Одно из заблуждений, которое бытует среди интернет-пользователей, – миф об анонимности в Сети. Но завести сим-карту на чужое имя уже недостаточно – многочисленные приложения, без которых мы уже не считаем себя полноценными людьми, требуют многочисленных разрешений.
Тут вам полный спектр цифровых «отпечатков»: геолокация, доступ в соцсети, к телефонной книге, микрофону и камере гаджета. Все это используется для последующего обмена данными, который пользователь не сможет отследить при всем желании.
Даже если вы хотите развлечь себя несложной игрой «Судоку» в поездке, она попытается получить геопозицию пользователя, а в пользовательском соглашении указывает, что собирает данные, которые могут быть переданы третьим сторонам.
Особого размаха в сборе данных миллионов пользователей достигают крупные сервисы. В частности, «Яндекс» и другие платформы указывают в пользовательских соглашениях, что получаемая ими информация прямо связывается с устройствами пользователя, а количество собираемой информации касается не только личных данных.
В общий зачет идут сайты, которые вы посещаете, электронные данные, телефон и контакты. В документах уточняется, что данные передаются между партнерами, то есть информация о вас попадает в многочисленные базы.
Помимо этого, снимаются данные о самом устройстве и его особенностях. Даже самый защищенный телефон, если он имеет доступ в интернет, имеет свой уникальный след. А значит, у заинтересованных сторон есть идентификационные параметры любого вашего устройства. Их можно установить в обход VPN и прочих анонимайзеров и вычислить через косвенные методы идентификации устройств.
Хакеры используют для этого анализ истории сайтов до использования анонимайзеров, кэш, ход часов, жесты мыши и десятки других косвенных способов вычислить пользователя. То, что человек использует VPN, по умолчанию говорит о передаче своих данных третьим лицам. И никто из нас не может предсказать, кем эти данные будут использованы.
Еще до массового использования анонимайзеров любителями Telegram были те, кто пользовался ими для незаконных операций. Даркнет с его неконтролируемым оборотом наркотиков, порноресурсы – все это может быть использовано в качестве инструментов шантажа в нужное время.
Достаточно вспомнить, что популярный ТОР-браузер является проектом американской НКО, финансируемой правительством США. У последних – самая сильная система управления и контроля интернета.
Это только кажется киношной выдумкой, но немногие знают, что под Вашингтоном есть здание – там находится глобальный центр по управлению интернетом. И никто не раскроет широкой общественности информацию о том, чем там занимаются сотрудники.
Разочаруются и те, кто верил в шифрование текста при использовании мессенджеров. Из-за нашей низкой культуры использования устройств любой гаджет может быть заражен вирусом. Почему-то многие берегут компьютеры, используя антивирусные программы, но забывают о сохранности телефонов и планшетов. В итоге заражение может произойти при скачивании официальных приложений, после чего запись с экрана будет транслироваться и сохраняться в виде скриншотов.
Хакеры могли найти подход даже к «сверхзащищенному» мессенджеру Signal: удаленная переписка оставалась на диске пользователя, поэтому и тут никаких гарантий о сохранности переписки.
- В Совфеде объяснили важность деанонимизации пользователей в Интернете
- Эксперт: Идея деанонимизации силовиков породила дискуссию об анонимности в интернете
- Парламентарии призвали говорить о деанонимизации пользователей, а не правоохранителей
Тактика избегания указывать информацию о себе или предоставление ложных личных данных также не спасет пользователя. Информацию легко можно деанонимизировать с помощью соотнесения «кусков» информации. Человека можно вычислить с помощью 15 социально-демографических параметров.
Современный технологический уровень позволяет на их основании определить человека с вероятностью до 97%. Это не только ваши соцсети и геолокация, сюда входят данные, которыми пользователи обмениваются с медицинскими организациями, данные страховки и прочее.
Не стоит забывать, что в случае необходимости представители власти имеют множество инструментов для контроля и вычисления пользователя. От полицейских и следователей с их собственными разработками для вычисления преступников в Сети до ведомств, использующих правовые рычаги воздействия на технические компании (операторов связи, социальные сети и т. д.) для деанонимизации пользователей.
Сегодня анонимность, за которую агитируют всевозможные защитники частной жизни, если и не ложна сама по себе, то практически недоступна для рядового пользователя интернета и больше похожа на политическую спекуляцию. Ресурсы и знания, которые необходимы для достижения более-менее значительной степени приватности, настолько велики, а ущерб для комфорта и издержки настолько значительны, что пойти на подобные жертвы может только профессионал, которому эта приватность критически необходима. В большинстве таких случаев свобода быть невидимым в Сети для такого пользователя означает буквальное нахождение на свободе – случай мошенника или другого гражданина, который изначально не собирался делать ничего социально одобряемого.