В Нью-Йорке на юбилейной, 70-й, сессии Генеральной Ассамблеи ООН Владимир Путин выступил с важной речью. Она не была скандальной, не отдавала «хрущевщиной», которую многие ждали, но была в стиле Путина. Жесткой, но одновременно спокойной.
#{image=941924}Вот ключевые ее тезисы.
1. В начале своего выступления президент России напомнил, что идея ООН родилась в СССР. «В 1945 году страны, разгромившие нацизм, объединили усилия, чтобы заложить прочные основы послевоенного мироустройства». Советский Союз на правах победителя принял глав Великобритании и США в Ливадии. Ялтинскую конференцию невозможно переоценить и сегодня – послевоенный мир как никогда нуждался в реальных путях выхода из жесточайшего кризиса. Владимир Путин не зря говорит, что нужно говорить о будущем, помня о прошлом, ведь сегодняшний миропорядок тоже не безоблачен. Именно поэтому ООН нуждается в развитии и реформах.
2. «Организация Объединенных Наций – структура, которой нет равных по легитимности, представительности и универсальности. Да, в адрес ООН раздается в последнее время немало критики. Якобы она демонстрирует недостаточную эффективность, а принятие принципиальных решений упирается в непреодолимые противоречия, прежде всего между членами Совета Безопасности. Конечно, мир меняется, и ООН должна соответствовать этой трансформации. Россия готова способствовать изменению организации».
Разумеется, Организация Объединенных Наций за 70 лет своего существования смягчила множество конфликтов, но в то же время в ней самой не редки были разногласия между странами-участницами. И это нормально, в рамках различий менталитета и интересов лидеров стран. Мало кто из крупных стран не применял свое право вето – Франция, Германия, СССР, однако отдельно Путин высказался о США. Штаты после холодной войны сами поставили себя в центр мирового доминирования. И это положение вещей президент России назвал «соблазном». Запад на пике своего подъема решил не считаться с ООН.
3. «И тогда у тех, кто оказался на вершине этой пирамиды, возник соблазн думать, что если они такие сильные и исключительные, то лучше всех знают, что делать. А следовательно, не нужно считаться и с ООН, которая зачастую, вместо того чтобы автоматически санкционировать, узаконить нужное решение, только мешает».
Подобные шаги ведут исключительно к расшатыванию авторитета ООН, что само по себе недопустимо. Если изначально ООН задумывалась как объединяющая сила, в ней нет места «праву сильного», которое подминает под себя всех остальных. А именно это мы видели, когда страны – участницы ООН голосовали за присоединение Крыма к России. Формальная процедура обернулась дипломатической бойней. А в кулуарах дипломаты признавались, что на них откровенно давили западные коллеги. Вот это и есть кризис, из которого Владимир Путин предлагает искать выход.
4. Затронул российский лидер и актуальную проблему революций, которые полыхают в разных точках планеты. «Всем нам не стоит забывать опыт прошлого. Мы, например, помним и примеры из истории Советского Союза. Экспорт социальных экспериментов, попытки подстегнуть перемены в тех или иных странах, исходя из своих идеологических установок, часто приводили к трагическим последствиям, приводили не к прогрессу, а к деградации».
Не зря Владимир Путин заговорил об опыте СССР. Во-первых, это понятный пример для миллионов жителей России и бывших советских республик, особенно включая Украину, Казахстан и Грузию. К тому же попытка переворота сейчас происходит в Сирии. Обратившись к опыту СССР, мы увидели, как беспощадно страну откинуло в развитии. Именно это сейчас происходит на Украине, граждане которой демонстративно покинули зал ООН, когда на трибуну поднялся российский президент. А это значит, что учатся только на своих ошибках, но никак не на чужих.
5. Однако в центре выступления Владимира Путина стояла проблема борьбы с терроризмом. Она снова становится актуальной, как и в нулевые.
«Считаем любые попытки заигрывать с террористами, а тем более вооружать их, не просто недальновидными, а пожароопасными. В результате глобальная террористическая угроза может критически возрасти, охватить новые регионы планеты. Россия всегда твердо и последовательно выступала против терроризма во всех его формах. На основе международного права объединить усилия для решения стоящих перед нами новых проблем и создать по-настоящему широкую международную антитеррористическую коалицию. И, конечно, ключевыми участниками такой коалиции должны стать мусульманские страны, ведь «Исламское государство*» не только несет им прямую угрозу, но и своими кровавыми преступлениями оскверняет величайшую мировую религию – ислам».
Все мы помним взрыв на Пушкинской, разрушенные жилые дома в Волгодонске, трагедии «Норд-Оста» и Беслана. Россия от террористов пострадала, возможно, сильнее, чем ЕС и США, да и Сирия не так далеко от границ бывших союзных республик. Через них могут попытаться пройти боевики, и этого нельзя допустить. У России нет причин заигрывать с террористами, а потом использовать в своих целях, а ведь именно с этого начался рост ИГИЛ. США, можно сказать, выпестовали их, в пику Ирану. Однако террористы вышли из-под контроля. Отсюда и глобальная проблема с беженцами, которая захлестнула Европу. Немаловажно и то, какой репутационный ущерб был нанесен исламу как религии 15–20 лет назад. Восстанавливается он долго, и сами мусульмане должны это понимать, предотвращая агрессию террористов.
6. «Рассчитываем, что международное сообщество сможет выработать всеобъемлющую стратегию политической стабилизации и социально-экономического восстановления Ближнего Востока. Тогда, уважаемые друзья, и лагеря для беженцев строить не придется. Поток людей, вынужденных покинуть родную землю, буквально захлестнул сначала соседние страны, а потом и Европу. Здесь счет идет на сотни тысяч, а может пойти и на миллионы людей».
Заметьте, Владимир Путин предлагает разобраться с рухнувшими системами Ближнего Востока, а не заниматься истреблением врагов легитимной власти Сирии. То есть строить и восстанавливать, а не разрушать. Именно так, по мнению России, на Ближнем Востоке должны действовать страны-союзницы. И с такой позицией трудно не согласиться.
7. «Однако блоковое мышление времен холодной войны и стремление к освоению новых геополитических пространств у некоторых наших коллег все еще, к сожалению, доминируют. Сначала продолжена линия на расширение НАТО. Затем поставили постсоветские страны перед ложным выбором: быть им с Западом или с Востоком? Рано или поздно такая конфронтационная логика должна была обернуться серьезным геополитическим кризисом. В итоге вспыхнула гражданская война».
Владимир Путин четко указывает на то, что на постсоветские страны два десятилетия шло откровенное давление. Поскольку страны пережили не один кризис и должны были переформатироваться в независимость, а управленческого опыта не было, в ход пошла интервенция. Одновременно с этим укреплялись военные силы, уже не для защиты, а для возможного запугивания России и ее союзников. Нельзя не заметить откровенную антироссийскую пропаганду в странах Балтики, где и расположены базы НАТО. Как нельзя и забыть события прошлого года на Украине, которые привели к кризису в Европе и осложнению отношений России и США. Отсюда, по мнению президента России, всплывает еще одна проблема.
8. «Ряд стран пошли по пути закрытых эксклюзивных экономических объединений, причем переговоры об их создании идут кулуарно, втайне и от собственных граждан, от собственных деловых кругов, общественности, и от других стран. Другие государства, чьи интересы могут быть затронуты, также ни о чем не информируются. Вероятно, всех нас хотят поставить перед фактом, что правила игры переписаны – и переписаны опять в угоду узкому кругу избранных, причем без участия ВТО. Это чревато полной разбалансировкой торговой системы, раздроблением глобального экономического пространства».Санкции, во многом спровоцированные США, сильно ударили по экономике Евросоюза. Все мы помним гниющие польские яблоки, сыры без справок, которые закатывали в землю. Торговля несет огромные убытки, поэтому корпорации пытаются договориться. Если учитывать мнение главных игроков, время можно выиграть, однако в этом случае легко распрощаться с репутацией. О чем открыто и говорит президент. Главное – баланс общих интересов, а значит, ВТО, а не частных лиц. Однополярность мира не может бесконечно выезжать на военной силе НАТО и голливудском имидже спасителя мира США.
Владимир Путин во многом говорил о том же самом в Мюнхенской речи восемь лет назад. И если тогда его слова были восприняты как скандальные и громкие, то сейчас картина мира пестрит примерами, которые, к сожалению, сбываются. Это и неоправданная позиция США на мировой политической арене, и расширение НАТО, и проблемы на Ближнем Востоке. Ключевыми словами Путина в Мюнхене были следующие: «для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна». То, что позиция России остается стабильной и системной, вызывает уважение. Как и то, что Россия ценит и поощряет многополярность современной системы и готова помогать ей развиваться.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ