Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
25 декабря 2007, 14:29 • Политика

Тайцы против хунты

Хунта проиграла выборы

Тайцы против хунты
@ Reuters

Tекст: Дмитрий Бавырин

Бывший премьер Таиланда Таксин Чинават, потерявший власть в результате военного переворота и изгнанный из страны, взял реванш. Поддерживающая его партия выиграла выборы в местный парламент, и теперь экс-премьер планирует вернуться на родину. Однако правящая в Таиланде военная хунта все еще в состоянии аннулировать итоги выборов, чтобы не допустить возвращения в страну обожаемого народом экс-премьера.

На парламентских выборах в Таиланде победила Партия народной власти, поддерживающая экс-премьера страны Таксина Чинавата, свергнутого военной хунтой в сентябре 2006 года в рамках 18-го по счету государственного переворота (если считать со времени принятия конституции Таиланда, то есть с 1932 года).

Военные вполне могут обвинить Партию народной власти в подкупе избирателей и аннулировать итоги выборов

На деле это означает, что опальный экс-премьер сможет теперь вернуться на родину, что и пообещал сделать не позднее апреля.

Напомним, что хунта генерала Сонти Боонъяратглина пришла к власти в Таиланде в результате военного переворота от 19 сентября 2007 года. Хотя в Бангкок в экстренном порядке были введены танки, переворот вышел бескровным и фактически молниеносным.

Военные ворвались в здание правительства и разоружили полицию. Большинство министров кабинета Чинавата были арестованы, а власть в стране была передана некоему Совету административных реформ, который возглавил генерал Боонъяратглин.

Впрочем, несмотря на то что массовых репрессий за переворотом не последовало, да и король Таиланда Пумипон Адульядет (непререкаемый в тайском обществе моральный авторитет) генералов поддержал, большинство признаков свидетельствовали в пользу того, что страной теперь управляет типичная военная хунта.

На всей территории Таиланда были введены законы военного времени, а действие конституции приостановлено. Вторым указом хунты стало закрытие границ, за которым последовало ограничение на работу СМИ и требование к гражданам страны «больше пяти не собираться». Деятельность политических партий (в том числе партии «Тайцы любят тайцев», которая и привела премьера Чинавата к власти) также была запрещена.

Самого Чинавата весть о его свержении застала в Нью-Йорке, где он принимал участие в сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Экс-премьер попытался было призвать армию действовать в рамках закона, но трансляция его обращения к нации по телевидению Таиланда была прервана в экстренном порядке.

Генералы обвинили Чинавата в коррупции и злоупотреблении властью, назначили спецрасследование «по итогам его преступной деятельности» и запретили экс-премьеру заниматься политикой в течение пяти лет. Ровно через год после переворота суд Таиланда аккуратно выдал ордер на арест экс-премьера, но к тому моменту он уже благополучно проживал в Великобритании, благо до сих пор считается одним из самых богатых людей мира (в политику Чинават пришел из медиабизнеса) и недвижимость имеет в нескольких странах.

Но даже в изгнании Чинават оставался одной из самых влиятельных фигур в политике Таиланда, о чем живо свидетельствует прошедшая предвыборная кампания. Так, победившая Партия народной власти всю свою агитацию строила на славословиях в адрес Чинавата, а проигравшая Демократическая партия (поддерживающая хунту), соответственно, на его критике.

Особенно Чинават популярен в сельских регионах страны (за счет закона об отсрочке выплат по фермерским кредитам и сравнительно эффективных мер по борьбе с последствиями цунами 2004 года), что и принесло его партии 233 из 480 мандатов.

«Демократам» придется довольствоваться 165 местами, которые им удалось завоевать за счет голосов военных, интеллигенции и мусульманского населения (помимо прочего, Чинават прославился тем, что жестко подавлял выступления исламистов в южных провинциях страны).

Тем не менее Партии народной власти не удастся сформировать однопартийное правительство, так что неизбежно создание коалиции. Лидер партии Самак Сундаравей уже заявил, что одна из пяти мелких партий, также прошедших в парламент, в коалицию войти согласилась.

Теперь соратники экс-премьера намерены добиться для Чинавата амнистии и помочь ему вернуться в политику. Однако сам герой дня во власть больше не стремится (сразу после своего свержения он уже сообщал, что «намерен отдохнуть от политики»), однако заявил, что те, кто его поддерживает, могут обращаться к нему «за идеями».

Как бы там ни было, реванш Чинавата отнюдь не окончательный. Военные вполне могут обвинить Партию народной власти в подкупе избирателей, чтобы аннулировать итоги выборов и назначить новое временное правительство. Сделать это им позволяет новый закон о безопасности, принятый подконтрольным военным старым парламентом чуть больше недели назад.

Кроме того, ордер на арест Чинавата по-прежнему в силе. Наблюдатели склоняются к тому, что, хотя экс-премьеру и удалось заметно укрепить экономику страны, факты коррупции в его деятельности все-таки имели место.

..............