На вопрос о том, есть ли место гуманизму в картине взаимного уничтожения, которую представляет собой любая война, можно ответить: да, есть, в той мере, в какой мы предполагаем оставаться самими собой.
5 комментариевДружба чуть-чуть в убыток
Сербия будет дружить с Россией себе в убыток
По итогам встречи президентов России и Сербии стороны подписали соглашение о покупке «Газпромом» контрольного пакета акций нефтяной госкомпании NIS. Ранее Белград в течение целого года не соглашался на предложенную Москвой цену, причем у противников данного договора было даже не влиятельное, а очень влиятельное лобби. Теперь Тадич уверяет, что соглашение было заключено благодаря особо дружественным отношениям с Россией, а эксперты замечают, что дело в кризисе, который серьезно снизил стоимость NIS.
В среду в Москве состоялись переговоры президента России Дмитрия Медведева и лидера Сербии Бориса Тадича, итогом которых стало долгожданное подписание пакета соглашений в нефтегазовой сфере. Согласно заключенным договоренностям, «Газпром» покупает главную сербскую нефтяную компанию NIS, стороны начинают строительство сербской ветки газопровода «Южный поток» и достройку подземного газохранилища «Банатски Двор».
Паркет и стратегия
Volkswagen хочет построить завод в Сербии, а потому будет заинтересован в беспошлинных поставках продукции в Россию
Выступая после подписания документов, глава российского государства назвал визит Тадича «свидетельством устойчивого развития наших отношений, которые носят стратегический характер». А заключение соглашений по трем совместным проектам, по его словам, «относится, по сути, к эпохальным событиям».
В свою очередь президент Сербии выразил удовлетворение тем, что «такая уважаемая компания, как «Газпром», приходит теперь на сербский рынок и становится также сербской компанией». «Наши две страны, две наши экономики будут фактически связаны этими тремя соглашениями. Речь идет о долгосрочном снабжении Сербии газом, о производстве нефтепродуктов в Сербии для рынка всей Юго-Восточной Европы, о сохранении уровня жизни граждан, о процветании нашей экономики, о сохранении рабочих мест для наших людей», − пояснил Тадич.
Коснулись коллеги и политических аспектов взаимоотношений Москвы и Белграда. Так, Медведев заявил о неизменности негативного отношения РФ к одностороннему признанию независимости Косова, а Тадич поблагодарил коллегу за поддержку «по принципиальным вопросам международной политики».
«С большим уважением мы следим за вашими политическими выступлениями, за вашими инициативами во всех областях. И для Сербии очень важно, что в лице России она будет иметь и дальше поддержку по принципиальным вопросам защиты целостности страны», − цитирует сербского лидера ИТАР-ТАСС.
Тем более что, по его словам, мировой финансовый кризис дестабилизирует уже установившиеся основы в международном сообществе, в этой ситуации должно произойти «какое-то новое определение отношений в глобальном плане». «Я думаю, нам необходима новая структура, новые авторитетные институты, в которых участвуют все страны мира», − отметил Тадич, делая реверанс в сторону идеи Медведева о новом Договоре по европейской безопасности.
Цена вопроса
- Сербам доплатят долей авторынка
- Сербия поторгуется с Газпромом
- Сербия будет торговаться
- Президент подменяет премьера
- Сербская власть
Напомним, что соглашения, заключенные Россией и Сербией в среду, подписывались во исполнение документа о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли, который был принят еще 25 января 2008 года.
Договоренности предусматривают пакетную сделку: «Газпром» через свою дочернюю компанию «Газпром нефть» без тендера покупает за 400 млн евро контрольный пакет акций (51%) крупнейшей национальной компании NIS, через территорию Сербии прокладывается 400-километровый отрезок газопровода «Южный поток» пропускной способностью свыше 10 млрд кубометров в год, а также завершается строительство подземного газохранилища «Банатски Двор» активным объемом около 300 млн кубометров.
При этом изначально предусматривалось, что каждая из частей сделки имеет неравнозначную ценность для ее участников: Сербия извлекает основную выгоду от участия в «Южном потоке», а главный лакомый кусок для «Газпрома» – это, конечно, покупка NIS. Отметим, что NIS имеет два нефтеперерабатывающих завода общей мощностью 10,7 млн тонн нефти в год, а также более чем 500 АЗС, контролируя тем самым более 70% розничного топливного рынка Сербии.
Добавим также, что, согласно договоренности, «Газпром нефть» обязуется в 2008−2012 годах вложить по меньшей мере 500 млн евро в реконструкцию и модернизацию технологического комплекса NIS, т. е. стоимость сербской компании, таким образом, возрастает до 900 млн евро.
Всего же, по словам зампредправления «Газпрома» Александра Медведева, объем инвестиций в экономику Сербии после подписания соглашений составит как минимум 1 млрд долларов. «Общий объем превысит 1 млрд долларов, если будет реализован пессимистический сценарий», − заметил он.
Между тем ратификация январского соглашения со стороны Белграда на протяжении всего года встречала сопротивление в правительстве Сербии, да и само заключение договора до последнего времени находилось под большим вопросом.
С самого начала противников продажи госкомпании «Газпрому» условно возглавил вице-премьер, министр экономики и регионального развития Сербии Младжан Динкич. Он посчитал цену NIS, названную российским газовым гигантом, «абсурдной низкой» и не покрывающей и половины стоимости актива. По его словам, NIS стоила как минимум в два раза больше.
В апреле ему удалось отложить ратификацию соглашения, апеллируя к чисто процедурным вопросам, − ввиду политического кризиса в стране тогдашнее правительство являлось техническим и просто не имело право вносить в парламент на ратификацию договоры подобного рода. А в июле Динкич, заявивший, что Сербия будет добиваться максимально возможной для себя выгоды, возглавил рабочую группу, призванную изучать механизмы повышения продажной цены NIS.
По запросу этой группы одна из ведущих мировых аудиторских компаний Deloitte & Touche провела оценку NIS, согласно которой 100% предприятия должны стоить 2,2 млрд евро. Таким образом, 51% акций компании, по версии аудитора, должен стоить чуть больше 1,1 млрд евро, что на 200 млн больше цены «Газпрома», однако и значительно меньше удвоенных ожиданий Динкича.
В конце концов в сентябре парламент Сербии подавляющим большинством ратифицировал соглашение по нефтегазовому сотрудничеству с Россией, однако пункт о цене на NIS был попросту опущен в сербском варианте документа.
При этом Белград сразу же нашел достаточно оригинальный способ компенсировать выбывающие, по его мнению, доходы. Тот же Динкич предложил провести переговоры по либерализации торговых отношений с последующим взаимным устранением таможенных пошлин на ввоз автомобилей.
Благо Volkswagen хочет построить завод в Сербии, а потому будет заинтересован в беспошлинных поставках продукции в Россию. Кроме того, по его словам, сербы ведут переговоры с итальянским производителем грузовиков и автобусов IVECO о строительстве фабрики в городе Крагуевац. Однако об этой идее вскоре забыли, а нефтегазовое соглашение, несмотря на продолжающиеся до последнего момента протесты ряда министров, было подписано.
По мнению большинства экспертов, «капитуляция» сербов в вопросе цены на NIS связана с мировым финансовым кризисом, который серьезно ударил по нефтедобывающей отрасли. Они отмечают, что если раньше компания и стоила дороже, то теперь предложенная «Газпромом» цена представляется вполне справедливой. «Ранее NIS оценивался дороже, но в связи с финансовым кризисом и уменьшением маржи переработки, ее стоимость упала», − подчеркивает аналитик ИФД «КапиталЪ» в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД, напоминая, что за последние несколько месяцев цена на нефть упала в несколько раз.
Судя по всему, сыграла свою роль и поддержка, которую Россия оказала Сербии в вопросе Косова. Причем речь идет не только об условных благодарностях, но и об электоральном факторе: большинство сербских политиков рискуют автоматически испортить себе рейтинг, если поспособствуют охлаждению отношений между Москвой и Белградом.