28 января, вторник  |  Последнее обновление — 06:36  |  vz.ru
Разделы

Мировая «пятерка» может собраться в Москве

Станислав Ткаченко, профессор СПбГУ, эксперт клуба «Валдай»
Когда в трех главных ядерных державах планеты внутриполитические процессы начинают доминировать над вопросами внешней политики, открываются возможности для самых разных инициатив, включая проект создания пятисторонней (США, Китай, Россия, Великобритания, Франция) системы контроля ядерного оружия. Подробности...

Нормальный Киев существует параллельно с ненормальным

Глеб Простаков, журналист
За идиотизмом политиков мы забываем, что значительная часть украинцев абсолютно вменяемы, трезвы в суждениях и в целом мало отличаются от людей из ДНР, ЛНР, Крыма, да и самой России. Подробности...
Обсуждение: 51 комментарий

В Израиле за комичные куплеты Долгополову может прилететь год тюрьмы

Сергей Мардан, публицист
Современные европейские государства холят и лелеют всякого рода меньшинства. Россия, правда, пошла по особому пути и вместо того, чтобы выпустить закон «о защите чувств и прав гомосексуалистов», выбрала другую группу – верующих. Подробности...
Обсуждение: 113 комментариев

    Подаренное Эрдоганом зеркало привело Меркель в восторг

    На церемонии открытия немецкого университета в Стамбуле Реджеп Тайип Эрдоган подарил Ангеле Меркель изящное инкрустированное зеркало. Подобные зеркала в дорогой оправе использовались во дворцах султанов и символизируют силу и богатство. Подарок вызвал у канцлера бурные эмоции
    Подробности...

    Путин открыл в Израиле памятник героям блокадного Ленинграда

    Лидеры России и Израиля Владимир Путин и Биньямин Нетаньяху открыли в Иерусалиме монумент «Свеча памяти», посвященный защитникам и жителям блокадного Ленинграда. Памятник, который представляет собой 9-метровую стелу, стал одним из крупнейших мемориалов в еврейском государстве
    Подробности...

    Новые лица в правительстве Мишустина

    Новый глава правительства Михаил Мишустин менее чем за неделю сумел сформировать новый состав кабинета министров. У него будет девять замов, в том числе один первый – им стал Андрей Белоусов. Силовой блок кабинета сохранился, главным дипломатом остается Сергей Лавров. Зато полностью обновился социальный блок
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Турецкая военная колонна пересекла границу с Сирией

        Главная тема


        Как США вернули мир на грань ядерной катастрофы

        искажение истории


        Зеленский заявил о косвенной вине СССР в Холокосте

        борьба с нацизмом


        Макрон отметил роль Красной армии в освобождении Освенцима

        «второе название»


        На популярном итальянском телешоу Украину назвали Малороссией

        Видео

        поправки в Конституцию


        В ожидании перемен в России начали вспоминать 1993 год

        виртуальный реверс


        Украина рано радуется поставкам газа из Польши

        нефтепровод «Дружба»


        Лукашенко беднеет без российской нефти

        Масштабные хищения


        Коррупция стала атрибутом власти в США

        Безграничное доверие


        Алексей Алешковский: Глупо жаловаться на патернализм, исповедуя инфантилизм

        Защита верующих


        Сергей Мардан: В Израиле за комичные куплеты Долгополову может прилететь год тюрьмы

        Моральные принципы


        Глеб Простаков: Нормальный Киев существует параллельно с ненормальным

        викторина


        Как отмечают Новый год народы России?

        на ваш взгляд


        В какие отрасли отечественной экономики в первую очередь должно вкладываться государство?


        Освободить Москву от машин

        Андрей Манчук, политолог
           7 сентября 2016, 18:00
        Фото: фото из личного архива

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Вопрос о реформе городского пространства в центре Москвы уже несколько месяцев является центральной темой общественных дискуссий и междусобойчиков в социальных сетях.

        «Реконструкция центра Москвы в целом вызывает одобрительную реакцию жителей российской столицы»

        Отправной точкой этой полемики можно считать программную статью профессора Высшей школы урбанистики Григория Ревзина, опубликованную на сайте Центра Карнеги.

        По сути, он изложил в ней идеологию реформы инфраструктуры российской столицы, которая должна быть направлена на уменьшение количества машин, радикальное расширение пешеходных зон и органично связанное с этим развитие городской транспортной системы.

        «Чтобы мегаполис поехал, нужно, чтобы он пошел… Если вы хотите уйти от транспортного коллапса в городе с радиально-кольцевой планировкой, вам нужно сделать центр преимущественно пешеходным», – написал Ревзин.

        По его словам, власти намерены ограничивать въезд частных автомобилей в центр Москвы, реализовывая эту политику через введение платных парковок, сокращение площади автомагистралей и повышение качества услуг общественного транспорта.

        Эти планы предсказуемо вызвали критику оппозиционных блогеров и политиков, которые видят в попытках реформировать центр Москвы самоуправство чиновников, пытающихся регулировать городскую жизнь, а также авторитарное желание посягнуть на суверенные права и свободы частных автовладельцев.

        А один из оппонентов Ревзина Андрей Архангельский даже посчитал, что платные парковки и широкие тротуары еще дальше отдаляют российское общество от демократии, возвращая Москву прямиком к временам сталинизма.

        Точка в этой дискуссии не поставлена, но из нее вполне очевидно – большинство российских либеральных экспертов то ли не знают, то ли на время забыли о том, что ограничение движения автотранспорта в пользу новых пешеходных пространств, которое походя приравнивается в их риторике к сталинизму, давно является главным трендом прогрессивной урбанистической политики европейского образца и осуществляется именно с подачи демократических политиков.

        Среди прочего об этом свидетельствует опыт Лондона, где власти провели в этом направлении гораздо более смелые и наступательные реформы, которые дали достаточно очевидные результаты.  

        В 1990 году, когда Борис Ельцин, еще в статусе народного депутата СССР, прилетел в Англию на политические смотрины к британскому премьеру Маргарет Тэтчер, эта встреча с «железной леди» едва не сорвалась из-за заторов на лондонских улицах.

        Москвичи дают карт-бланш мэрии для реконструкции городского пространства (фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)
        Москвичи дают карт-бланш мэрии на реконструкцию городского пространства (фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)

        Как вспоминает в своей книге Леонид Млечин, будущий президент России очень нервничал из-за опоздания на Даунинг-стрит, опасаясь, чтобы его карьера не забуксовала в пробках британской столицы.

        Этот анекдотический случай, между прочим, демонстрирует, насколько остро стояла в Лондоне транспортная проблема, за которую критиковали именно Тэтчер – поскольку она ликвидировала излишне независимый и «левый» муниципальный совет, чтобы правительство консерваторов управляло жизнью мегаполиса в ручном режиме. Но так и не добилась в этом управлении особых успехов.

        Десять лет спустя, в 2000 году, проблема только усугубилась – в главном городе Англии стало еще больше автомобилей, а строительство новых транспортных магистралей не поспевало за темпами увеличения уличного трафика и не могло выправить ситуацию.

        Лондон стоял – средняя скорость движения на его улицах обычно не превышала тогда 15 километров в час, а приватизированное метро практически не развивалось, страдая от пассажирских перегрузок.

        Все это серьезно вредило экономической жизни мегаполиса, но еще более пагубно сказывалось на экологической обстановке. Ведь знаменитый лондонский смог, основным источником которого являются чадящие в заторах автомобили, кажется романтичным только в рассказах о Шерлоке Холмсе и традиционно считается причиной множества опасных хронических заболеваний.

        Кризис ощущался настолько серьезно, что жители Лондона осознали необходимость коренного реформирования транспортной системы и добились учреждения выборной должности мэра города.

        Им стал Кен Ливингстон – опытный политик и управленец из левого крыла Лейбористской партии, который руководил муниципальным советом города в восьмидесятых, пока его не распустила Тэтчер. Он обещал лондонцам продемонстрировать политическую волю, эффективно разрешив транспортную проблему.

        И хотя на тот момент Красного Кена не поддержали даже собственные однопартийцы, которых отпугивал радикализм предложенных им реформ, жители британской столицы массово проголосовали за него в качестве независимого кандидата.

        Кен Ливингстон и его команда, в которую вошли общественные активисты и эксперты социалистических взглядов, оправдали эти надежды.

        Несмотря на недовольство консервативных элит, новый мэр решился ввести плату за въезд в центральную часть города, чтобы максимально ограничить количество частного автомобильного транспорта. Стоимость проезда в центр первоначально составляла 5 фунтов, а впоследствии даже повысилась.

        Однако те, кто желал сэкономить, могли оставить свои машины на специальных «перехватывающих» парковках, чтобы воспользоваться новыми линиями муниципальных  автобусов, которые существенно расширили маршрутную сеть и в первый же год реформы перевезли около 2,3 миллиарда человек – почти на 20% больше, чем в прежние годы.

        Уже вскоре эти шаги дали свои результаты. Как оказалось, при снижении количества автомобилей всего на 10-15% время простоя в пробках сразу же сократилось примерно на 25-30%, от чего, в первую очередь, выиграли сами водители.

        В целом же количество машин в центре Лондона уменьшилось на 40%. А это не только позволило увеличить среднюю скорость транспортного потока до 40 километров в час, эффективно решив проблему заторов, но и на треть понизило общее количество вредных выбросов в атмосферу.

        Более того, интенсивное развитие муниципального автотранспорта со временем привело к снижению тарифов на проезд в автобусах и отмене оплаты проезда для детей. А вырученные за счет «налога на автомобилистов» средства пошли на развитие общественного транспорта и компенсацию проезда для льготников.

        Улучшилась и городская инфраструктура, ведь сокращение количества автомобилей предоставило возможность расширить пешеходные зоны, открывая новые кафе, скверы, спортплощадки и объекты культурной сферы.  

        Конечно, масштабная реформа транспортной системы и городского пространства не могла проходить совершенно гладко, без ошибок, вызовов и проблем, которые то и дело приходилось решать Ливингстону.

        Однако ее успех вполне очевиден – и недавно избранный мэр британской столицы лейборист Садик Хан обещает продолжить освобождение Лондона от машин.

        При этом сторонники продолжения политики «деавтомобилизации» особо подчеркивают, что она отвечает запросам и интересам большинства жителей города, позволяя преодолеть социальный эгоизм условного «автомобильного лобби».

        На это указывает поражение правых политиков во главе с Заком Голдсмитом, которые пытались опереться на недовольных реформой, но не получили существенной поддержки избирателей.

        Вполне очевидно, что подобные изменения давно назрели в российской столице, поскольку опробованные в Британии меры позволили бы Москве в короткие сроки решить ее основные транспортные проблемы.

        Какой могла бы быть такая реформа, если бы проводить ее, опираясь на «левый» урбанистический опыт Лондона или Барселоны?

        В первую очередь, было бы целесообразно ограничить движение частных большегрузных автомобилей (не считая техники коммунальных и социальных служб), а также частного автотранспорта класса «люкс», введя для них систему оплаты за проезд в центральную часть города.

        Как показывает лондонский опыт, именно эти категории автотранспорта больше всего затрудняют движение автобусов, троллейбусов и трамваев, постоянно провоцируют дорожно-транспортные происшествия и в целом являются одной из главных причин образования дорожных заторов.  

        При таком подходе реформа практически не затронула бы интересы «простых»  московских автовладельцев, хотя, как показал опыт Лондона, реконструкция городского пространства не ущемляет интересы автомобилистов, поскольку они тоже заинтересованы в том, чтобы город стал более экологичным и удобным для жизни.

        А развитие и совершенствование системы общественного транспорта за счет сокращения автомобильных потоков позволит перемещаться по мегаполису быстрее, чем сейчас, когда движение то и дело тормозят внезапно возникающие «тянучки».

        Строительство специальных охраняемых стоянок, оборудованных в районе основных транспортных узлов-хабов – возле станций метрополитена и автобусных остановок – позволит москвичам оставлять свои автомобили, чтобы продолжить движение по городу.

        На очищенных от заторов улицах должны появиться новые маршруты общественного транспорта, а на старые линии можно будет вывести дополнительное количество машин, сократив интервал движения между ними до 5-7 минут.

        Кроме того, в рамках транспортной реформы необходимо закрыть городской центр для транзитного транспорта, который составляет сейчас около 35% всего городского автомобильного трафика – перенаправив его потоки на объездные трассы. При этом водители транзитных автомобилей давно ратуют за создание удобных объездных, поскольку им неудобно пересекать забитый транспортом мегаполис.

        Все эти действия важны не только для борьбы против «тянучек». Они позволят кардинально улучшить экологическую обстановку в Москве, чтобы ее жители впервые за многие годы смогли дышать чистым воздухом.

        Ведь на сегодня использование частных автомобилей обеспечивает 87% вредных выбросов в атмосферу огромного города, и это является одной из основных причин онкологических заболеваний, болезней сердечно-сосудистой, дыхательной систем и болезней кожи.

        Кроме того, на экологическую ситуацию благотворно подействует создание новых парков и скверов, которые займут часть площади, освобожденной за счет урезанных автотрасс. А новые пешеходные площади, бульвары и променады оживили бы общественную и культурную жизнь российской столицы.

        Естественно, такие реформы должны считаться с критической реакцией общественности, хотя вполне очевидно, что многие борцы с «диктатурой тротуара» и «наступлением саранчи» меньше всего озабочены насущными интересами горожан.

        Однако важно понимать, что изменения городской среды путем наступления общественного интереса на частный сектор, которые стоят сейчас на повестке дня в Европе, России и других странах бывшего СССР, безальтернативны.

        Причем опыт столицы однажды объективно должен будет распространиться на другие города, которые развивались без продуманной урбанистической политики двадцать пять лет подряд – с тех самых времен, когда на смену советским генпланам пришла хаотичная уплотнительная застройка общественного пространства.

        Согласно данным опросов, реконструкция центральной части Москвы, где в последнее время создано несколько пешеходных зон, в целом вызывает одобрительную реакцию жителей российской столицы.

        И это показывает, что общество, независимо от его отношения к тем или иным чиновникам, дает карт-бланш общественной поддержки для дальнейшего продолжения реконструкции городского пространства, которое позволит освободить Москву от машин.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

        Другие мнения

        Мировая «пятерка» может собраться в Москве

        Станислав Ткаченко, профессор СПбГУ, эксперт клуба «Валдай»
        Когда в трех главных ядерных державах планеты внутриполитические процессы начинают доминировать над вопросами внешней политики, открываются возможности для самых разных инициатив, включая проект создания пятисторонней (США, Китай, Россия, Великобритания, Франция) системы контроля ядерного оружия. Подробности...

        Нормальный Киев существует параллельно с ненормальным

        Глеб Простаков, журналист
        За идиотизмом политиков мы забываем, что значительная часть украинцев абсолютно вменяемы, трезвы в суждениях и в целом мало отличаются от людей из ДНР, ЛНР, Крыма, да и самой России. Подробности...
        Обсуждение: 43 комментария

        В Израиле за комичные куплеты Долгополову может прилететь год тюрьмы

        Сергей Мардан, публицист
        Современные европейские государства холят и лелеют всякого рода меньшинства. Россия, правда, пошла по особому пути и вместо того, чтобы выпустить закон «о защите чувств и прав гомосексуалистов», выбрала другую группу – верующих. Подробности...
        Обсуждение: 113 комментариев

        Во Всеволоде Чаплине было столько намешано

        Дмитрий Ольшанский, публицист
        На лавочке у своего храма вдруг умер отец Всеволод Чаплин. Ужасно его жалко. Хотя сам отец Всеволод, несомненно, сказал бы, что нечего носиться с земной жизнью, не надо ее слишком ценить, он вообще был враг светского сентиментального либерализма. Подробности...
        Обсуждение: 20 комментариев

        Интернет вдруг стал обязанностью

        Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
        Русский сегмент интернета – самый свободный. Если кто-то и цензурирует свободу мнений в РФ, так это американская компания Facebook. Прямо на территории России. Парадокс? Нет. Подробности...
        Обсуждение: 22 комментария

        Это укрепление суверенитета, а не новая Перестройка

        Дмитрий Родионов, политолог
        В политической истории России наступил новый этап. Речь, разумеется, о поправках в Конституцию, предложенных президентом в ходе своего послания Федеральному собранию. Смею предположить, что следующие шаги будут еще более радикальными. Подробности...
        Обсуждение: 70 комментариев

        Украина не вернется из мира страшных сказок

        Антон Крылов, журналист
        Вслед за президентом из телесериала граждане Украины получили государство из телесериала. И нет ни малейших предпосылок к тому, чтобы Украина в ближайшее время самостоятельно или с чьей-то помощью вернулась из мира смешных и страшных сказок в объективную реальность. Подробности...
        Обсуждение: 75 комментариев

        Глупо жаловаться на патернализм, исповедуя инфантилизм

        Алексей Алешковский, сценарист
        Любое плюс-минус демократическое государство строится на консенсусе, а не готтентотской морали меньшинства, которое прижало большинство к ногтю и заставило петь: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Подробности...
        Обсуждение: 39 комментариев

        И заспорили славяне, кто из них антисемит

        Дмитрий Бабич, политолог, журналист
        После церемонии в «Яд Вашеме» нам предстоит долгая борьба за правду. И в этой борьбе ЕС не будет нашим союзником, а скорее, наоборот, противником. В любом случае главную ношу этой борьбы нам придется вынести самим. Подробности...
        Обсуждение: 54 комментария

        На Украине объявили войну книгам и школам

        Андрей Манчук, политолог
        Эта апартеидная система ставит русский язык на самое последнее место. И открыто унижает русскоязычных граждан, которых фактически лишают возможности обучать детей на их родном языке – несмотря на формальное равенство, гарантированное им основным законом страны. Подробности...
        Обсуждение: 20 комментариев
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............