарии газете ВЗГЛЯД руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов. «После 2 августа 2017 года, когда в Соединенных Штатах был принят закон CAATSA («О противодействии противникам Америки посредством санкций»), бизнес готов к тому, что министерство торговли и минфин США могут применить санкции в рамках этого закона», – отмечает эксперт-германист.
В законе CAATSA, направленном в том числе против России, пока что не прописаны санкции против участников проекта СП–2, но бизнес не может не учитывать риски расширения этого закона, отмечают эксперты. «Все уже учтено в рисках», – отмечает Белов.
Отметим, что распространение санкций CAATSA на «Северный поток – 2» – это не только гипотеза. Резолюция, которую 11 декабря утвердила палата представителей Конгресса, принята именно на основе «Акта о противодействии противникам Америки».
«Если министерство торговли и минфин США действительно введут соответствующие санкции, то по всей видимости, немецкий бизнес будет иметь в виду – выходить или оставаться в конкретных проектах. Это касается не только «Северного потока – 2» – более того, этот проект наименее рискован для российской энергетики», – указывает эксперт. По его оценке, более опасны другие ограничения, упомянутые в CAATSA, и которые направлены на средне- и долгосрочное лишение России ресурсной базы по добыче газа и нефти.
Что же касается непосредственно угрозы для СП–2, то «самое опасное в том, о чем написал Гренелл, – это санкции против швейцарской компании Allseas, владелицы трубоукладочных судов, которые должны прокладывать трубы по дну Балтийского моря», подчеркнул Белов. «Если мы лишаемся возможности пользоваться этими судами (а они, насколько я понимаю, уникальны, альтернативы им у Газпрома нет), то это может представлять угрозу», – указал эксперт. Остальные вызовы, включая возможный выход германских партнеров из проекта, Газпром «переварит», полагает эксперт.