Летом этого года тихо, без помпы и бурных обсуждений, Концепция по увековечиванию памяти репрессированных была радикально изменена. Это логично следовало из факта запрета «Мемориала» в конце 2022 года.
52 комментарияОтсутствие смертной казни уменьшило число ее почитателей
Крайне показательное изменение общественных настроений зафиксировали социологи: число противников смертной казни в российском обществе существенно выросло. Высказанные специалистами версии о том, что именно послужило причиной столь заметному смягчению общественных нравов, расходятся.
За последние 15 лет в России в два раза выросло число сторонников продления моратория на смертную казнь – с 12% до 25%. За полную отмену смертной казни выступают 16% россиян (в 2002 году таких было 12%). Это следует из исследования «Левада-Центра*», сообщил накануне «Интерфакс».
Отличался жестокостью и Петр Великий, но в целом при царях казнили гораздо меньше, чем в иных европейских странах
Становится меньше тех, кто предлагает «восстановить смертную казнь в прежних размерах (как это было в начале 90-х годов)». Сейчас таких 32%, а в 2002 году было 49%. За расширение применения смертной казни высказались 12% опрошенных, в 2002 году их было 19%.
«У нас есть указ президента, у нас есть решение Конституционного суда по этому поводу, поэтому де-факто смертной казни у нас нет, она не только не применяется, но она и выноситься (судом) не может», – цитирует агентство председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова. Ранее Крашенинников не раз призывал вообще убрать из Уголовного кодекса упоминание казни, «поскольку ее все равно уже нет».
Что же происходит с российским обществом? Почему требующих смертной казни стало заметно меньше?
Версия первая: «давно не было крупных терактов»
Заместитель Крашенинникова Юрий Синельщиков (КПРФ), заслуженный юрист России, бывший зампрокурора Москвы признает, что настроения в обществе меняются.
«Все более популяризуются идеи и доводы противников смертной казни. Поэтому процесс вполне естественный. Отсутствие такой меры наказания я бы назвал признаком цивилизованного общества. Это признак того, что общество становится более терпимым, культурным», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
Противников смертной казни рано или поздно станет большинство, допускает депутат. «Нет терактов – это главное. Эпизоды с серийными педофилами стали встречаться заметно реже», – объясняет депутат.
Бывший глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви протоиерей Всеволод Чаплин применяет схожую аргументацию. «Я это связываю с тем, что, слава Богу, в последнее время не происходило крупных терактов», – сказал Чаплин газете ВЗГЛЯД.
- Россия второй раз в своей истории прожила 20 лет без смертных казней
- Бастрыкин: В законах должна быть прописана гипотетическая возможность казни
- Смертная казнь грозит единству ЕС
- В Пакистане казнили россиянина
- Джохар Царнаев приговорен к смертной казни
- Первым приговоренным к казни в ДНР стал убийца двух девушек
Версия вторая: «Привыкли»
Замдиректора «Левада-Центра» Алексей Гражданкин считает, что «нравы людей смягчились», чему «во многом поспособствовало снижение уровня преступности после 2000 года», сказал газете «Коммерсантъ» социолог. Он отметил, что суммарно количество сторонников и противников казни «практически сравнялось», оговорившись, что 44% выступающих за смертную казнь – это все равно серьезная цифра.
Его коллега по «Левада-Центру» Карина Пипия в разговоре с газетой ВЗГЛЯД отметила: рост числа противников смертной казни идет «плавно», но неуклонно – за 20 лет моратория на смертную казнь динамика сохраняется. «Естественно, россияне привыкли к отсутствию смертной казни как таковой», – сказала Пипия.
«Если все будет продолжаться так, как есть, то, естественно, вполне предсказуемо, что эта доля продолжит снижаться. Если вдруг возникнут какие-то чрезвычайные обстоятельства, в ходе которых выяснится, что смертная казнь в России необходима, то возможно, что вектор общественного мнения изменится», – предупредила социолог.
Версия третья: растет правовое сознание
В отличие от социологов, член СПЧ, правозащитник, адвокат Александр Брод считает, что уровень напряжения в обществе отнюдь не снижается. Показательным примером, по его словам, стала случившаяся в начале февраля скандальная история в московском метро, когда две повздорившие друг с другом пассажирки подрались и даже искусали друг друга. «Этот абсурдный случай показывает уровень агрессии наших граждан. Но относительно высшей меры все-таки приходит понимание, что этим шагом проблему преступности не решить. Есть еще много других обстоятельств, которые позволят продвинуться по пути создания правового государства», – подчеркнул Брод.
«Как показывает практика, информация в прессе о жестоких, циничных убийствах не уменьшается», – отметил правозащитник. Перемену в общественном мнении он объясняет не «смягчением нравов», а постепенным расширением рационального правового сознания. «Дискуссия вокруг этого вопроса длится давно. Было немало отзывов экспертов, правозащитников, которые доказали, что казнь не является решением проблемы. Кроме того, могут быть злоупотребления, учитывая непрозрачность правоохранительной и судебной системы», – сказал Брод газете ВЗГЛЯД. Он уверен, что на настроения в обществе влияет и позиция высших должностных лиц, которые высказывались относительно моратория на смертную казнь.
Напомним, президент Владимир Путин не считает смертную казнь наиболее эффективным средством искоренения преступности. Об этом глава государства, например, заявил в апреле 2013 года на прямой линии. Вопрос был поднят в связи с событиями в Белгороде, где ранее судимый Сергей Помазун расстрелял шесть человек. «Иногда, когда сталкиваешься с такими вещами, рука сама тянется к авторучке, чтобы подписать какие-то документы, направленные на возвращение смертной казни, или попросить об этом депутатов, – признался тогда Путин. – Но надо поговорить со специалистами, с криминологами. А специалисты считают, что само ужесточение наказания не ведет к искоренению, к снижению уровня преступности».
Двадцать лет без расстрела
В августе исполнилось 20 лет с момента исполнения последнего смертного приговора в России. Такое произошло второй раз в истории российского государства. В первый раз столь долго страна обходилась без казней в царствование Елизаветы Петровны – с ноября 1741 года до декабря 1761 года (по старому стилю). Таким образом, рекорд императрицы уже побит.
Всеволод Чаплин напомнил также, что в России, в отличие от Запада, не было религиозных войн, хотя и случаев длительного неприменения казни тоже не много. «Ее легитимность не оспаривалась и даже подтверждалась в том числе богословскими авторитетами», – напомнил протоиерей. В качестве исторического примера он напомнил о действиях равноапостольного святого князя Владимира, который сначала отменил казнь, «но потом ввел ее снова под влиянием христианских епископов».
Но в целом, считает он, в Западной Европе к смертной казни прибегали чаще, нежели в России. Так, в годы Великой французской революции казням на гильотине подвергалось огромное количество людей. «Можно вспомнить и более ранние века. Массовые казни более известны в Европе, чем в России. Нечто подобное было при Иване Грозном. Отличался жестокостью и Петр Великий, но в целом при царях казнили гораздо меньше, чем в иных европейских странах», – подытожил он.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента