В России есть такая группа социально активных молодых людей, которые борются с различными несправедливостями под лозунгом «Хрюши против!». Вот и сама Российская Федерация, как те «хрюши» или Баба Яга из мультфильма, с крайним подозрением смотрит на программу «Восточного партнерства» ЕС, членами которой является практически все «ближнее зарубежье» (даже входящая в состав Таможенного союза Белоруссия).
В Кремле нервничают, когда слышат об инициативах ЕС на восточном направлении
И все бы ничего, ведь даже сами участники программы сетуют на ее неэффективность и слабую финансовую наполняемость, намекая на то, что это больше похоже на подачку со стороны Европы бывшим вассалам Москвы, чем на дееспособный механизм их европеизации и глубокого вовлечения в европейское социально-экономическое, правовое и цивилизационное пространство.
Например, А. Лукашенко прямо заявил: «Пока это – болтовня, пусть они на меня не обижаются. Я пока себе задаю вопрос: когда «Восточное партнерство» из некой школы обучения политике и дипломатии одной страны, то есть нас, превратится в нормальное партнерство? Когда мы начнем реализовывать экономические проекты?»
Однако в Кремле нервничают, когда слышат об инициативах ЕС на восточном направлении. Например, Д. Медведев, будучи президентом страны, после саммита Россия – Евросоюз в Хабаровске, комментируя тему «Восточного партнерства», заявил: «Мне бы просто не хотелось, чтобы это партнерство консолидировало отдельные государства, которые настроены антироссийски с другими государствами Европы».
По его словам, если данная программа примет характер нормального экономического сотрудничества, то никаких возражений с российской стороны не последует, однако ряд моментов Россию настораживает. Иными словами, торгуйте, сколько вашей душе угодно, но никакой геополитики.
Масла в огонь подлила и порция разоблачений от WikiLeaks, которая рассказала о том, что американские дипломаты в своей переписке со ссылкой на доверительные беседы с европейскими коллегами называют «Восточное партнерство» «изящным, но сильным ответом на российскую агрессию в Грузии», «наказанием России», «возможностью сильнее вовлечь бывшие республики СССР в зону интересов Запада». Кроме того, из телеграмм следует, что европейские официальные лица были не вполне откровенны, уверяя, что программа не имеет отношения к безопасности.
«Хотя эта инициатива и не является инструментом политики национальной безопасности, она может оказать долгосрочное воздействие на ситуацию, связанную с безопасностью», – говорится в депеше, составленной временным поверенным посольства США в Стокгольме Р. Сильверманом.
#{ussr}«Глубокая интеграция с ЕС ничуть не менее важна, чем статья 5 (договора НАТО о коллективной безопасности), – пишет он, ссылаясь на слова заместителя главы департамента Восточной Европы МИД Швеции Й. Фризеля, и добавляет уже от себя. – Москва серьезно недооценивает эффективность мягкой силы».
Реально оценивая ситуацию, можно сказать, что пока «Восточное партнерство», несмотря на все тайные пассажи западной дипломатии, все-таки представляет собой этакую иллюзия вовлеченности, которую Евросоюз хочет создать своим восточным партнерам, чтобы они от него, грубо говоря, «отвязались» со своими различными претензиями, касающимися визового режима, зоны свободной торговли и особенно перспективы членства (разве что они сами проявят недюжинную инициативу в сфере строгого выполнения указаний из Брюсселя, как в свое время действовали балтийские страны). В Европе вообще дискуссии любят больше, чем дела, особенно если это касается траты денег не на себя, а на кого-то, да еще (если честно признаться) впустую.
В то же время Россия упорно продолжает вести себя так, как будто «Восточное партнерство» ЕС реально угрожает ее доминированию на пространстве СНГ. Вероятно, все в данном случае крутится вокруг идеи Евразийского союза, который, по-видимому, является розовой мечтой В. Путина. Иными словами, Москва болезненно реагирует на любые действия Запада, которые хоть как-то (даже косвенно) могут помешать реализации намеченного евразийского плана, отраженного, в частности, в новой Концепции внешней политики Российской Федерации.
Больше всего Россию заботит, разумеется, Украина. Эта страна продолжает пытаться усидеть на двух стульях, а именно как-то влиться в формат сотрудничества в рамках Таможенного союза и одновременно подписать с ЕС договор о зоне свободной торговли и ассоциации. Второй вариант В. Путина, конечно же, никак не устраивает. А тут, как назло, Литва саммит «Восточного партнерства» организует, где все может свершиться (В. Янукович, готовясь к прорыву, даже Ю. Луценко на свободу выпустил). Ну не напасть?
Еще одним важным фронтом является Молдова. До недавнего времени казалось, что АЕИ (Альянс за европейскую интеграцию) уверенно ведет страну по пути Киева. Другими словами, была вероятность, что в том же Вильнюсе осенью этого года Кишинев сможет подписать с ЕС договор об ассоциации. Глава Еврокомиссии Ж. М. Баррозу даже заявил: «Мы завершили переговоры с Украиной, но подписание соглашения (об ассоциации) будет зависеть от приверженности Киева европейским ценностям. Я надеюсь, что на третьем саммите «Восточного партнерства», который состоится в следующем году, несколько из этих соглашений будет заключено, в частности, с Республикой Молдова».
Однако внезапно случилась заминка – правящая коалиция взяла и распалась, и вот уже докладчик Европарламента по Молдове Г. Уотсон заявляет: «Молдова вряд ли будет в состоянии подписать эти соглашения в Вильнюсе». А на этом фоне молдавские коммунисты призывают к вступлению страны в Таможенный союз, и, что интересно, согласно отдельно взятым опросам, 54% респондентов предпочли бы сближение с Востоком и только 30% – с Западом. Конечно, молдавские западники отчасти сами виноваты в том, что их идеи теряют популярность, но без руки Кремля здесь тоже вряд ли обошлось.
С остальными участниками «Восточного партнерства» Евросоюз, если смотреть с позиций Москвы, может сближаться сколько угодно: Армения никуда не денется, Грузии сейчас не до того (к тому же Б. Иванишвили начал налаживать российско-грузинские отношения), Азербайджан нейтрален. Интересно с Беларусью. Ей тоже из будущего Евразийского союза уже не вырваться, о каком бы потеплении ее отношений с ЕС ни говорил А. Буткявичюс. Поэтому Москва в данном случае тоже особо не переживает, и Литве стоит воспользоваться этим спокойствием в своих интересах – постараться добиться того, чтобы на саммит в Вильнюсе был приглашен белорусский премьер-министр А. Мясникович, и таким образом ублажить амбиции А. Лукашенко, чтобы он меньше угрожал перенаправить белорусский транзит в порты соседних стран.
Короче говоря, получается, что «Восточное партнерство» само по себе как бы и не является эффективным геополитическим инструментом расширения европейского влияния на постсоветском пространстве, однако представляет собой удобную платформу (арену), на которой могут быть реализованы проевропейские решения отдельных его участников-евроэнтузиастов. Не было бы программы, не было бы повода собраться и что-то решить (подписать), а так Москва вынуждена действовать на опережение, что ее в определенной степени если не пугает, то раздражает точно. Ну а чтобы Кремль серьезно насторожила геополитика Евросоюза, нужны финансовые вливания в последовательный курс европеизации и интеграции постсоветского пространства, чего от Европы в ближайшем будущем ожидать не стоит.
Источник: DELFI