24 января, пятница  |  Последнее обновление — 16:08  |  vz.ru

Глупо жаловаться на патернализм, исповедуя инфантилизм

Алексей Алешковский, сценарист
Любое плюс-минус демократическое государство строится на консенсусе, а не готтентотской морали меньшинства. Правоприменение основано на толковании законов, а толкование (по крайней мере, в идеале) – на здравом смысле. Подробности...

И заспорили славяне, кто из них антисемит

Дмитрий Бабич, политолог, журналист
После церемонии в «Яд Вашеме» нам предстоит долгая борьба за правду. И в этой борьбе ЕС не будет нашим союзником, а скорее, наоборот, противником. В любом случае главную ношу этой борьбы нам придется вынести самим. Подробности...

На Украине объявили войну книгам и школам

Андрей Манчук, политолог
Эта апартеидная система ставит русский язык на самое последнее место. И открыто унижает русскоязычных граждан, которых фактически лишают возможности обучать детей на их родном языке – несмотря на формальное равенство, гарантированное им основным законом страны. Подробности...

Путин открыл в Израиле памятник героям блокадного Ленинграда

Лидеры России и Израиля Владимир Путин и Биньямин Нетаньяху открыли в Иерусалиме монумент «Свеча памяти», посвященный защитникам и жителям блокадного Ленинграда. Памятник, который представляет собой 9-метровую стелу, стал одним из крупнейших мемориалов в еврейском государстве

Новые лица в правительстве Мишустина

Новый глава правительства Михаил Мишустин менее чем за неделю сумел сформировать новый состав кабинета министров. У него будет девять замов, в том числе один первый – им стал Андрей Белоусов. Силовой блок кабинета сохранился, главным дипломатом остается Сергей Лавров. Зато полностью обновился социальный блок

Новый терминал в стиле конструктивизма открылся в Шереметьево

В крупнейшем московском аэропорту Шереметьево открылся пятый по счету терминал – C1. Он пристроен к терминалу В и способен обслуживать до 20 млн пассажиров в год. В итоге пропускная способность аэропорта вырастет до 80 млн человек

НОВОСТЬ ЧАСА:Глава Чувашии после призыва «мочить журналистов» поиздевался над офицером МЧС

Бегство комика из России обнажило старую проблему

«позор и страдания»

Рассекреченные документы ЦРУ о Бандере оказались переводом «Социалистического вестника» меньшевиков

польский народ

Британские СМИ: Неудобная правда о Холокосте не сочетается с «я-концепцией» Польши

Немецкий актер и режиссер

Тиль Швайгер обвинил США в попытках помешать сближению России и Германии

беспрецедентный саммит

Зачем Путин собирает пять великих держав мира

порт Калининграда

Поляки намерены вытеснить Россию из Балтийского моря

экономический ущерб

Китайский вирус угрожает нефтяным доходам России

инсценировки «химатак»

США повторили в Сирии ошибку Колина Пауэлла

Резкая реакция

Сергей Худиев: Против болезненной пустоты нужно бороться любовью к жизни

Позорно обмишурились

Максим Соколов: Трактористы и телеграмисты

Последняя битва

Павел Волков: Население Земли устало от капитализма

Как отмечают Новый год народы России?

Какая форма правления является наиболее подходящей для России?

Михаил Ковалев

Как Тунгусский метеорит готов помочь России

Михаил Ковалев
        политический аналитик, автор концепции «мягкой силы» Russian Cat Diplomacy
        28 ноября 2018, 16:01

Приходилось ли вам ранее видеть карту бомбардировок России метеоритами? Хотя бы вот этот список и фото самых крупных ударных кратеров. Спойлер для жителей Москвы и Московской области: ближайшие «вмятины» от падения метеоритов находятся на территории Калужской области (воронка размером 15 км в диаметре) и Нижегородской области (воронка диаметром целых 80 км).

Всего жизнь на Земле больше 50 раз пережила частичную гибель только по причине столкновений с крупными гостями из космоса. Например, кратер Чиксулубского (на территории современной Мексики) метеорита составляет в диаметре 180 (!) км. Именно этот метеорит считается убийцей динозавров, изменившим климат через последовавшие землетрясения, цунами, извержения вулканов и пожары.

Кратер Садбери (Канада) диаметром 250 (!) км образован после удара, который, как считают, пробил земную кору до самой мантии и раскидал горы на 800 км. Америке в целом прилетело нормально так – возможно, Бог сердился уже тогда на будущую «империю добра».

Пытаясь осознать все это, понимаешь, как же здорово, что внезапно обнаруженный в октябре 2015 года 600-метровый астероид Хэллоуин (по очертаниям похожий на череп) пролетел мимо нас.

И очень хорошо, что в 2013 году внезапный Челябинский метеорит оказался лишь крошкой размером 19 м, хотя и летел со скоростью 64 тыс. км/ч. Взрыв на высоте 30–50 км (мощностью от 470 до 570 килотонн в тротиловом эквиваленте, или 20–30 Хиросим) и, слава богу, меньше 2 тыс. пострадавших лишь от выбитых ударной волной стекол.

Фото: Валерий Корчин, Владимир Медведев/ТАСС

Реально страшно было в 1908 году при падении Тунгусского метеорита в сибирскую тайгу. Взрыв в атмосфере Тунгусского метеорита повалил 80 млн деревьев на площади 2150 кв. км (Москва плюс Новая Москва в сумме занимают 2500 кв. км). Любопытно, что до сих пор непонятно, что именно прилетало и где конкретно упало (если упало), – спорят до сих пор.

Между Тунгусским и Челябинским в гости прилетал еще Царевский (1922 год, Волгоградская область), Первомайский (1933 год, Владимирская область), Сихотэ-Алиньский (1947 год, Приморский край), Кунашакский (1949 год, Челябинская область), Омолонский (1981 год, Магаданская область), Витимский (2002 год, Иркутская область) и Угловский (2007 год, Алтайский край).

Земля каждый день находится под обстрелом, даже далекие от науки люди слышат в новостях анонсы эффектных метеоритных дождей на небе. Хорошая новость – человечеству пока очень-очень везет, на наш век глобальной катастрофы, тьфу-тьфу, пока не было. Но есть один неприятный момент – некоторые опасные объекты могут быть обнаружены буквально всего за несколько часов до вероятного падения. И еще неприятнее – объекты диаметром меньше 100 м очень сложно зафиксировать.

Прилетает внезапно в следующий раз (а это может быть в любую секунду, в любое время суток, даже пока мы читаем эти строки) глыба в пять раз больше Челябинского метеорита (100 м против 19 м) и падает не в воду, а куда не надо падать.

Даже при желании сбить его не мы сможем, потому что скорость наших противоракет А-135/А-235 в несколько раз меньше. Не на проценты, а в разы. Бой орла и черепахи, при котором черепаха успеет только крикнуть «ой!».

Самый знаменитый современный популяризатор науки Стивен Хокинг (1942–2018) в своей последней книге «Короткие ответы на большие вопросы» утверждает, что столкновение с крупным астероидом и гибель планеты в любом случае неизбежна. И защиты от этого нет и не будет. Поэтому придется только сваливать на другие планеты. Уровень нынешних технологий не позволяет ни свалить куда-то, ни отбиться. У человечества нет никаких технологий защиты. Ни у США, ни у России, ни у секретного мирового правительства. Есть только теоретические идеи.

Даже если серьезную угрозу ученые увидят заранее (насколько заранее, это еще большой вопрос), то мы просто не успеем что-то создать для защиты. Хотя угрозы астероидов признаны на серьезном уровне и угроза общая, сплочения землян не наблюдается.

Вместо этого американцы озабочены лидерством в военном освоении космоса – планируется выделить 13 млрд долларов на Военно-космические силы, включая дополнительный наем 13 тыс. специалистов.

Какие астероиды, если дан приказ противостоять России и Китаю!

Так проблему не решить от слова «никогда» и будь что будет. Легче пережить осознание бессилия верующим (значит, так надо, библейские Содом и Гоморра тоже были уничтожены астероидом) и... русским.

«Ну а вдруг не упадет при нашей жизни?!» – в нашем противоречивом характере одновременно врожден и фатализм, и надежда на «пронесет».

Если верить, что ядерной войны не будет, а вместо нее новая гонка вооружений и холодная война – 2, то шансов больше у того, кто богаче и циничнее. Прошлая «ничья» – перемирие с Западом – привела к развалу СССР. В этот раз можно надеяться на противоречия между странами Запада, на надрыв западных элит внутренними проблемами, на нашу выносливость и вообще доллар скоро рухнет?! А если нет?

Знаем по себе что русские не сдаются, но когда же наконец откроется второй фронт? И речь не о Китае, на борьбу с которым Америка может отвлечься и подзабыть о нас. Долгожданный второй фронт – это работа нашей «мягкой силы», способной решать важные задачи обходными путями, когда официальный парадный вход для русских заблокирован. Что тебе снится, крейсер «Мягкая сила», в час, когда утро встает над землей?

Пришло время разбудить десятки и сотни миллионов «спящих» союзников на Западе. У русских нет конфликта с обычными людьми на Западе, к обычным людям и надо обращаться напрямую. Без правительств и политиков, минуя пропаганду, на уровне «люди к людям».

Важно на старте точно сформулировать задачу: ошибочно искать тех, кто за Россию, – нам пригодятся «союзники по интересам», с общими взглядами на конкретные темы. Вместо категоричного «нет, ни в коем случае», когда речь заходит о русских, нас устраивает фиксация на своем интересе в сознании людей: «Да, я знаю, что у русских есть большие недостатки. Но! По важной лично для меня теме я с ними на одной стороне».

Для охвата миллионов союзников потребуются наладить связи по широкому кругу тем, от банальных до уникальных: культурных, бескультурных, деловых, научных, социальных, религиозных, креативных, инженерных, исторических, экологических, музыкальных, спортивных, туристических, молодежных, литературных, волонтерских, геймерских и прочих. Ищем потенциальные темы для союзов и оцениваем масштаб людей вокруг этих тем в разных странах, узнаем, кто и сколько в нашей стране этим интересуется, с кем они за рубежом дружат или хотели бы дружить, составляем вместе план, как укрепить и развить эту дружбу по интересам.

Скорее всего, эта информация уже давно собрана фанатами и профессионалами в своих областях, но никто за ней не обращался и не рассматривал как систему.

Как работает схема «союзники по интересам» на полную мощность, мы впервые увидели на родном чемпионате мира по футболу – для увлеченных праздником футбола временно становятся не важны споры о политике, международных конфликтах, оттенках демократии, правах человека, гендерных балансах, свободе меньшинств, феминизме и сексуальных предпочтениях.

Не говори о конфликтных и спорных темах, сфокусируйся на общих интересах – и все будут довольны! Так и произошло на чемпионате, когда иностранцы сильно удивились разнице между пропагандой против России и реальными замечательными нами.

Тема астероидной угрозы в данном случае была выбрана как небанальный и неожиданный пример народной дипломатии, на которую уже есть готовый спрос. Миллионы людей на Западе, в том числе известных, озабочены угрозой из космоса – а значит, они наши потенциальные «союзники по интересам». Тем более что мы на официальном уровне за сотрудничество по теме астероидной угрозы, в отличие от заокеанских товарищей.

На контрасте «хороших» и «плохих» мы здесь в роли красавчиков.

Не забудем и о символизме – тема астероидов очень русская: два самых впечатляющих последних привета из космоса наши (Тунгусский и Челябинский). День падения нашего Тунгусского метеорита официально признан ООН как День астероида в 2016 году. Тогда же были озвучены цели и призывы к объединению всего мира перед лицом угрозы из космоса.

Добились этого энтузиасты, один из инициаторов – Брайан Мэй – лохматый гитарист культовой группы Queen. Необходимость объединения человечества перед угрозой подчеркивается неправительственной инициативой Asteroidday. Сотни известных людей, включая американских астронавтов, уже выступили в поддержку.

Из наших там великий космонавт Алексей Леонов, которому в следующем году будет 85 лет. Маловато. Где наши космонавты, где миллион народных подписей от русских в поддержку? Пусть этот праздник чужой, можно присоединиться выгодно в самое ближайшее время.

30 июня 2019 года состоится не просто третий юбилейный День астероида, а целых 111 лет со дня падения Тунгусского метеорита. Отличный повод с красивой датой напомнить всем подробности и подлить масла в огонь. Новости, фильмы, выступления ученых – все это будут с интересом смотреть и читать. Пригласить на туристические и прочие туры тысячи иностранцев в Сибирь к месту падения.

В качестве разогрева до этого 15 февраля 2019 года будет шестилетие с момента падения Челябинского метеорита. Можно устроить большую международную программу. Новости, фильмы, выступления ученых – все это будут с интересом смотреть и читать. Пригласить иностранных гостей. Поднять тему сотрудничества против общих угроз на международном уровне. С трибун это сделают официальные лица, далее по своим каналам передадут участники народной дипломатии.

На контрасте «хороших» и «плохих» мы здесь в роли красавчиков.

Качать тему угрозы астероидов на впечатлительную аудиторию – одно удовольствие. На липкий страх невидимой кары работают регулярные космические новости в СМИ и творческое наследие Голливуда (сразу вспоминается «Армагеддон» и «Столкновение с бездной»).

Многие скажут, да какая сейчас «мягкая сила», посмотрите, что творится и сколько проблем внутренних. Но глобальная конкуренция стран не дает нам отсрочку, пока мы решим другие дела. Выстраивание долгосрочных горизонтальных связей с миллионами людей на Западе отвечает стратегическим интересам страны.

Надеемся, российская «мягкая сила» проснется и разбудит миллионы «союзников по интересам» уже в 2019 году.

Блог Михаила Ковалева