Не временным, а структурным кризисом называют текущее положение дел в немецкой экономике большинство экспертов. Массовые увольнения персонала, демонтаж производственных мощностей влекут за собой рост социальной напряженности. А это уже политика.
6 комментариевПриднестровье просит Украину о помощи
Зажатое в тиски тотальной блокады Приднестровье срочно нуждается в деньгах. Причем речь уже не идет об одном лишь снятии изоляции, после чего Тирасполь смог бы прокормить себя сам. Теперь требуется еще и адресная помощь малоимущим. За этой помощью ПМР и обратилась к России, а также к своему «душителю» – Украине.
На сайте кабинета министров непризнанной Приднестровской Молдавской Республики опубликован документ, в котором, в частности, говорится: «Рассмотреть вопрос о направлении обращений в адрес стран – гарантов приднестровского урегулирования (Российской Федерации, Украины) с предложением наряду с оказанием содействия в деблокировании внешнеэкономической деятельности Приднестровской Молдавской Республики рассмотреть возможность выделения адресной дополнительной помощи социально незащищенным слоям населения как из числа граждан Российской Федерации, так и граждан Украины».
Если какая-то помощь и будет оказана, то под конкретную программу действий высшего руководства ПМР и под новых людей в правительстве
Обращение Тирасполя за экономической помощью не только к России, но и к Украине на первый взгляд выглядит странно. Украина сама ходит с шапкой по всему миру, так как ее экономика стремительно рушится. Но это только на первый взгляд. Киев действительно является одним из гарантов урегулирования в ПМР, где порядка трети населения составляют этнические украинцы, а президент носит фамилию Шевчук.
Угроза с запада
Другое дело, что на референдуме в ПМР, прошедшем в 2006 году, более 97% проголосовавших высказались за присоединение к России. Поэтому на Украине к Приднестровью относятся как к российскому анклаву и параноидально боятся атаки приднестровской армии при поддержке размещенных в ПМР российских миротворцев на Одессу.
Проблема же Приднестровья заключается в том, что российским анклавом, несмотря на референдум и многочисленные обращения местных политиков, оно на самом деле до сих пор не является.
«Приднестровская Республика в состоянии кормить себя сама, если только будет снято экономическое блокирование ВЭД и все стороны замороженного конфликта, все страны-гаранты плюс ОБСЕ смогут вернуться к меморандуму 1997 года «О нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой», – отметил в комментарии для газеты ВЗГЛЯД директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. «В текущей ситуации основной вопрос помощи ПМР заключается в вопросе деблокирования внешнеэкономической деятельности, а это, безусловно, вопрос к Украине», – полагает эксперт.
Тотальная изоляция Приднестровья со стороны Украины началась около года назад. Владимир Путин в разговоре с Бараком Обамой в конце марта 2014 года говорил о том, что Киев осуществляет «фактическую внешнюю блокаду» ПМР, что «приводит к существенному осложнению условий жизни жителей региона». За прошедший период ситуация если и изменилась, то к худшему. От внешнеэкономической блокады, которая началась еще в 2006-м, и фактического запрета на перемещение граждан, который стал действовать в 2014-м, Украина и Молдавия перешли к практически полной блокировке, включая банковскую систему. Сейчас вполне серьезно обсуждается и вопрос воздушной блокады ПМР, а значит, и размещенных там российских военных.
Все это, к слову, категорически противоречит всем подписанным Украиной как страной-гарантом договоренностям.
- Приднестровье срочно нуждается в российских деньгах
- Украина изобретает препятствия для российских миротворцев
- Алексей Журавлев: Ворвалась полиция и устроила досмотр
- Семен Уралов: 300 спартанцев дунайско-днестровского междуречья
- Евгений Шевчук: Нельзя устраивать резервацию в центре Европы
- Приднестровье ждет возвращения в Россию
- Гагаузия испугалась Румынии и попросилась к России
- Приднестровье будет жить по российской Конституции
- К какой войне готовы российские базы за рубежом
- Вадим Воловой: Восточное партнерство
Как заявил газете ВЗГЛЯД президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья, бывший министр науки, народного образования и культуры ПМР Андрей Сафонов, раньше Украина благожелательно рассматривала приднестровский экспорт и импорт без молдавских сопроводительных документов. Лишь позднее Кишинев с помощью ЕС вынудил Украину выпускать приднестровских экспортеров через свою границу только при наличии молдавских сертификатов. Посему «идея правительства об обращении за экономической помощью к странам – гарантам урегулирования на Днестре – России и Украине – логична в той части, где сказано о «содействии в деблокировании внешнеэкономической деятельности ПМР», это сильно помогло бы беспрепятственному экспорту товаров из Приднестровья, что и предусматривал меморандум 1997 года».
«Как бы ни хотелось кому-то превратно интерпретировать обращение ПМР к странам-гарантам, это сложившийся десятилетиями и довольно успешный формат приднестровского урегулирования. Стоит отметить, что третьим адресатом просьбы ПМР о помощи в разблокированиии ВЭД является ОБСЕ», – подтверждает Мартынов.
О том же говорит и президент ПМР. «Необходимо отметить, что никогда ранее данные события в Республике Молдова и на Украине не оказывали столь явного воздействия на все сферы жизни приднестровцев: это блокирование возможностей приднестровских граждан и граждан РФ перемещаться через приднестровско-украинскую и приднестровско-молдавскую границы, а также через аэропорт города Кишинева. Часто без объяснения причин приднестровцам с российскими паспортами было отказано даже в транзитном проезде. Продолжаются действия, ведущие к прямому подрыву бюджетных возможностей республики путем вводимых под лозунгами изменения порядка внешнеэкономической деятельности дополнительных ограничений со стороны Украины и Республики Молдова на экспорт и импорт приднестровской продукции», – заявил 26 февраля в ежегодном послании к народу Евгений Шевчук.
«Мы предлагаем в первую очередь странам-соседям уйти от идеологии санкций, блокирования экономических возможностей, провоцирования своими действиями бедности среди приднестровцев. Мы предлагаем добрососедство, сотрудничество, открытие возможностей для республики в перспективе с целью обеспечения потребностей на базе собственной экономики», – обратился Шевчук к Киеву и Кишиневу.
Вряд ли его услышали.
Прогноз неблагоприятный
В своем обращении президент ПМР затронул и основные экономические проблемы, стоящие перед Тирасполем. Это не только блокада.
«Фактические конкурентные преимущества для приднестровских предприятий в виде 20-летнего периода предоставления государством дотаций по энергоносителям, к сожалению, не подвигли большинство предприятий, за редким исключением, на серьезное техническое и технологическое перевооружение. Вместе с тем некоторые предприятия, даже серьезно перевооружившись, все еще испытывают острую неконкурентоспособность по сравнению с аналогичными производствами Азии, Китая, в том числе из-за низкой производительности труда на отечественном производстве и проблем с доступом к недорогим источникам кредитования», – отметил Шевчук.#{ussr}
Он также озвучил информацию о том, насколько велика зависимость бюджета Приднестровья от внешних источников: «В сложившихся условиях внутренний рынок наполняет бюджет, по оценкам экспертов, всего лишь на 10–15%, остальные доходы – это поступления от внешнеэкономической деятельности». При этом еще до середины прошлого года доходы приднестровского бюджета росли, резкий обвал случился летом. По словам все того же президента ПМР, объем внешнеторгового оборота по состоянию на 20 февраля 2015 года составил 211 млн долларов и в сравнении с аналогичным показателем 2014 года уменьшился на 30%.
Ситуация будет только ухудшаться, в Тирасполе это понимают: «Год 2015-й в социально-экономическом плане, как говорят цифры экономических показателей в странах – наших традиционных партнерах, рынках сбыта готовой продукции и рынках сырья, будет сложным», – резюмировал Шевчук.
Угроза с востока
В том, что Тирасполь обратился за помощью к Киеву, никакой крамолы нет. Во-первых, от смены власти статус страны – гаранта приднестровского урегулирования не изменился. Во-вторых, именно Украина вместе с Молдавией при попустительстве ОБСЕ блокирует границы Приднестровья. В-третьих, не очень понятно, почему Россия помогает своим гражданам, проживающим в Приднестровье, а Украина этого не делает. Граждан Украины в ПМР не так уж и много, большой нагрузки даже на хилый украинский бюджет адресная помощь малоимущим не окажет.
Правда, у Андрея Сафонова несколько иное мнение. Одно дело – снятие препятствий для ВЭД, другое – адресная помощь. «Для Москвы и Киева сейчас не лучший период непредвиденных финансовых расходов. Очевидно, что если какая-то помощь и будет оказана, то, возможно, под конкретную программу действий высшего руководства ПМР и под новых людей в правительстве, так как нынешний состав кабинета проявил неумение справляться с вызовами. Достаточно сказать, что в экспортно ориентированном регионе, каковым является ПМР, в составе правительства нет ни одного производственника», – подчеркнул он.
Кстати, отметим, что параллельно против нынешнего руководства Приднестровья в российских СМИ продолжается вялотекущая информационная война, которая началась вскоре после того, как Евгений Шевчук победил на президентских выборах и многолетнего лидера ПМР Игоря Смирнова, и главу верховного совета Анатолия Каминского, на которого делала ставку как часть старой приднестровской элиты, так и часть элиты российской. Доходит до прямой лжи. Так, некий «источник в российских госструктурах» говорит о том, что «Москва сделала ошибку, поддержав Евгения Шевчука в 2011 году». Меж тем Шевчук набрал свои 74% во втором туре без российской пиар-поддержки, наоборот, связями в Москве бравировал его основной соперник Каминский.
В сложившейся политической и экономической ситуации сводить старые счеты как минимум недальновидно. Как максимум –это может привести к гуманитарной катастрофе и резкому обострению ситуации не только в Приднестровье, а во всем Причерноморье.
«Несмотря на украинский кризис, пора начинать процесс признания ПМР. Это может стать большим и успешным общеевропейским делом», – полагает Алексей Мартынов.
97% жителей непризнанной пока республики считают так же.