Взгляд
24 января, понедельник  |  Последнее обновление — 03:57  |  vz.ru
Разделы

Как Красная армия придумала ответ немецким «Тиграм»

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
Танки Т-34, в число которых входили и десятки тысяч Т-34/85, стали самыми массовыми в мире. После Великой Отечественной «тридцатьчетверки» еще зажгли в Корее, Шестидневной войне на Ближнем Востоке, побывали на вооружении десятков стран. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Прокурор, сын террористов

Владимир Можегов
Владимир Можегов, публицист
Чтобы понять, кто сегодня правит Америкой, достаточно крохотного штриха. Например, знаете ли вы, что за человек занимает сегодня должность окружного прокурора Сан-Франциско? Он – бывший переводчик Уго Чавеса, но это далеко не самое интересное. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Мира с Западом у нас нет и не будет

Дмитрий Ольшанский
Дмитрий Ольшанский, публицист
Сознание тяготеет к цельности восприятия. Враг должен быть глупым, уродливым, бездарным, таким, что даже и непонятно, как он вообще состоялся в качестве врага. Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

Британия с помощью авиации завозит тонны оружия на Украину

Накануне на Украину прибыла очередная партия международной технической помощи от Великобритании. В этот раз ВС Украины были предоставлены новые легкие противотанковые средства. Стороны указывают на исключительно оборонительное предназначение оружия
Подробности...

Обвиняемый в терроризме Порошенко вернулся в Киев

Экс-президент Украины Петр Порошенко вернулся в Киев из-за границы. Ожидалось, что бывший глава государства, которого подозревают в госизмене, будет арестован прямо в аэропорту. Но Порошенко прошел через погранкордоны, хотя и не без инцидентов
Подробности...

Циклон завалил снегом Южно-Сахалинск

В Южно-Сахалинске третий день продолжаются обильные снегопады из-за сильного циклона. Уже выпала месячная норма осадков. Власти города ввели режим чрезвычайной ситуации. Коммунальщики работают в круглосуточном режиме. На расчистку улиц брошена не только спецтехника, но и военные
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Пентагон захотел разместить ВС США в Прибалтике и Восточной Европе

    Главная тема


    Лондон чушью провоцирует конфликт с Россией

    «не позволим убивать»


    Россия предупредила Запад о последствиях провокаций в Донбассе

    «мы вновь страдаем»


    Кулеба предупредил Германию о многолетней обиде украинцев из-за отказа поставлять оружие

    «много головной боли»


    В США призвали Польшу и Литву «нейтрализовать» военный фактор Калининграда

    Видео

    угроза байдена


    Как россиянам защититься от запрета долларовых операций

    переговоры о гарантиях


    Чем Россия еще может давить на США

    грандиозный провал


    Демократы взбунтовались против Байдена

    Бывший президент Украины


    Американцы спасли Порошенко от «сталинщины»

    под угрозой закрытия


    Цены на газ убивают украинскую экономику

    романтик средневековья


    Иван Иванюшкин: Подвиг Флоренского защитил нас всех

    тотальный кризис


    Олег Степанов: От глобализации пора переходить к глокализации

    нет войне


    Игорь Караулов: Запретите депутатам играть в танчики

    на ваш взгляд


    Добьется ли Россия на переговорах уступок со стороны НАТО?

    Дешевые авиаперелеты уходят в прошлое

    Российским лоукостерам тоже придется летать по новым правилам
       7 мая 2020, 20:00
    Фото: Виталий Белоусов/РИА «Новости»
    Текст: Михаил Кувырко

    Всемирный карантин наносит непоправимый удар по самому динамичному в недавнем прошлом сегменту рынка авиаперевозок – авиакомпаниям-дискаунтерам. Похоже, эпоха почти бесплатных авиапутешествий подходит к концу. А главное, отсутствие авиабилетов по смешным ценам будет иметь далеко идущие последствия для всего мирового рынка путешествий.

    «Если социальное дистанцирование на бортах самолетов будет введено, то дешевые путешествия кончатся – вуаля», – заявил несколько дней назад гендиректор Международной ассоциации воздушного транспорта Александр де Жюньяк. Так он прокомментировал инициативы ряда авиакомпаний по ограничению вместимости своих воздушных судов. В частности, крупные американские перевозчики Delta и Alaska Airlines для снижения рисков встречи с коронавирусом официально объявили, что средние кресла в их самолетах будут заблокированы, а еще несколько авиакомпаний США сделали то же самое явочным порядком. В ряде стран «социальное дистанцирование» на бортах самолетов может быть внедрено административно – например, воздушные власти Таиланда уже порекомендовали авиаторам рассаживать пассажиров раздельно.

    В ситуации, когда борьба с коронавирусом далека от завершения, подобные меры выглядят обоснованными. Но если «социальное дистанцирование» сохранится и после того, как вирус будет в целом побежден, для многих перевозчиков это может стать приговором.

    С наиболее резкой критикой блокирования среднего кресла уже выступил Майкл О'Лири – глава ирландской авиакомпании Ryanair, крупнейшего европейского дискаунтера, парк которого насчитывает почти 300 самолетов. Удар, полученный компанией, был ошеломительным: в апреле она выполнила всего 600 рейсов вместо запланированных 75,5 тыс., перевезя около 40 тыс. пассажиров, тогда как за тот же месяц прошлого года Ryanair и ее австрийская «дочка» Lauda обслужили 13,5 млн пассажиров. Поэтому Лири был категоричен, назвав «социальное дистанцирование» на борту нонсенсом. Если правительство Ирландии, добавил он, попросит авиакомпании не продавать билеты на средние кресла, то пусть само платит за них – иначе Ryanair будет проще вообще прекратить полеты.

    С точки зрения комфорта в полете средние кресла – наименее предпочтительный вариант для пассажиров, особенно путешествующих в одиночку или имеющих лишний вес, однако именно такая конфигурация салона позволяла авиакомпаниям добиваться максимальной операционной и финансовой эффективности. Согласно прошлогодним данным Управления транспортной статистики США, за последние 25 лет средняя стоимость авиабилетов в стране снизилась на 27%, а средняя загрузка кресел авиакомпаний в 2019 году превысила 85% – это наивысший показатель за все время наблюдений.

    При этом у дискаунтеров загрузка на практике обычно приближается к стопроцентной, тогда как «классические» авиакомпании могут позволить себе «возить воздух». Их бизнес-модель ориентирована на более состоятельных путешественников, готовых переплачивать за ряд включенных в стоимость билета услуг, которыми они могут и не воспользоваться – например, перевозку большого объема багажа.

    Если в начале нынешнего столетия дискаунтеры воспринимались как некая экспериментальная бизнес-модель, то в прошлом году в десятке крупнейших авиаперевозчиков Европы числились уже пять лоукостеров. Среди них – уже упомянутый Ryanair, наконец опередивший по количеству пассажиров ветерана рынка Lufthansa Group (152,4 млн против 145,2 млн пассажиров в 2019 году), британский EasyJet, венгерский WizzAir, бюджетная авиакомпания Norwegian и турецкий Pegasus. Кроме того, собственные дискаунтеры стали появляться и у «классических» перевозчиков – в качестве характерного примера можно привести авиакомпанию «Победа», которая вносит немалую лепту в рост пассажиропотока группы «Аэрофлот».

    Дискаунтеры оказались революционным феноменом не только в сфере авиаперевозок, но и на рынке туристических услуг в целом.

    Возможность часто летать по смешным ценам и открытые границы между странами Евросоюза быстро сформировали популярную модель спонтанных путешествий, на которую стали ориентироваться многие города, принимавшие рейсы бюджетных авиакомпаний. В результате за рядом европейских столиц (например, Вильнюсом и Ригой) быстро закрепилась репутация центров алкогольного туризма.

    Стремительные трансформации рынка путешествий под напором экспансии авиадискаунтеров вызывали восторг далеко не во всех городах Европы. Летом 2017 года жители крупнейших туристических центров Евросоюза – Барселоны, Рима, Венеции и Дубровника – организовали массовые акции против туристов, потребовав от них «валить домой». Недовольство граждан подогревалось не только растущим количеством гостей, но и качеством той публики, которая благодаря дешевым авиаперелетам и возможности снять за бесценок жилье через AirBnB хлынула в исторические города. Вместо хорошо знакомого турпотока – респектабельных платежеспособных представителей среднего класса – города средиземноморской Европы получили толпу, для которой культурные ценности занимают в отдыхе минимальное место.

    Теперь эта модель путешествий может стремительно уйти в прошлое. И проблемы дискаунтеров могут сыграть здесь едва ли не большую роль, чем временные ограничения на передвижения в границах Евросоюза.

    Конец воздушной халявы   

    Когда коронавирусный кризис только начинался, у многих часто летающих пассажиров были ожидания, что после того, как карантинные ограничения будут сняты, авиакомпании сразу же предложат выгодные цены на билеты, чтобы быстро вернуть аудиторию. Однако пошел уже второй месяц простоя, победа над пандемией по-прежнему под вопросом, а ряд перевозчиков уже повысили цены.

    В этом можно легко убедиться, обратившись к порталам – консолидаторам авиабилетов. Например, по данным ресурса Skyscanner, стоимость билетов по маршруту Москва – Санкт-Петербург с вылетом 11 мая начинается от 4422 рублей, Москва – Краснодар – от 5676 рублей, Москва – Екатеринбург – от 6271 рубля и т. д. Иными словами, пассажирам предложены тарифы, существенные даже по докризисным меркам, и невзирая на то, что избытка желающих летать сейчас не наблюдается.

    В определенной степени подобные цены можно объяснить отсутствием такого фактора, как сильно влиявшая на тарифы других перевозчиков авиакомпания «Победа» – российский дискаунтер еще в конце марта приостановил все полеты до 31 мая. Однако проблема заключается в том, что в новых реалиях рынка наибольший удар могут принять на себя именно дискаунтеры – так что еще неизвестно, будут ли дешевые билеты доступны в принципе в каком-то обозримом будущем.  

    Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров приводит ряд аргументов в пользу гипотезы, что авиабилеты теперь будут только дорожать. Начать хотя бы с мер «социального дистанцирования»: если авиакомпаниям действительно будет предписано убрать средние кресла, то дискаунтеры смогут заполнять только 70% салона, что неизбежно приведет к повышению их тарифов. На рынок будет оказывать негативное давление общее снижение доходов пассажиров. Платежеспособный спрос, по мнению Гусарова, вместе со всей мировой экономикой после завершения кризиса может вернуться на уровень нулевых, а то и девяностых годов. Для лоукостеров это будет означать сокращение маршрутной сети.

    Не исключено, что в отдельных странах правительства еще и помогут национальным перевозчикам избавиться от конкурентов-дискаунтеров.

    По такому сценарию развивается ситуация в Аргентине, где власти запретили все коммерческие полеты и продажу авиабилетов до 1 сентября. После чего руководство бюджетных перевозчиков JetSMART и Flybondi заявило, что это сделано для поддержки государственной авиакомпании Aerolineas Argentinas, с которой они до недавнего времени успешно соперничали на рынке.

    Все это неизбежно отразится и на рынке путешествий в целом. «Социальные и потребительские модели до недавнего времени строились на постоянной оптимизации. Те же авиакомпании уплотняли пассажирский салон, сокращали рацион питания на борту и т. д. Более того, модель лоукостеров, предлагающих и доводящих услуги до субминимального уровня удобств, представлялась наиболее перспективной бизнес-моделью массовых авиаперевозок. Растущие нормы прибыли при невозможности расширения рынка компенсировались за счет потребителя», – отмечает доцент НИУ ВШЭ Павел Родькин. Однако пандемия коронавируса, по его мнению, обнуляет эту модель.

    Возможно, предполагает эксперт, вместо «социального дистанцирования» будут приняты некие компромиссные меры вроде обязательного тестирования при посадке на борт, ношения масок в салоне, кварцевания и т. д. Однако это лишь повлечет за собой новые проблемы, поскольку задачи по приспособлению самолетов и других коммерческих пространств под новые санитарные требования еще предстоит сформулировать, а это означает, что потребуются новые решения и во многих смежных сферах (например, в дизайне), которые полностью «заточены» под старую модель.

    В том, что выход из кризиса растянется на несколько лет, не сомневаются и ведущие авиапроизводители.

    На днях глава европейского концерна Airbus Гильом Фори предупредил, что авиаиндустрии может потребоваться от трех до пяти лет для возвращения на уровень, предшествовавший кризису. Это заявление прозвучало после того, как крупнейший заказчик Airbus – компания British Airways – объявил о планах сократить 12 тыс. рабочих мест.

    За первые три месяца этого года Airbus из-за карантинных ограничений уже не смог доставить своим покупателям более 60 самолетов, а в дальнейшем концерн ожидает рост отказов от новых приобретений. Тот же Ryanair уже обсуждает с Boeing сокращение поставок новой техники в ближайшие два года, ожидая убыток в 100 млн евро в первом квартале и дальнейшие потери во втором. Восстановление спроса со стороны пассажиров крупнейший дискаунтер относит как минимум к лету 2022 года.

    Тем временем самые популярные туристические направления Европы, где еще недавно от гостей требовали «валить домой», рассматривают разные сценарии будущего. В Испании, к примеру, подсчитывают крупные убытки – национальная федерация туризма Exceltur еще в начале апреля оценивала ущерб от карантина в 6 млрд евро, наиболее пострадавшими, по прогнозу, окажутся Балеарские острова и Каталония. В Венеции же, наоборот, обсуждаются планы перехода к «разумному туризму» – например, с помощью введения квот на количество гостей в день. Так или иначе, уже никто не сомневается в том, что рынок путешествий после того, как все это кончится, уже не будет прежним. 


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •