Игра вокруг неработающих «Северных потоков» содержит целый ряд занимательных сюжетов. Германская линия остается самой неопределенной, но и самой интересной одновременно. Если следствие докажет вину политического и военного руководства Украины, последствия могут быть весьма серьезными.
7 комментариев«Китайцы очень обидчивы»
Алексей Маслов: Китайцы очень обидчивы
«Китаец может похлопать иностранца по спине, а иностранец китайца – нет, это всегда выглядит очень некорректно» – такими словами востоковед Алексей Маслов рассказал газете ВЗГЛЯД об особенностях китайского этикета. Эта тема стала крайне обсуждаемой в связи с поступком Владимира Путина, укрывшего пледом первую леди Китая на саммите АТЭС.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал поступок Владимира Путина, набросившего на плечи первой леди КНР Пэн Лиюань теплую накидку на саммите АТЭС в Пекине. «Традиция не традиция, женщина не женщина, а прохладно всем одинаково. То, что он дал плед, – это нормальное побуждение, нормальный поступок, который сделал бы, наверное, абсолютно каждый. Все остальное – пересуды и ненужные дискуссии, совершенно абсурдные», – сказал Песков, который уверен, что обсуждение ситуации носит гораздо более массированный характер в России, нежели в других странах.
У президента есть целый ряд заготовок, как расположить к себе собеседника и показать особое расположение и дружбу
Первыми на секундный эпизод обратили внимание зарубежные СМИ. Накануне вечером все участники саммита собрались посмотреть торжественный фейерверк на стадионе, построенном для Олимпиады 2008 года. Погода была прохладной. Пока глава Китая Си Цзиньпин общался с американским коллегой Бараком Обамой, Путин помог первой леди Китая облачиться в теплую накидку. В ответ Пэн Лиюань улыбнулась, поблагодарив президента за заботу, а вскоре один из помощников подал ей теплую куртку.
Западная пресса указывает, что российский лидер совершил вежливый поступок с точки зрения европейцев, но для китайцев это совершенно недопустимо, так как нарушено негласное правило дипломатии «никогда не трогать жен дипломатов». Инцидент успели назвать coatgate – по аналогии с уотергейтским скандалом.
По информации сайта Shanghai-perevodcik, китаянки испытывают физиологическую неприязнь к тактильным знакам внимания со стороны посторонних. Поэтому любые телесные контакты совершенно недопустимы. Это касается желания мужчины помочь женщине открыть дверь или уступить место.
Британская The Daily Mail предположила, что Путин пытался очаровать хозяев мероприятия, а китайский сайт Guancha назвал поступок президента обычным, так как ранее Путин сделал то же самое для канцлера ФРГ Ангелы Меркель на прошлогоднем саммите G20. Издание Foreign Policy, описывая джентльменский поступок, выразило мнение, что российский лидер едва ли не приударил за китайской первой леди, пока ее муж отвлекся.
Запись показали по китайскому телевидению, потому что велась прямая трансляция. Затем фрагмент появился на местных сайтах и вызвал активное обсуждение в Сети. Государственное телевидение Китая CCTV отметило, что Путин намеренно прикоснулся к Пэн Лиюань.
Инцидент получил широкое распространение в китайском аналоге Twitter – Weibo. Пользователи соцсети спорили о том, как расценить поступок Путина: проявление заботы или бестактность. Но спустя несколько часов видео исчезло со всех сайтов местных средств массовой информации и из соцсетей. Фрагмент остался доступен лишь на западных ресурсах.
О том, что произошло в Пекине и как трактовать случившееся, газете ВЗГЛЯД рассказал заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов.
Алексей Маслов (hse.ru) |
ВЗГЛЯД: Алексей Александрович, в Китае мужчинам непозволительно проявлять обычную для русского человека вежливость, например уступить место, подать пальто?
Алексей Маслов: Правила куртуазности и вежливости для китайцев немножко другие, чем для европейцев. В этом плане, например, мужчина очень редко оказывает женщине такие знаки внимания, которые оказывают европейцы. Скажем, открывают дверь и пропускают вперед, подают пальто и т. д.
В принципе, тактильный контакт в Китае распространен очень широко. Китаец может похлопать тебя по плечу, спине, по коленке. Но, во-первых, мужчины никогда не делают этого по отношению к женщинам. А во-вторых, это практически не допускается со стороны иностранцев. Здесь правила очень жестко предписаны. Китаец может похлопать иностранца по спине, а иностранец китайца – нет, это всегда выглядит очень некорректно.
Наконец, надо учитывать еще один момент. Китайцы прекрасно понимают, что иностранцы не обязаны быть знакомы с их правилами поведения. И поэтому многие ошибки и проступки, которые недопустимы с точки зрения протокола, китайцами понимаются и не рассматриваются как откровенное хамство. Просто это говорит о том, что у иностранцев немножко другие традиции и привычки. Но в целом, конечно, это подчеркивает некоторое варварство людей, которые приезжают в Китай и не очень знакомы с местными традициями.
- Эксперты оценили новую демографическую программу Китая
- Британские законы дополнит шариат
- Во Франции принят пакет "феминистских" законов
- Сенатор США обвинил агентов Секретной службы в сексуальных извращениях
- Путин: Считаю необходимым защищать права секс-меньшинств
В любом случае я не думаю, что масса китайцев слишком невысоко оценила поступок президента. Это было расценено таким образом, что у иностранцев иные правила вежливости, а Путин как раз проявил правило вежливости, и ничего ужасного не произошло.
ВЗГЛЯД: Такое отношение характерно для всего Китая? Или для каких-то регионов инцидент не показался необычным?
А. М.: Это, конечно, характерно для всей страны. Естественно, есть регионы, которые подверглись очень серьезному западному влиянию, например Шанхай, но речь идет об усредненном китайце. Более того, для китайцев, которые воспитывались в традиционном обществе, это абсолютно стандартная ситуация – тактильный контакт всегда должен быть ограничен.
ВЗГЛЯД: Что было бы, если бы такой инцидент произошел во Вьетнаме, Японии или Корее? Там похожая культура?
А. М.: В этом плане азиатские культуры похожи. Но есть, конечно, и значительная разница. В любом случае ни в одной из этих стран такое проявление вежливости не прошло бы. Если бы я хотел бы каким-то образом помочь китайской даме, я передал бы ей этот плед.
Но здесь есть еще один момент, который мы должны понимать. Это было сделано именно на публике, что в принципе ухудшает восприятие поступка китайцами. Если бы это было сделано за дружеским столом, за беседой, это было бы вполне допустимо. Плохо то, что это такое нарушение этикета, которое ведет к потере лица обеих сторон.
ВЗГЛЯД: По-вашему, Путин, который столько лет занимался дзюдо и в целом может быть назван в какой-то мере восточноориентированным политиком, он мог сделать это специально? Если да, то что хотел сказать этим?
А. М.: Я полагаю, что у президента есть целый ряд заготовок, как расположить к себе собеседника и показать особое расположение и дружбу. То же самое он делал, как известно, во время встречи с Меркель. Но это была другая культура. Безусловно, Путин хорошо знает особенности Востока, но нельзя от него требовать знания всего того этикета, который может знать только специалист. Полагаю, что это была одна из заготовок, которую можно было использовать по мере необходимости.
ВЗГЛЯД: Вас не удивило, что видеозапись так быстро исчезла со всех китайских сайтов и из соцсетей?
А. М.: Это абсолютно нормально, потому что китайцы не хотят никаких кривотолков касательно этого. В Китае Путин второй после Си Цзиньпина по узнаваемости лидер. И китайцы, в том числе не самые рядовые, очень высоко ценят Путина как сильного лидера. Пекину совсем не выгодно, чтобы Путин каким-то образом потерял лицо в глазах китайцев. Скорее здесь была дружеская услуга Путину.
ВЗГЛЯД: Эпизод скажется на российско-китайских отношениях?
А. М.: Ни в коем случае. Хотя китайцы очень обидчивы, но они также и очень понимающие. Понимают, что иностранец не обязан знать все тонкости их ритуалов.
ВЗГЛЯД: Насколько первая леди Китая Пэн Лиюань популярна в стране? Как народ относится к ней?
А. М.: Она очень популярна, в том числе среди простого народа. На первых порах она была сильным козырем Си Цзиньпина, потому что для народной массы она более узнаваема, чем председатель КНР, поскольку популярная певица, медийный персонаж. Она сыграла очень позитивную роль в имидже Си Цзиньпина. Он – жесткий, решительный, а она мягкая красавица. О ней не ходит никаких негативных слухов, например, что она слишком богата или зазнается. Наоборот, в китайских блогах часто подчеркивается, как она стильно одевается, неброско, но модно.