Основное внимание ведущих американских «мозговых центров» США (think tanks) в последние годы во все большей мере уделяется различным аспектам внутренней и внешней политики КНР.
Китайская тема» проходит красной линией через весь текст очередного американского исследования CSIS
Поскольку по факту Китай уже является главным геополитическим оппонентом США, то особенно тщательно изучаются тенденции его оборонного строительства, эволюция военной стратегии в тех регионах, в которых отмечается усиление прямого военно-политического противостояния двух ведущих мировых держав.
Таковым регионом становится, прежде всего, относительно узкая морская полоса, примыкающая к побережью КНР и включающая в себя Корейский полуостров, Тайвань, Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря.
Следует отметить вполне «прикладной» характер подобного рода работ. В них проводится сравнение потенциалов вооруженных сил обеих мировых держав в целом, а также тех группировок, которые сосредоточены в районах наиболее острого противостояния.
На основе результатов исследований формулируются предварительные рекомендации по корректировке американского военного строительства и стратегии использования вооруженных сил США в гипотетическом конфликте с КНР.
Так, в октябре 2015 года знаменитая RAND Co. опубликовала итоги обширного (на 430 страницах) исследования на тему «Система американо-китайских военных показателей: вооруженные силы, география и развитие соотношения сил в период 1997-2017 гг.».
#{smallinfographicright=780448}В ней рассматривалась главным образом эволюция китайских ВС, а также оценивалось изменение соотношения военных потенциалов США и КНР. Основной вывод исследования носил вполне очевидный характер и фиксировал быстрое сокращение за последние 20 лет разрыва в качественных характеристиках ВС обеих стран.
Среди новых и столь же объемных работ американских мозговых центров, появившихся уже в 2016 году, заслуживают внимания две. Одну из них под незатейливым заголовком «Война с Китаем: размышления о немыслимом» в конце июля выпустила та же RAND Co.
Другая, опубликованная полугодом ранее, явилась продуктом комплексного исследования «Азиатско-Тихоокеанское перебалансирование – 2025: возможности, присутствие и партнерство», проделанного не менее авторитетным Центром стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies, CSIS).
Авторы второй работы (с «рекомендациями президенту и Конгрессу») напоминают, что к обозначенной в ней теме CSIS уже обращался в 2012 году, то есть сразу после того, как сам факт «перебалансирования» был публично обозначен в конце 2011 года Бараком Обамой и тогдашним госсекретарем Хиллари Клинтон.
Как видно, в заголовок новой работы CSIS не вынесено слово «Китай». Но следует напомнить, что само «перебалансирование (сдвиг)» в АТР политики США решающим образом вызвано фактом превращения КНР во вторую мировую державу.
«Китайская тема» проходит красной линией через весь текст очередного исследования CSIS. Она, в частности, занимает центральное место в главе «Американские интересы и риски в Азии».
Примечательным представляется обширный список стран, которые рассматриваются в главе «Роль союзников, партнеров и региональных организаций». В числе таковых перечисляются не только Япония, Австралия, Южная Корея, Филиппины, Сингапур, с которыми Вашингтон имеет те или иные формы союзнических соглашений, но и Индия, Вьетнам, Индонезия, Малайзия.
Вторых следует отнести (пока) к «партнерам» США, но, как уже не раз отмечалось экспертами, процесс развития всесторонних отношений с ними (особенно с Индией и Вьетнамом) идет, что называется, полным ходом.
Обращает на себя также внимание географическая широта охвата экспертами CSIS процесса «перебалансирования» американской внешней политики. Уже давно не является новостью расширительное толкование категории «Азиатско-Тихоокеанский регион», в который теперь включаются и прибрежные районы, а также акватория Индийского океана. В данном же исследовании CSIS отдельная глава посвящена региону Арктики.
Итоги работы сведены в четыре группы «Рекомендаций в целях обеспечения перебалансирования». Представляется достаточно информативным их простое перечисление:
– согласование азиатской стратегии внутри руководства, а также с союзниками и партнерами США;
– повышение возможностей, потенциала, гибкости, а также интероперабельности с союзниками и партнерами;
– поддержание и расширение американского военного присутствия;
– ускорение развития инновационных возможностей и концепций.
Что касается новой работы RAND Co., то она (как и прошлогодняя) должна представить интерес, прежде всего, для специалистов в области моделирования процесса зарождения и хода современных вооруженных конфликтов. Вполне традиционных (а не неких таинственных «неконвенциональных»), которые ведутся на межгосударственном уровне.
Главные проблемы в области моделирования политических процессов (и вооруженных конфликтов как их крайнего проявления) обусловлены сложностями, возникающими в ходе необходимой формализации, выборе системы ограничений и допущений, поиске исходных данных и методологии их обработки, более или менее адекватном толковании полученных результатов.И хотя на политическом уровне последняя (как, впрочем, и предыдущая) работа RAND Co. получила вполне понятную негативную оценку в Китае, но, как представляется, она подвергнется тщательному профессиональному анализу со стороны китайских военных экспертов с целью извлечения полезной для себя информации. При этом едва ли будут приниматься во внимание аспекты «близости-отдаленности» RAND Co. от Пентагона или ЦРУ.
Польза, видимо, была извлечена уже из работы «Система американо-китайских военных показателей…», которая появилась очень кстати, то есть накануне радикальной корректировки в конце прошлого года стратегии военного строительства КНР.
Наконец, для наблюдателя за развитием политической ситуации в АТР примечательным (и настораживающим) сигналом является уже сам факт перевода на экспертном уровне проблематики вооруженного конфликта между двумя ведущими мировыми державами из области «немыслимого» в сферу «размышлизмов».
В этом плане, однако, следует отметить крайне важный момент, который авторы работ CSIS и RAND Co. просто не могли принять во внимание в период проведения исследований. Он заключается в том, что буквально в последние месяцы резко обострился вопрос о соотношении приоритетов внутренних и внешних проблем США.
Этот вопрос уже оказался в центре идущей сейчас президентской кампании, и нельзя исключать того, что новому руководству США придется сосредоточиться на решении вполне «мыслимых» внутренних проблем в ущерб (действительно «немыслимым») внешнеполитическим амбициям.
Источник: «Новое восточное обозрение»