Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевКитай справился
Китаю удалось заглушить массовые протесты в Гонконге
Демонстрации и массовые акции протеста в Гонконге почти иссякли. В среду на улицах оставалось лишь около трехсот манифестантов. В этот раз, в отличие от событий 1989 года, протесты удалось подавить без вмешательства танков, хотя Китай ясно дал понять, что виновником происходящего является Вашингтон.
Около трех сотен демонстрантов оставались в среду на улицах Гонконга, несмотря на достигнутую договоренность о дате начала переговоров с властями. Объявлено, что встреча лидеров студенческих протестов с главным секретарем, вторым лицом в мэрии Кэрри Лам и рядом других министров состоится в пятницу.
Китайцы совершенно точно сказали, что они наведут порядок в любом случае, поэтому, на мой взгляд, «вашингтонский обком» решил отступить
Между тем замглавы Федерации студентов Гонконга Лестер Шум пообещал демонстрировать до тех пор, пока не наметятся «ясные признаки прогресса». Он также предупредил, что консультации придется свернуть в случае, если полиция попытается силой расчистить зоны протестов или не сумеет обеспечить безопасность их участников.
Масштабы протестов пошли на спад с началом этой недели, после того, как наметился диалог с властями. Накануне в городе, как сообщает ТАСС, после более чем недельного перерыва открылись начальные школы и детские сады.
Соответственно, стремительно сократилось и число митингующих. Если неделю назад протестное движение «Оккупай Централ» выводило на улицу десятки тысяч молодых людей, в основном школьников и студентов, то в среду лишь около сотни манифестантов продолжали акции в центре города, недалеко от правительственного комплекса. Еще около 200 человек перекрывали перекресток в квартале Монгкок. Этот густонаселенный район в конце прошлой недели стал ареной ожесточенных стычек и перепалок между противниками и сторонниками движения «Оккупай Централ».
Большая часть горожан (по данным соцопросов, до 75%) не одобряют акций, дестабилизирующих традиционную жизнь Гонконга. Причем многие из них прямо выступили против демонстрантов, пытаясь разогнать их силой и разрушая построенные ими баррикады.
Глава «Специального административного района КНР Сянган» – таково официальное именование Гонконга – Лян Чженьин, отставки которого требовали митингующие, предупредил о готовности полиции к силовым мерам «в подходящее время». Впрочем, пока необходимости в таких мерах не возникло.
Праздник непослушания
Сами китайские эксперты напоминают, что на прошлой неделе у многих людей было свободное время – в Китае отмечали праздник Чунъян, когда принято навещать могилы предков и проводить время с семьей.
«Был праздник, поэтому улицы были заполнены людьми... Я бы не сказал, что сейчас в конфликте участвует меньше людей из-за того, что китайские власти что-то для этого сделали. Люди устали от демонстраций, это естественно», – сказал газете ВЗГЛЯД социолог, гонконгский профессор Вон Тинкан.
Однако, считает профессор, если переговоры провалятся, то это вполне может вновь вывести больше людей на улицы. «Все зависит от того, сколько уступок Пекин собирается сделать...» – считает профессор.
Впрочем, полагает Вон, в конце концов Пекин вполне может пойти на уступки, так как его волнует мнение горожан: «Многие жители Гонконга искренне хотят прямых выборов главы города. Движение борется за демократию, не посягая при этом на влияние Пекина. Речи не идет ни о каком вызове пекинским властям, это протест лишь против одного из решений Всекитайского собрания народных представителей по поводу политического будущего Гонконга». Как напоминает профессор, многие люди хотят, чтобы глава города был избранным напрямую лидером, а не зависел от коллегии выборщиков.
Условный суверенитет
Как писала газета ВЗГЛЯД, так и возникло ставшее тут же всемирно знаменитым движение «Окупай Централ», со всеми необходимыми атрибутами сходных «цветных революций».
Количество участников «революции зонтиков», приводимое западными и китайскими газетами, очень сильно разнится (в десятки, а то и сотни раз), но в целом речь явно шла о десятках тысяч человек. Это, кстати, не так уж и много для Гонконга с его 7-миллионным населением. Но все же со времен протестных акций на Тяньаньмэнь 1989 года это наиболее масштабные антиправительственные выступления, что не могло не вызвать тревоги в Пекине.
Собственно, Китай хоть и восстановил свой суверенитет над Гонконгом в 1997 году, но пока он еще относительно формальный. И полностью избираемый мэр не из лиц, согласованных с Пекином, был бы слишком опасным прецедентом и для других провинций КНР, где также имеется своя и региональная, и даже национальная специфика.
С другой стороны, в Пекине не хотели бы и силового подавления протеста в Гонконге, да еще силами Народно-Освободительной армии Китая (НОАК): очередная история, подобная Тяньаньмэнь, для репутации КНР вовсе ни к чему.
- Протесты в Гонконге – попытка вывести Китай из равновесия
- Рейтинг ведущих финансовых центров возглавил Гонконг
- Западные пиарщики займутся новым имиджем киевских властей
- Брюссель резко поменял свое отношение к волнениям в Боснии
- Эксперты: Янукович должен разогнать Майдан или уйти
Вон Тинкан не считает, что на спад протестов как-то повлияла угроза ввода танков НОАК. «Количество протестующих на улицах снизилось, правительство собирается начать разговор с демонстрантами, так к чему применять силу? В применении силы, как это было в 1989 году на площади Тяньаньмэнь, нет необходимости», – сказал Вон. По его мнению, глава Гонконга Лян Чжэнъин совершил политическое самопожертвование, согласившись на переговоры, – для него это способ сохранить лицо.
Древняя этика против «цветной революции»
Эксперты напоминают, что китайская политическая традиция построена на идее согласования интересов, когда все участники процесса могут сохранить лицо. «Дерзкие попытки унизить власть и заставить ее публично капитулировать способны перерасти в конфронтацию, которая не принесет выгоды никому», – написал в газете «Коммерсантъ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ломанов. Как пишет эксперт, гонконгские протесты все же вынуждают провести сравнения с событиями 1989 года на пекинской площади Тяньаньмэнь.
«Мало кто вспоминает, что перед трагической развязкой 4 июня китайские власти вели со студентами долгие и тщетные переговоры и даже согласились признать их движение «патриотическим». Это был большой символический успех. Но он был утрачен из-за неуступчивости студенческих вожаков, которые выдвигали все новые условия, отказываясь освободить площадь», – напомнил Ломанов.
Отступление «вашингтонского обкома»
Не исключено, что протест задыхается, утратив подпитку со стороны Вашингтона. «Китайцы совершенно точно сказали, что они наведут порядок в любом случае, поэтому, на мой взгляд, «вашингтонский обком» решил отступить», – сказал газете ВЗГЛЯД зампред комитета по международным делам Совета Федерации Андрей Климов. Как полагает Климов, в Белом доме сочли, что еще один вооруженный конфликт – это чересчур.
«Даже американская экономика бы не выдержала. Ирак, Украина, еще военный конфликт они бы точно не потянули. После 4 ноября, после того, как у них там пройдут выборы, все эти вопросы им будут уже не нужны», – пояснил Климов.
В Пекине в самом начале дали понять, что отлично догадываются о том, что причиной волнений являются вовсе не принципы выборов Гонконга. Один из ведущих органов компартии Китая «Хуаньцю шибао» без обиняков указала на главного «интересанта» беспорядков. «Американские спецслужбы пытаются перенести успешный опыт «цветных революций» в Восточной Европе на Гонконг», – отметила газета, добавив, что лидеры «Оккупай Централ» прошли обучающие семинары в Гонконгско-американском центре, некоммерческой организации, призванной «содействовать углублению взаимопонимания между китайцами и американцами».
На состоявшихся в этом учреждении мероприятиях, где присутствовали в том числе сотрудники консульства США, от студенческих активистов требовали «продвигать демократические изменения», обещая за это поддержку Вашингтона, в том числе возможность учиться и жить в Америке.
Китайское издание называет руководителя «Гонконгско-Американского центра» Мортона Холбрука «крупным шпионом» с 30-летним стажем. Указывается, что упомянутый Холбрук, как, впрочем, и один из главных спонсоров протестного движения, гонконгский медиамагнат Джимми Лай, весьма близки к известному «неокону» Полу Вулфовицу.
«В ходе семинаров некие международные эксперты обучали их тактике протестных действий, стратегии ведения переговоров с властями в условиях широкомасштабных народных выступлений, выделяли из списка политических требований пункты, от которых ни в коем случае нельзя отказываться», – пишет «Хуаньцю шибао» со ссылкой на представителей администрации Гонконга.
Роль проводника
Как отмечает доктор экономических наук, профессор, замдиректора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский, Гонконг – это «курица, которая несет золотые яйца» для китайской экономики.
«Показатели ВВП на душу населения в городе сейчас больше, чем в Великобритании, а протестное движение подрывает экономические позиции Гонконга. Одно дело – студенты, молодежь, которые не понимают, что их доходы в значительной степени зависят именно от положения Гонконга, от его роли проводника в развитии внешнеэкономических связей Китая, а другое дело – сами горожане, деловые круги, которые категорически против этого», – отметил Островский. Именно поэтому и возникло встречное антипротестное движение, отмечает эксперт, и напряженность пошла на спад.
Как полагает Островский, «Окупай Централ» – это попытка ослабить китайскую экономику, приводным ремнем которой и служит Гонконг. Эксперт считает, что протестное движение было вызвано, судя по всему, «воздействием извне», и расчет был сделан именно на студентов как на «наибольших возмутителей спокойствия».