Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

2 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
7 октября 2016, 14:20 • В мире

Главная битва между Британией и Китаем еще впереди

Главная битва между Британией и Китаем за Гонконг еще впереди

Главная битва между Британией и Китаем еще впереди
@ Tyrone Siu/Reuters

Tекст: Виктория Никифорова

Официально Британия уже попрощалась с Гонконгом. Фактически многочисленные акции протеста под лозунгом о «самоопределении» города-государства режиссируются из Лондона. Пока что Китай остужает пыл то ли борцов за демократию, то ли сепаратистов довольно мягкими мерами. Но вскоре может начаться настоящая битва за Гонконг, где пленных брать не будут.

Несколько дней назад политического активиста из Гонконга Джошуа Вонга задержали в аэропорту Бангкока на несколько часов, после чего депортировали обратно в КНР: ему как участнику движения «Оккупай Централ» временно запрещен выезд за границы Китая. Это рядовое, в общем-то, событие тут же попало на первые полосы западных СМИ. Посольство США в Таиланде выразило возмущение вопиющим нарушением прав человека. За Вонга вступились правозащитные организации. Но откуда такой интерес к субтильному студенту в квадратных очках? Как 19-летний парень смог стать суперзвездой протестного движения?

Парадоксальным образом среди ностальгирующих по британскому владычеству много молодежи – людей, которые родились уже после возвращения Гонконга в Китай

Надо отдать Вонгу должное: он вундеркинд политической борьбы и свои протестные акции начал тогда, когда ему едва исполнилось 13 лет. Другое дело, что борьба Гонконга «за вашу и нашу свободу» началась еще тогда, когда Вонг лежал в колыбели. Ему было девять месяцев, когда Британия передала свою «коронную колонию» под управление Пекина. Но незадолго до своего отплытия губернатор Гонконга, пэр Англии, член палаты лордов барон Кристофер Паттен решил заложить под бывшую колонию несколько мин замедленного действия.

Со времен своего основания Гонконг управлялся губернаторами, которых назначал британский монарх, никаких выборов туземцам не полагалось. Но напоследок Паттен продавил идею избрания Законодательного совета города. Китайская компартия была резко против, чиновникам хотелось, чтобы возвращение Гонконга прошло гладко и не усложнялось политическими конфликтами. Но Паттен ловко представил коммунистов замшелыми ортодоксами и подбросил гонконгской интеллигенции главную тему для будущих протестов – свободные прямые выборы.

Тот же Паттен сформировал руководство «пятой колонны» Гонконга, которая с 1997 года исправно обслуживает британские интересы. Во-первых, это бывший епископ Гонконга кардинал Джозеф Дзен. Паттена вообще называют одним из самых влиятельных католиков Британии, он смог наладить отличные отношения с Римской католической церковью, которая в Гонконге (как и везде) поддерживает любые антикоммунистические протесты. Помимо кардинала, на Лондон оборачивается руководство баптистских церквей и университетов (кстати, Джошуа Вонг – христианин-протестант, но особо в этой группе стоит выделить преподобного Чжу Яомина), а также главный спонсор «революции зонтиков» 2014 года олигарх Джимми Лай. Именно при Паттене этот малообразованный гонконгский ретейлер подался в новую для себя область масс-медиа и основал популярный таблоид Apple Daily, который соединяет дутые сенсации и сплетни с откровенно антиправительственной повесткой.

#{image=848922}В 2014 году все эти люди фактически возглавили «революцию зонтиков». Кардинал Джозеф Дзен проводил торжественные молебны на открытом воздухе. Чжу Яомин стал одним из руководителей «Оккупай Централ». Джимми Лай финансировал «революцию» и обеспечивал ей информационную поддержку в своих таблоидах. А повестка массовых протестов была сработана по заветам Паттена. Незадолго до этого правительство КНР пообещало гражданам Гонконга, что в 2017 году они смогут выбрать главу городской администрации сами, но обставило эту процедуру несколькими оговорками. В первую очередь, кандидаты (не более трех) должны были получить предварительное одобрение коллегии выборщиков, которую контролирует Пекин.

В любом случае, для Гонконга это должно было стать важным шагом на пути к реальному народовластию. Никогда в истории жители города своего руководителя не избирали. Однако инициатива китайского руководства была истолкована с точностью до наоборот – «проклятых коммунистов» обвинили в том, что они хотят отнять последние свободы у демократичного Гонконга. Разумеется, гонконгскому «майдану» была обеспечена широкомасштабная информационная поддержка, при этом одним из главных информационных спонсоров выступило BBC, которым прежде руководил все тот же Крис Паттен.

Сегодня кажется, что гонконгский «майдан» был одиночным событием. На самом деле, протестная активность «пан-демократов» (так критики называют гонконгскую «демшизу») не утихала. Никуда после 1997 года не делись и старые британские деньги: семьи Свайров и Кесвиков до сих пор принадлежат к богатейшим олигархическим кланам Гонконга.

#{smallinfographicleft=780448}Чудо-ребенок Джошуа Вонг рано сумел встроиться в сложную систему протестов, спонсированных извне. А против чего именно протестовать, ему было в общем-то безразлично. Первой целью стала скоростная железная дорога, которой правительство КНР планировало соединить материк и Гонконг. Во всех китайских мегаполисах проекты такого рода относятся к престижным и популярным. Но Вонг решил, что поезда угрожают экологии, и организовал акции протеста школьников. Скоростной поезд в итоге так и не запустили, а Вонг уже готовил новый протест.

Следующей его целью стала программа «нравственного и патриотического» образования, предложенная в 2012 году Бюро образования Гонконга. Там было несколько ритуальных слов о «прогрессивной роли Компартии Китая» и пожелания растить учащихся ответственными и позитивными оптимистами. Эта банальная бюрократическая инструкция послужила 15-летнему Вонгу предлогом для организации целого движения студентов и школьников под названием «Ученость» (Scholarism). По словам организаторов, на митинги «Учености» приходили до ста тысяч человек – не только школьники и студенты, но и родители с учителями. Некоторые преподаватели даже объявили голодовку. Особую роль, как не трудно догадаться, сыграли протестантские и католические учебные заведения, многие из которых до сих пор принадлежат британцам, и богатые гонконгцы лезут из кожи вон, чтобы устроить туда своих отпрысков. Стоимость одного места в престижной школе доходит до миллиона долларов США.

В 2014 году «Ученость» приняла активное участие в движении «Оккупай Централ», а 17-летний Джошуа Вонг – типичный первокурсник-«ботаник» с гарри-поттеровской челочкой – стал лицом «революции зонтиков». Журнал Time поместил его фото на обложку, журнал Fortune назвал его одним из самых влиятельных политиков 2015 года. Он написал книгу, прочел курс лекций в университетах США, дал тысячи интервью, возглавил многочисленные рейтинги «самых влиятельных подростков». В Британию его пригласили одновременно с официальным визитом туда Си Цзиньпина, и многие газеты вышли с фотографиями Вонга на первых полосах. Сегодня Гугл-поисковик выдает на его имя более 15 миллионов ссылок. В свои 19 лет Джошуа Вонг раскручен мировыми СМИ до уровня полноценного политического лидера.

В этом качестве он организовал новую политическую партию Demosisto и стал ее генеральным секретарем. В программе Demosisto – борьба за свободные прямые выборы главы Гонконга в 2017 году, а также «самоопределение» города. Формально предполагается, что «самоопределение» должно произойти в 2047 году, когда окончится действие программы отношений Гонконга и КНР, сформулированной как «одна страна – две системы». Однако «в случае проблем с демократией» активисты Demosisto угрожают начать самоопределяться уже в 2017-м.

Откровенный сепаратизм этой повестки совершенно не означает превращения Гонконга в вольный город – приверженцы «самоопределения» эксплуатируют ностальгию по эпохе британского владычества. «Самоопределение» – это мечта о возвращении под британский протекторат.

Для многих жителей Гонконга слияние с Китаем отнюдь не стало праздником. В каждую годовщину передачи города под управление КНР (1 июля) толпы местных жителей собираются на набережных, чтобы вместе вспомнить «прекрасную колониальную эпоху». Каждый приезд бывшего губернатора Паттена (а он навещает Гонконг регулярно) превращается в массовое излияние верноподданнических чувств. Горожане размахивают британскими флагами, поют «Правь, Британия, морями!» и выходят ему навстречу с плакатами: «Губернатор, мы скучаем по вам!», «Возвращайтесь в Гонконг!» и «Спасите нас из этого ада!»

Парадоксальным образом среди ностальгирующих по британскому владычеству много молодежи – людей, которые родились уже после возвращения Гонконга в Китай. Колониальное прошлое родного города для них не предмет стыда, а повод для гордости. Особенно перед соотечественниками из материкового Китая, которые для них по умолчанию являются бедными и необразованными людьми, на российском сленге – «ватниками». И сейчас, когда жители Гонконга вынуждены конкурировать за рабочие места с китайцами с материка, эта «классовая ненависть» разгорается все сильнее.

Эти настроения умело используют Вонг с соратниками. Но тут важно подчеркнуть, что свойственны они меньшинству гонконгцев. В городе существует мощное противодействие «пан-демократам», однако мы о нем почти ничего не знаем: так, ссылок на организацию «Молчаливое большинство за Гонконг» на порядок меньше, чем на Вонга. Кто такая Чан Чинь-Сум – руководитель организации «Оберегая могущество Гонконга» – миру не известно. Между тем эти люди и организации пытаются сплотить гонконгцев против демшизы и сепаратистов. В 2014-м «Молчаливому большинству» удалось собрать более 1,5 миллиона подписей под петицией против митингов и беспорядков – это огромная цифра для 7-миллионного города. Но в западных СМИ принято утверждать, что лояльные КНР организации проплачены Пекином, а значит, блокировать им доступ в информационное поле – благое дело. В конце концов, на акции «креативного» Гонконга и посмотреть приятно – они всегда становятся великолепным шоу. То люди ходят с красными флагами и выкрикивают издевательские частушки в адрес Компартии. То забрасывают игрушечными волками из ИКЕА главу городской администрации (потому что его имя похоже на «волк»).

На протест работают лучшие журналисты, писатели, режиссеры, а молчаливому большинству ход на трибуны просто заказан. Протест в моде, защита родного города – это старомодно и смешно. Размахивать колониальным флагом Гонконга – это, как здесь говорят, cool. А красным флагом КНР – ровно наоборот.

Пока власти КНР обращались с гонконгской «демшизой» достаточно аккуратно. Тот же Джошуа Вонг получил за нарушение общественного порядка всего 80 часов общественных работ. Но в связи с сепаратистской повесткой ставки повышаются. Тем более близится 2017 год, к выборам главы администрации уже запланированы протесты, и Пекин начинает помаленьку прижимать их лидеров. Нескольких книгоиздателей посадили за решетку, а Вонгу и еще ряду деятелей «Оккупай Централ» запретили путешествия за границу.

«Он по-настоящему напуган», – говорит о Вонге его друг и соратник по партии. Вонга можно понять. Конечно, пугают его не китайские власти, которые продолжат сдувать с него пылинки. В августе, когда суд выбирал для него меру пресечения, Вонг, похоже, был поражен тем, что его не посадили в тюрьму. Возможно, если противостояние китайцев и британцев за Гонконг обострится, ему безопаснее было бы посидеть в камере: Вонг даже чересчур похож на «сакральную жертву» борьбы за демократию.

Но кем бы ни стал Джошуа Вонг – лидером протеста или жертвой – Гонконг все равно продолжит свое движение к «самоопределению» под британским протекторатом. Слишком уж старательно режиссируют этот процесс из бывшей метрополии.

..............