Взгляд
4 апреля, суббота  |  Последнее обновление — 02:22  |  vz.ru
Разделы

Перестаньте повторять мантру про «цифровой лагерь»

Андрей Медведев, Политический обозреватель
Не надо путать плоское и холодное. Не нравится власть – да на здоровье. Не нравится «цифровой концлагерь» – уходите из сетей, купите дисковый телефон и перестаньте пользоваться платежными инструментами. Подробности...

Вирус внесет коррективы в американские выборы

Андрей Сушенцов, Программный директор клуба "Валдай", директор Института международных исследований МГИМО МИД России
Коронавирус существенным образом вмешался в ход американской президентской кампании. Экономика США находилась на грани рецессии в начале 2020 года, но именно пандемия стала тем триггером, который запустил непоправимые последствия. Подробности...

Готовится великая нефтяная сделка

Глеб Простаков, журналист
Цена того, чтобы усадить за стол переговоров США, оказалась высокой, вероятно, даже слишком высокой, учитывая неопределенные перспективы мировой экономики на ближайшие месяцы и годы. Подробности...
Обсуждение: 27 комментариев

    Как полиция следит за соблюдением карантина по коронавирусу в разных странах

    Полиция по всему миру несет службу в особом режиме из-за коронавируса. В то время, как в странах Европы, Азии и Латинской Америки обычные люди обязаны сидеть на карантине, стражи порядка следят за его исполнением. В Италии полицейским помогают дроны
    Подробности...

    Коронавирус увеличил социальную дистанцию между людьми

    В числе основных мер борьбы с распространением нового коронавируса специалисты Всемирной организации здравоохранения назвали увеличение социальной дистанции. Риск заражения сильно снижается, если между людьми сохраняется расстояние более метра. Власти большинства стран прислушались – и призвали граждан сделать так же
    Подробности...

    Путин посетил больницу в Коммунарке

    Путин приехал в больницу в Коммунарке, где находятся зараженные коронавирусом. Президент оделся в защитный костюм и осмотрел здание в сопровождении главврача Дениса Проценко. Как считают эксперты, своим визитом в больницу Путин демонстрирует, что власть уверена в своих силах и спокойна
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Россия оплатила возвращение белорусов из Дели

        Главная тема


        Пандемия избавит Америку от продуктового изобилия

        соблюдение баланса


        Собянин сказал, как Москва может избежать введения пропускного режима

        мировая пандемия


        Названо главное отличие коронавируса от гриппа

        внешний вид


        После самоизоляции россияне начнут кардинально менять внешность

        Видео

        «единая Европа»


        Евросоюз дал еще одну трещину

        история выздоровления


        Раввин Ицхак Коган: Победить коронавирус удалось благодаря врачам

        источник установлен


        Коронавирус стал наказанием за суеверия

        китай против сша


        Коронавирус спровоцирует начало геополитической войны

        Высокая цена


        Глеб Простаков: Готовится великая нефтяная сделка

        Конспирологические теории


        Сергей Худиев: Бритва Оккама и Штирлиц против коронавируса

        Всадник Апокалипсиса


        Наталья Холмогорова: Коронавирус разрушил идеологию ЛГБТ

        викторина


        В чем российские женщины опередили весь мир?

        на ваш взгляд


        Чего вам больше всего не хватает на самоизоляции?


        Владимир Можегов

        «Малефисента» – это ментальная диверсия Голливуда

        Владимир Можегов
        публицист
        14 ноября 2019, 14:28

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        В этом году несколько моих колонок было посвящено феномену «шестидесятых» и выход на экраны хитового фильма студии Walt Disney Pictures «Малефисента. Владычица тьмы», сиквела фильма «Малефисента» 2014 года – отличный повод поговорить о том, что шестидесятые на самом деле никуда не делись, они продолжаются и продолжают вести нас в «новый чудный мир». О том, какой именно, скоро станет ясно.

        Пока же подчеркнем, что перед нами – семейное кино, на которое призывают ходить семьями с маленькими (6+) детьми, то есть самый что ни на есть мейнстрим – картинка, которая должна впечататься в мозг, стать общим местом, ведущим трендом, мемом, модой... На это работает все, начиная от Анджелины Джоли в главной роли, кончая уже начавшейся бешеной раскруткой образа рогатой девы в СМИ, соцсетях, различных флешмобах и т. д. Одним словом, перед нами не рядовое кино, но кино, определяющее столбовую дорогу масскульта.

        «Управлять людьми посложнее, чем бегать по полям с цветком в волосах», – говорит королева Ингрит принцессе Авроре, прямо отсылая юного зрителя к «детям цветов» в однозначном контексте: королева Ингрит – олицетворение зла (и в целом традиционного белого мира, что подчеркнуто древним германо-скандинавским именем), Аврора – олицетворение добра и прекрасного будущего (Аврора – утренняя заря), выступающая, как Грета Тунберг, за все хорошее и прежде всего за мир между всеми живыми существами – от букашек и всевозможных болотных уродцев до демонических тварей включительно. 

        Итак, дети цветов, вот эти самые хиппи 60-х – тот идеал, к которому должны стремиться наши детишки – таков один из важнейших посылов фильма. Цветочки еще раз всплывут уже в виде более серьезного символа (сказочка совсем не проста!), но об этом мы поговорим опять же в свое время, а теперь обратимся к началу. О чем же фильм «Малефисента»?

        Первый фильм вышел в 2014 году и его сюжет, если совсем кратко – это полностью перевернутый с ног на голову пересказ знаменитого диснеевского мультика «Спящая красавица» 1959 года, ставшего, по сути, символом студии «Дисней» (заметим, что сам Уолт Дисней был одним из немногих консерваторов Голливуда, с первых дней своего существования отличавшегося либерально-большевистским уклоном).

        Фото: «Малефисента: Владычица тьмы», Walt Disney Studios

        У Диснея был традиционный европейский сказочный сюжет о принцессе, долгожданном ребенке королевской семьи, поздравить которую приходят добрые феи. А затем появляется злая фея Малефисента (зловредная, творящая зло) и накладывает на принцессу проклятие, разрушить которое может только поцелуй любви...

        В традиционной сказке поцелуй любви совершает принц. В новой – и принц, и король, отец принцессы (представители шовинистического мужского мира) –оказываются беспомощны, и поцелуй любви совершает... сама Малефисента. Итак, олицетворение зла старой сказки становится главной героиней сказки новой.

        В свое время ведущий итальянский большевик Антонио Грамши создал теорию, согласно которой прежде чем совершать мировую революцию, большевикам необходимо завоевать «царство культуры». Причем главной мишенью для нас, говорил Грамши, должна стать христианская церковь. Пока мы не оторвем сознание пролетариата от церкви, нам его симпатий не завоевать.

        Последователи Грамши неуклонно следуют его канонам, причем на самом базовом, фундаментальном, мифологическом уровне: ведь именно ведущий культурный миф является основой всякой цивилизации и культуры. Следовательно, для торжества «нового чудного мира», христианский миф должен быть заменен антихристианским. А главным объектом диверсии должны стать дети самого нежного (6+) возраста, сознание которых еще не успело впитать традицию. Так действует создатели «Малефисенты», беспощадно выкорчевывая из детских умов традиционный культурный код и надежно впечатывая в него код новой – постхристианской, мультикультурной, глобальной – цивилизации.

        В первой части фильма злом объявлялась традиционная семья и шовинистический мужской мир. Принцессу удочеряет и возрождает к новой жизни Малефисента – новая семья из иного мира, с явными (для традиционной христианской культуры) атрибутами зла (рога, заостренные скулы и уши, темные крылья), имеющая волю проклинать и убивать. В традиционной христианской системе ценностей перед нами – подчеркнуто демоническая реальность. В толерантной, политкорректной формуле «нового чудного мира» – это просто некая другая, незнакомая нам культура. Сама же Малефисента – существо до конца не определившееся, злое не по природе, а по обстоятельствам (ее обманул мужчина!). Такова неприхотливая фабула пересказанной сказки с ее мощным феминистским и явным лесбийским подтекстом.

        Итак, главный посыл первой Малефисенты ребенку: как только ты немного подрастешь, немедленно оставь свою авторитарную семью ради новой мультикультурной семьи детей-цветов или темной романтики.

        На это же работает и выбор актера, играющего служку Малефисенты, ворона Диаваля (то есть дьявола, по-русски). Его сыграл Сэм Райли, молодой актер, прославившийся ролью Йэна Кертиса (в фильме «Контроль»), лидера группы Joy Division, культового родоначальника темной музыки.

        И, наконец, главный вывод: «Два королевства примирила та, в ком соединились и зло и добро!» – этой фразой завершается первый фильм. Итак, мостик между двумя мирами – человеческим и демоническим – наведен. Вторая «Малефисента» показывает нам вторжение мира инферно (крылатые рогатые твари, живущие в мрачных подземельях политкорректно названы здесь темными эльфами) в мир людей.

        Причем авторы делают небанальный ход: мужской мир уже не предстает здесь абсолютным злом, он оправдан и допущен к существованию, но, разумеется, лишь потому что полностью присягает новому, пройдя необходимую инициацию. Абсолютное Зло олицетворяет здесь королева Ингрит, женщина-мать, как символ всего традиционного христианского мира и, не побоюсь сказать, в каком-то смысле, символ Мадонны, Богоматери.

        То, что она при этом истовая католичка, подчеркивает центральный эпизод фильма. Свое самое мерзкое и чудовищное преступление (которому королева придает религиозный, спасительный смысл: навсегда избавить наш мир от нечисти!) она совершает в храме, что эстетически безошибочно и даже излишне навязчиво акцентировано. Пригласив всех ползучих, летающих и прямоходящих расово-неполноценных тварей с болот на свадьбу, она запирает их в прекрасном готическом соборе и... Пусть грянет музыка! – с этим возгласом служка королевы, Герда (тоже говорящее имя, здесь – символ преемства мира традиционной культуры) вдохновенно ударяет по клавишам соборного органа.

        И вот под звуки католической мессы или фуги Баха (всей этой, одним словом, христианской мерзости) под сводами собора начинает клубиться ярко-красный ядовитый дым, от которого волшебные жители болот начинают умирать... Но не просто умирать, а превращаясь при этом в чудесно распускающиеся цветы...

        Но злодеяние, конечно же, не удается, дети-цветы оказываются, в конце концов, живы и невредимы. Освобожденные из христианского узилища верным вороном Диавалем и прекрасной Авророй, они высыпают на площадь, где к ним слетаются все демоны преисподней (на лицо ужасные, добрые внутри и при том, всевозможных мультикультурных расцветок: белые, желтые, черные и даже с африканскими попугайскими крыльями), а затем, побросав ненужное больше оружие, к ним присоединяются и растроганные жители постхристианского королевства: апофеоз мира и единения!

        При этом служку королевы, вдохновенно игравшую своего убийственного Баха, чудом выжившие дети-цветы стаскивают вниз и, вероятно (нам это, конечно, не показывают, щадя сердца юных зрителей), забивают ногами.

        Так и вы, детки, должны поступать, если вдруг когда-нибудь увидите белого мальчика или девочку, изучающих классическую музыку или стихи старых поэтов – знайте, это очень опасные мальчик и девочка. 

        Кстати, с королевой-матерью, живым олицетворением всего чудовищного христианского мира – садисткой, расисткой, фашисткой и проч., поступают еще более интересно. Малефисента, уже подло убитая, обращенная в пепел, но от слез Авроры воскресшая в образе птицы Феникс (символе вечного возрождения и, кстати, гегелевской диалектики – поклон Марксу), а затем вновь вернувшаяся к своему привычному образу, превращает ее под всеобщее одобрение в рогатую козу (здесь, конечно, также скрыт для понимающих красноречивый символ, отсылающий к библейской традиции).

        Малефисента же, полностью доказав свою доброту (она дважды самоотверженно спасла жизнь Авроре, и та назвала ее мамой!), становится подлинной владычицей нового мира. (На самом-то деле, она, конечно, всегда была доброй. А злой ее объявил старый христианский мир: пара слухов и вот вам легенда – раскрывает, в конце концов, королева-мать свой гнусный умысел).

        Последний кадр. Влюбленные на балконе: новый день настает! – трепетно вздыхает Аврора, богиня утренней зари и почти уже революционный крейсер... И в следующий миг из темных глубин взмывают, накрывая весь горизонт, черные крылья Малефисенты: я еще вернусь крестить ваших детей – хохочет откуда-то сверху Абсолютное Добро... Хеппи-энд!   

        Итак, детские каникулы, два уик-энда подряд, невиданные кассовые сборы... Причем, думая сводить на каникулах детишек в кино, в двух ближайших мультиплексах я не нашел никакой альтернативы: везде, с раннего утра до позднего вечера безраздельно царила Малефисента!

        Конечно, католической церкви стоило бы задать пару недоуменных вопросов создателям фильма, но, увы, едва ли она на это решится. А пока – пара цифр в заключение: за два каникулярных уик-энда в России и СНГ картину посетили 5 млн человек, подтвердив ее уверенное место в десятке самых кассовых фильмов 2019 года... Что ж, здравствуй новый чудный мир, и ... то ли еще будет?


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Перестаньте повторять мантру про «цифровой лагерь»

        Андрей Медведев, Политический обозреватель
        Не надо путать плоское и холодное. Не нравится власть – да на здоровье. Не нравится «цифровой концлагерь» – уходите из сетей, купите дисковый телефон и перестаньте пользоваться платежными инструментами. Подробности...

        Вирус внесет коррективы в американские выборы

        Андрей Сушенцов, Программный директор клуба "Валдай", директор Института международных исследований МГИМО МИД России
        Коронавирус существенным образом вмешался в ход американской президентской кампании. Экономика США находилась на грани рецессии в начале 2020 года, но именно пандемия стала тем триггером, который запустил непоправимые последствия. Подробности...

        Готовится великая нефтяная сделка

        Глеб Простаков, журналист
        Цена того, чтобы усадить за стол переговоров США, оказалась высокой, вероятно, даже слишком высокой, учитывая неопределенные перспективы мировой экономики на ближайшие месяцы и годы. Подробности...
        Обсуждение: 21 комментарий

        Бритва Оккама и Штирлиц против коронавируса

        Сергей Худиев, публицист, богослов
        Мы обычно не считаем, что наши соседи по лестничной клетке, сотрудники на работе или врачи в поликлинике сговорились нас убить. Человек, который так считает, явно нездоров и нуждается в помощи. Подробности...
        Обсуждение: 21 комментарий

        Коронавирус разрушил идеологию ЛГБТ

        Наталья Холмогорова, правозащитник
        Всадник Апокалипсиса вырос перед нами во весь рост, и вся прочая общественно-политическая повестка ушла в его огромную тень. В самом деле, чума, война или голод – надежное, эффективное средство против гей-парадов. Подробности...
        Обсуждение: 46 комментариев

        Как Киев живет без метро

        Андрей Манчук, политолог
        Прекращение работы транспорта не обязательно помогает в борьбе с распространением заразы. По крайней мере, когда это осуществляется волюнтаристским путем, без учета того, как может сказаться на обществе мгновенный разрыв социальных, экономических и транспортных связей. Подробности...
        Обсуждение: 14 комментариев

        Чтобы занять людей, нужны стройки века

        Сергей Лукьяненко, писатель
        Паникёры уже говорят о возможных бунтах мигрантов. Я так не считаю, я верю в Росгвардию, а ещё более верю в автоматическое огнестрельное оружие, но даже без всяких бунтов и криминалов – что делать с миллионами людей, лишившихся работы? Подробности...
        Обсуждение: 66 комментариев

        Верующим на карантине еще сложнее

        Святослав Шевченко, Председатель комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии
        У верующих людей на эту какофонию новостей о распространении коронавируса по всему миру накладываются еще и апокалиптические настроения, которые вшиты в вероучительную доктрину о неизбежности конца мира. Подробности...
        Обсуждение: 14 комментариев

        Время сыграет в интересах Конституции

        Максим Григорьев, член Общественной палаты, президент Фонда исследования проблем демократии
        Что означает перенос даты всероссийского голосования? Это значит, что наблюдателей станет больше, сама процедура прозрачней, а общественный контроль за голосованием сильнее. Подробности...
        Обсуждение: 4 комментария

        Россия не бросает даже русофобов

        Ирина Алкснис, обозреватель РИА «Новости»
        Россия не бросает своих. А значит, все в конце концов будут вывезены, даже из самых экзотических мест, а самые радикальные русофобы останутся нашими согражданами. Подробности...
        Обсуждение: 35 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............