Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

0 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
4 марта 2011, 14:53 • Политика

«Захватывать Китай будет именно нас»

Александр Храмчихин: Китай наращивает армию против России

«Захватывать Китай будет именно нас»
@ rfi.fr

Tекст: Юлия Малышева

«По конкурентоспособности сравнивать наши армии смысла нет. Единственное, что у нас есть против Китая, – ядерное оружие», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД замглавы Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Так он прокомментировал информацию о том, что КНР вновь нарастила свой оборонный бюджет.

Военный бюджет Китая в этом году увеличится на 12,7%, достигнув, таким образом, 91 млрд долларов.

Отсутствие нашей реакции может вызывать лишь недоумение

Официальные цифры расходов на армию, составляющие в общем бюджете страны почти 6%, были озвучены Пекином в пятницу. При этом, как пояснил официальный представитель четвертой сессии Всекитайского собрания народных представителей Ли Чжаосин, увеличение расходов на оборону связано с необходимостью улучшения жизни военнослужащих и строительства для них жилья, а также повышения обороноспособности страны.

«Военное строительство Китая не направлено против каких-либо стран или сторон», – особо подчеркнул он.

Наблюдатели, впрочем, сильно сомневаются в искренности этих заявлений. Более того, как заявил в интервью газете ВЗГЛЯД замглавы Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, именно России нужно больше всех опасаться растущей военной  мощи своего ближайшего соседа.

ВЗГЛЯД: Китай серьезно увеличил по сравнению с прошлым годом свой военный бюджет. Настолько ожидаемым был такой рост и как на фоне КНР теперь будут выглядеть расходы других стран на армии?

(фото: republic.com.ua)Александр Храмчихин

(фото: republic.com.ua) Александр Храмчихин

Александр Храмчихин: Аномальным в этом отношении был как раз прошлый год, когда рост оборонного бюджета Китая составил всего 8%. Видимо, это было превентивной реакцией на кризис. Но поскольку падения ВВП не произошло, Китай вернулся к прежним темпам роста.

Поэтому нынешний показатель увеличения военных расходов– как раз нормальный для Китая.

С американцами китайский военный бюджет сравнивать, конечно, глупо, ведь у США он доходит до 700 млрд долларов. Правда, примерно 20% из него уходит на финансирование кампании в Ираке и Афганистане, плюс они несут колоссальные расходы на содержание личного состава, совершенно несопоставимые с китайскими и нашими. Поэтому сравнение здесь некорректно.

Наш военный бюджет – 30–40 млрд долларов. По конкурентоспособности сравнивать наши армии смысла тоже нет.

ВЗГЛЯД: В адрес Китая довольно часто звучат обвинения в непрозрачности и занижении военных расходов. На ваш взгляд, каков реальный оборонный бюджет этой страны?

А. Х.: Никто даже не сомневается, что представляемые Китаем официальные цифры не соответствуют действительности. На самом деле можно говорить о том, что его реальные военные расходы выше как минимум в полтора раза. А как максимум – в три. Так что можно смело говорить, что их военный бюджет сейчас дойдет до 150 млрд долларов.

ВЗГЛЯД: А насколько эффективна китайская армия? Ведь раньше она страдала той же болезнью, что и российская, в которой качество заменялось количеством.

А. Х.: Сейчас все радикально изменилось. Китайская армия претерпела кардинальное обновление, став по многим параметрам сильнейшей армией мира.

Наши показатели по закупке вооружения несравнимы с китайскими. При этом китайцы все больше и больше делают упор на создание собственного производства.

ВЗГЛЯД: Причем, судя по всему, по ворованным технологиям?

#{smallinfographicleft=424488}А. Х.: Да, конечно, так оно и есть. Но нельзя говорить о том, что они тупо воруют и копируют. Все гораздо сложнее. Китай ворует активно, но при этом он синтезирует наши и западные технологии, что само по себе чрезвычайно непросто, и создает что-то новое. Поэтому ни в коем случае нельзя говорить, что у них существует какое-то существенное технологическое отставание.

По большинству показателей Китай нас уже обошел. И в чем-то уже обошел США. Пока Китай позади Америки по количеству боевых самолетов и авианосцев. Однако в отношении последних КНР, возможно, удастся приблизиться к США. Во всяком случае, Пекин анонсировал строительство аж пяти авианосцев, а первый такой корабль – бывший «Варяг» – у них уже почти готов. Так что если Китай этого очень захочет, он сможет догнать США по этому показателю.

Отстает пока Китай от нас и от Америки по количеству атомных подлодок. Плюс у них слабая ударная авиация. А во всем остальном они уже всех обходят, особенно по сухопутному вооружению.

ВЗГЛЯД: В самом Китае подчеркивают, что его военная политика носит исключительно оборонный характер и не направлена против кого-либо. Насколько такие заявления соответствуют реальности, и на какие военные программы КНР делает упор?

А. Х.: Сейчас они делают упор на все программы, идут широким фронтом, делают абсолютно все.

ВЗГЛЯД: Главным критиком наращивания Китаем своей военной мощи регулярно выступают США, в то время как Россия, имеющая с ним границу, не высказывает каких-либо опасений на этот счет. Означает ли это, что Китай не рассматривается нашей страной как потенциальная угроза?

А. Х.: Отсутствие нашей реакции может вызывать лишь недоумение. Потому что совершенно очевидно, что все это направлено именно против нас.

Китай рассматривает такие страны, как США и Индию, лишь в качестве потенциальных противников, от которых ему в будущем, возможно, придется обороняться. Но захватывать он будет именно Россию. Единственное, что у нас есть против Китая, – ядерное оружие. Но это сдерживание эфемерно с учетом того, что у КНР оно тоже есть.

ВЗГЛЯД: Эксперты довольно часто говорят, что постоянный рост оборонного бюджета Китая провоцирует очередную гонку вооружений в мире. Насколько обоснованны такие утверждения?

А. Х.: В локальном масштабе в Азии это так и происходит. Так, Индия сейчас в первую очередь реагирует уже на Китай, а не Пакистан. Точно так же на КНР, а не на нас,  несмотря на всю грызню вокруг Курил, переориентируется Япония. Вьетнам всегда имеет в виду Китай как единственную существующую для него угрозу.

Так что можно ожидать, что все эти страны вслед за Китаем увеличат свои военные расходы.

..............