Взгляд
20 января, четверг  |  Последнее обновление — 23:55  |  vz.ru
Разделы

К войне на Украине может привести любая провокация

Игорь Гужва
Игорь Гужва, журналист
Означает ли крайне малая вероятность начала войны по инициативе России то, что войны не будет? К сожалению, нет. Инициаторы могут быть с другой стороны. Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Американские технологии казахского протеста

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
В чистом виде «цветных революций» уже не будет. Новая концепция «стратегического смешивания» западных спецслужб – это синергия социального протеста, революционного джихада и криминальных мятежей силами этнических ОПГ. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Будет ли Индия покупать подлодки у России

Максим Климов
Максим Климов, капитан 3 ранга в запасе, военный эксперт
Какими бы хорошими ни были «ноги» подводной лодки, главным продолжают оставаться «кулаки» – реальные возможности оружия, средств защиты и обнаружения. То, что в первую очередь определяет победу в подводной войне. И именно здесь у России есть решающее преимущество перед иностранными конкурентами: антиторпеды. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Британия с помощью авиации завозит тонны оружия на Украину

Накануне на Украину прибыла очередная партия международной технической помощи от Великобритании. В этот раз ВС Украины были предоставлены новые легкие противотанковые средства. Стороны указывают на исключительно оборонительное предназначение оружия
Подробности...

Обвиняемый в терроризме Порошенко вернулся в Киев

Экс-президент Украины Петр Порошенко вернулся в Киев из-за границы. Ожидалось, что бывший глава государства, которого подозревают в госизмене, будет арестован прямо в аэропорту. Но Порошенко прошел через погранкордоны, хотя и не без инцидентов
Подробности...

Циклон завалил снегом Южно-Сахалинск

В Южно-Сахалинске третий день продолжаются обильные снегопады из-за сильного циклона. Уже выпала месячная норма осадков. Власти города ввели режим чрезвычайной ситуации. Коммунальщики работают в круглосуточном режиме. На расчистку улиц брошена не только спецтехника, но и военные
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Лавров прибыл в Женеву

    Главная тема


    Россия избежала абсурда в борьбе с пандемией

    «дом советов»


    Экс-глава НАТО рассказал о «пугающей» шутке Путина про альянс

    биологическое топливо


    Украинский «Нафтогаз» решил перевести свои ТЭЦ на солому и щепу

    фото из пиджака


    Стало известно о внебрачном сыне Абдулова

    Видео

    стратегическое соглашение


    Чем Иран будет соблазнять Россию

    в режиме спецоперации


    Как Южная Осетия сбежала в Россию из Грузии

    платежный баланс


    России удалось заработать в 2021 году рекордную сумму

    Бывший президент Украины


    Американцы спасли Порошенко от «сталинщины»

    советские времена


    Как понять слова Кудрина о худшей жизни в СССР

    противоборствующие толпы


    Игорь Мальцев: Ковид закончится, а людям надо остаться людьми

    политическая дальновидность


    Геворг Мирзаян: Как Порошенко еще раз унизил Зеленского

    дипломатия и компромиссы


    Тимофей Бордачёв: Россия и США ведут дипломатическую «разведку боем»

    на ваш взгляд


    Есть ли у вас домашние животные?

    Китай создаст собственные авиадвигатели копированием чужих

    Си Цзиньпин призвал ускорить НИОКР в области авиационного двигателестроения
       7 сентября 2016, 08:02
    Фото: Mark Ralston/Pool/Reuters
    Текст: Юрий Караш,
    член-корреспондент Российской академии космонавтики

    Китай начинает реализацию масштабного плана, важнейшего для его авиапрома – разработку собственных авиадвигателей мирового класса. Сейчас в этом вопросе КНР сильно отстает – и зависит в том числе от России. Решать проблему китайцы будут привычным методом: копированием чужих (и российских) технологий. В этом, однако, можно найти и определенные плюсы.

    Еще в конце августа председатель КНР Си Цзиньпин призвал ускорить НИОКР в области авиационного двигателестроения, чтобы усилить китайскую авиапромышленность. Важным организационным шагом на пути этого усиления стало создание Китайской авиадвигательной корпорации – Aero Engine Corp of China (ранее авиационными двигателями занималась Китайская авиапромышленная корпорация – Aviation Industry Corp of China).

    Самые совершенные самолеты КНР, типа истребителя J-10 или транспортника Y-20, полностью зависят от российских двигателей

    Как подчеркивает в связи с этим ресурс Defense-aerospace.com, несмотря на невероятные успехи, достигнутые Китаем в области науки, техники и промышленного производства, авиадвигатели остаются одной из тех немногих сфер, в которых страна отстает от ведущих авиастроительных держав. В настоящее время только пять стран (и все они – члены Совета Безопасности ООН) способны производить турбовентиляторные двигатели с функцией форсажа типа тех, которые установлены на лучших в мире истребителях – американском F-22 или российском Су-35.

    При этом самые совершенные самолеты Народной армии Китая, типа истребителя J-10 или транспортника Y-20, полностью зависят от российских двигателей. Даже J-20 – первый китайский самолет, построенный по технологии «стелс» – использовал для испытательных полетов двигатель из России.

    Согласно плану под общим названием «Будет производиться в Китае к 2025 году», производство авиадвигателей является одной из 10 промышленных отраслей, имеющих критическую важность для страны, а потому будет полностью поддерживаться правительством. Благодаря успехам собственных инженеров и конструкторов Китай уже изготавливает турбовентиляторные двигатели типа WS-10 Taihang, которые установлены на некоторых истребителях типа J-10 и J-11. Впрочем, по мнению экспертов, пока еще рано говорить о том, достаточно ли они мощны и надежны, чтобы заменить импортируемые двигатели. Известно, что одна из главных проблем, которую предстоит решить китайским конструкторам, – это создать двигатели, которые способны в течение длительного времени обеспечивать самолету полет на сверхзвуковой скорости.

    Итак, Китай намерен стать великой авиационной державой, что немыслимо без развитого двигателестроения. Но что является источником потенциального величия Поднебесной в данной сфере? Ответ однозначен и прост – интеллектуальное «пиратство».

    Классический пример – Су-27. Вначале Китай купил у России небольшое число этих истребителей. Потом вроде бы собирался производить их из российских комплектующих, но собрал лишь 105 машин из запланированных 200. Вскоре стало ясно, почему: китайцы просто скопировали этот самолет и начали его безлицензионное производство. Собственно китайского там было лишь название J-11В, двигатели, вооружение и приборное оборудование. 

    Причем, как отмечают эксперты, если в 1960-х годах китайские копии советской военной техники были заведомо примитивнее оригиналов, то J-11В, судя по имеющимся данным, по своим тактико-техническим характеристикам практически не уступает Су-27. А J-15 – это китайская копия Су-33, являющегося корабельной версией Су-27. Из-за подобных «перевоплощений» Россия, согласно докладу Британского королевского общества аэронавтики, отложила поставки Китаю последней версии Су-35. Желание Пекина закупить только 24 машины этого типа, но при этом – большое количество запасных двигателей, вызвало у российских властей опасение, что и в данном случае Китай намерен скопировать истребитель. И прежде всего – его двигатель.

    Как отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, Пекин уже давно не гнушается неприкрытым воровством технологий, в чем весьма преуспел. Например, нет никаких данных, указывающих на то, что Россия когда-либо продавала КНР непосредственно реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Смерч» или лицензию на их производство. Тем не менее в армии Китая сначала появилась РСЗО А-100, очень напоминающая «Смерч», а потом PHL-03 – полная копия данной системы. 

    Самоходная артиллерийская установка Туре 88 (PLZ-05) очень похожа на российскую «Мсту», которая тоже никогда в КНР не экспортировалась. 

    Россия никогда не продавала Китаю и лицензию на производство зенитной ракетной системы С-300, но это не помешало китайцам скопировать ее под названием HQ-9. Китайская БМП ZBD04 чрезвычайно похожа на российскую модель БМП-3, а крылатая ракета С-602 – на российскую крылатую ракету X-55.

    Есть причины обижаться на Китай и у США. Chengdu J-20 «Черный орел» имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от российского так и не завершившего испытания МиГ 1.44 и американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35. А китайский региональный самолет ARJ-21 является реинкарнацией американского лайнера DC-9, выпущенного в середине 1960-х годов для линий средней протяженности.

    «По-научному» то, чем занимается Китай, воспроизводя у себя образцы зарубежной техники, называется «обратное проектирование». Берется какое-либо изделие, полностью разбирается, каждая деталь тщательно перечерчивается, а полученные чертежи затем передаются в производственные цеха, которые начинают выпуск этого изделия уже под китайской маркой. При этом, как отмечено в уже упомянутом докладе Британского общества аэронавтики, «обратное проектирование на таком высоком уровне предполагает высокую степень технической компетенции». Но Китай вложил много сил и средств в исследовательскую и технологическую инфраструктуру, которая является необходимым условием создания аэрокосмической отрасли мирового класса.

    Но, как ни странно, в «обратном проектировании», осуществляемом КНР, есть и положительная стороны, причем для тех самых производителей, чью продукцию Китай «обратно проектирует». Управляющие зарубежных авиастроительных компаний, у которых есть совместные предприятия с Китаем, единодушно выражают беспокойство по поводу воровства этой страной их технологий. И в то же время отмечают: в том числе и по этой причине их компаниям нужно постоянно создавать новые технологии, чтобы сохранять конкурентное преимущество перед китайской продукцией. Так что «обратное проектирование», практикуемое Китаем, невольно стимулирует научно-технический прогресс в области авиации.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •