Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
7 июля 2017, 19:20 • Политика

Премьера Сербии намеренно втянули в антироссийскую провокацию

Премьера Сербии намеренно втянули в антироссийскую провокацию
@ srbija.gov.rs

Tекст: Евгений Крутиков

Еще два дня назад в рядах немногочисленных атлантистов Белграда гремела «благая весть»: новый премьер Сербии подтвердила, что выбор между Россией и ЕС теперь предопределен, и это выбор в пользу ЕС. Однако вскоре выяснилось, что американское информагенство переврало слова Аны Брнабич. И вряд ли случайно.

Новый премьер-министр Сербии Ана Брнабич опровергла приписываемое ей агентством Bloomberg высказывание «если перед Сербией встанет выбор между Россией и ЕС, то она выберет последнюю». Более того, Брнабич представила российскому послу в Белграде стенограмму интервью, после чего возникший было дипломатический конфликт посчитали исчерпанным.

Создается впечатление, что Брнабич мечтает ввести санкции против России, но «тяжелый регион» Балканы мешает ей совершить этот геройский поступок

Но осадок остался, а вся эта ситуация чрезвычайно поучительна.

Еще во вторник на сайте Bloomberg появился текст, прямо так и озаглавленный: «Сербия выберет ЕС, а не Россию, если придется, сказала премьер» (Serbia will choose EU over Russia it forced, premier says). Эту сенсацию мгновенно перевели на сербский и растиражировали, вызвав в Белграде бурю негодования в адрес нового премьера. Прошлое и настоящее Брнабич сами подталкивают общественное мнение к ожиданию антироссийского и прозападного демарша. И для Сербии подобного рода высказывания от первого (с точки зрения полномочий) лица в государстве страшнее взрыва атомной бомбы на площади Теразие. Хуже только признание независимости Косово.

Помимо прочего, эта публикация чуть было не обрушила финансовый рынок Сербии. Динар потерял 0,2% менее чем за час биржевых торгов, а вот государственные облигации, номинированные в долларах, наоборот, резко выросли на почти 3,5%, что тоже показательно.

Получилось так, что этот текст стал первым испытанием для Аны Брнабич, которая пока еще толком себя не проявила как premijerka. На нее напали сразу все и со всех сторон. Атаку возглавил, как и положено по статусу, министр обороны Александр Вулин, по словам которого «путь Сербии в ЕС никоим образом не ослабит постоянные связи Сербии с Россией». Он же первым (и, похоже, по собственной инициативе) встретился с российским послом в Белграде Александром Чепуриным, подчеркнув, что путь Сербии в ЕС и отношения с Россией «не противопоставляются, не исключают друг друга», и «никто не помешает нашим отношениям»

Он говорил еще долго и много чего сказал, попутно упомянув Декларацию о стратегическом партнерстве между Сербией и Россией, которую никто не отменял. Правительство Брнабич в принципе не сможет ее отменить, потому что для этого потребуется согласие Скупщины, а там не самоубийцы сидят.

Некоторые местные СМИ стали упрекать Брнабич в сотрудничестве с «колониальным правительством в Брюсселе» (это еще мягко), напомнив, что «сербский народ на референдуме еще не высказывался, надо входить в ЕС или нет». По последним опросам, которые привел, кстати, тот же Bloomberg, пока что только 47% сербов выступают за вхождение в ЕС, а против НАТО почти все, кроме узкой группы «внутренней эмиграции».

Председатель Демократической партии Милош Йованович заявил, что высказывания Брнабич «четко подтвердили, что правительство будет проводить политику выполнения экономических и политических интересов Запада, которая в Сербии и так активно проводится с 2008 года (отторжение Косово – прим. ВЗГЛЯД), несмотря на задекларированную политику полного равноправия и хороших отношений и с ЕС, и с Россией».

А Сербская радикальная партия Воислава Шешеля хотя и старалась подбирать слова, но получилось плохо. Впрочем, значительно большей критике подверглось не это высказывание, а комментарий премьера по поводу статуса Косово. На Bloomberg так: «Нормализация отношений будет возможна тогда, когда будет решен вопрос автономии сербского населения на севере края». А что премьер сказала на самом деле, мы, возможно, уже не узнаем никогда.

Заместитель Брнабич, вице-премьер Зорана Михайлович постаралась быть более дипломатичной и выразилась в том духе, что путь в ЕС – «это стратегическая задача», но «страна не откажется от связей со стратегическими партнерами, такими как Россия, Китай и США». Лучше б молчала.

Это только доля процента от всего того, что выслушала о себе Ана Брнабич за два дня – и самая цензурная доля.

В конце концов в четверг в резиденцию правительства Сербии пришел российский посол Александр Чепурин – личность в Сербии популярная и известная. По официальным каналам мы никогда не получим подтверждение о том, от кого именно исходила инициатива этой встречи, но по неофициальным – от канцелярии премьер-министра, которой это «порекомендовали» из офиса президента Вучича.

Когда бомба уже взорвалась, ее нельзя обезвредить, но можно попытаться минимизировать потери. На официальном фото из канцелярии премьер-министра Брнабич передает Чепурину тонкую серую папку, в которой, видимо, и находилась расшифровка беседы с корреспондентом Bloomberg. Оба выглядят веселыми и довольными. В официальных комментариях указывалось, что «премьер Сербии сказала, что ее слова были неверно истолкованы американским агентством». На том и порешили. В качестве постскриптума руководитель пресс-департамента МИД РФ Мария Захарова в интервью сербскому информагентству Beta заявила, что выбор путей развития – «суверенное право Сербии». «Но мы искренне хотим, чтобы никто не ставил ни Ану, ни кого бы то ни было перед выбором: или – или. Оптимально быть и с одними, и с другими. Это полезно и безопасно с точки зрения собственных интересов», – пояснила она.

Судя по всему, оправдания Брнабич – правда. Текст Bloomberg вообще не напоминает интервью в том виде, в каком все привыкли их видеть. Англоязычная журналистика привычно превращает беседу с ньюсмейкером в некий самостоятельный текст, в котором цитаты интервьюируемого используются в качестве иллюстрации собственных мыслей и общей идеи текста. Это американский стандарт, привычный не только для Bloomberg, но и для всей «передовой журналистики».

При этом автор текста Миша Савич – достаточно известный в Белграде журналист, всю сознательную жизнь работавший на американские СМИ, в частности 15 лет – на агентство Associated Press. Более того, он «рыцарь» Международного братства рыцарей журналистики (Knight International Journalism Fellowship), то есть, по сути, очень близок к Freedom House и USAID, и автор книг на английском языке – «Меняющиеся нации 2014: Демократизация из Центральной Европы в Евразию» (издано Freedom House) и «Расцвет и падение худшей машины в истории» (это про знаменитый шедевр югославского автопрома – малолитражку «Юго»). Его политическая позиция сомнений не вызывает.

Как, впрочем, и позиция агентства Bloomberg. В эту пятницу на сайте агентства выставлены тексты под заголовками «Русские хакеры атаковали американский ядерный объект», «Трамп усиливает руку Путина» и «Трамп переустановил западные ценности в вопросах веры, а не демократии» (редакционный).

Мы пока что не знаем, чего еще намудрили Савич и редакторы Bloomberg. Похоже, что Брнабич старалась быть одновременно максимально толерантной и максимально открытой. По большому счету, если забыть о словах, которые она вроде как не говорила, все остальное выглядит относительно пристойно.

«Вступление в ЕС к 2020 году – наша цель» – да и ладно, кто б спорил. «Мы связаны с Россией множеством эмоциональных связей из-за традиций, культуры и религии, очень много людей в Сербии считают Россию своим старшим братом и защитником» – вроде все правильно. Но в дальнейшем автор текста подает эту мысль так, что Брнабич об этом вроде бы сожалеет: «Она говорит, что эти чувства нельзя игнорировать, «но наш стратегический путь – это ЕС».

Это тонкая игра словами и смыслами. Так и видишь Ану Брнабич, которая сокрушенно качает головой, поскольку ей ничего не поделать с историческими чувствами сербов, но она все-таки будет вталкивать их в ЕС, где рай. А ведь она совсем не это имела в виду.

Та же история и с разделом «Санкции против России». Сперва авторский абзац о том, что злой президент Вучич отказывается следовать «блоковой позиции» и вводить санкции против Москвы из-за Украины, а затем цитата из Брнабич: «Я не могу комментировать это прямо сейчас, потому что на Балканах очень трудно совершить что-либо (commit to anything). Это трудный регион». Снова создается впечатление, что Брнабич мечтает ввести санкции против России, но «тяжелый регион» Балканы мешает ей совершить этот геройский поступок.

Кстати, Bloomberg особо подчеркивает, что Балканы сейчас – это регион геостратегической борьбы между западным миром и Россией. Мы это, разумеется, и сами знаем, но втягивать в эту борьбу столь некрасивым образом технического премьера со сложным для Сербии имиджем некрасиво. При этом как-то забылось, что буквально за день до публикации интервью премьер в довольно резкой форме отвергла предложенный ей (очень быстро, да?) план Международного валютного фонда по реструктуризации экономики, поскольку он не отвечает национальным интересам страны.

Особого внимания заслуживают действия российского посольства. Нет ни малейших сомнений в том, что в ближайшие дни действия дипмиссии и Александра Чепурина лично будут подвергнуты жесткой критике со стороны прозападной прессы: «давление на суверенное государство» и всякое такое. Чепурину не впервой, но было бы неплохо подчеркнуть, что инициатива передачи стенограммы интервью исходила от Белграда, а из Москвы никто не требовал оправданий. Помимо прочего, это стало бы подтверждением того, что стратегическое партнерство – двусторонняя дорога, и сербское правительство действительно готово по ней идти.

Президент Вучич сам создал ситуацию, при которой назначенный им премьер-министр раз за разом будет притягивать к себе скандалы вопреки собственной воле. От Брнабич действительно хотели, чтобы она «смотрела на Запад», демонстрируя открытость Сербии для Европы. Но к таким вот вывертам информационной войны она оказалась не готова, несмотря на все ее англо-американское образование. И, честно говоря, этот скандал мог бы перерасти в нечто более серьезное, если бы сербское правительство и президент не постарались бы максимально загладить инцидент. Все-таки за американскими СМИ типа Bloomberg нужно следить внимательно, чтобы не удивляться потом тому, что в колоде девять тузов.

..............