Глеб Простаков Глеб Простаков Запад готовится перенести конфликт с Россией на море

Война с Россией на море, где США чувствуют себя более уверенно, чем в сухопутных конфликтах, может всерьез рассматриваться демократами как возможность избежать выборов как таковых.

30 комментариев
Вадим Трухачёв Вадим Трухачёв Большая геополитика Орбана с «местечковым» отливом

Играя в большую геополитику, премьер Венгрии Виктор Орбан стремится добиться вполне «местечковых» целей. Но для их достижения ему понадобятся Россия, Турция, Китай и, конечно, Евросоюз. И Украина в качестве объекта.

0 комментариев
Дмитрий Орехов Дмитрий Орехов Почему англосаксы создали культуру лжи

Выкрутив до предела ручки громкоговорителей своей информационной машины, англосаксы убедили самих себя, что это именно они до сих пор брали верх во всех мировых конфликтах. Правда, они не заметили другой процесс: в последние сто лет они стремительно теряли уважение мирового большинства.

26 комментариев
9 августа 2017, 18:01 • Экономика

Сбербанк и «Яндекс» способны создать новый облик российской интернет-торговли

Сбербанк и «Яндекс» способны создать новый облик российской интернет-торговли
@ Сергей Коньков/ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

На российском рынке интернет-торговли совершена важнейшая сделка: Сбербанк вложил огромные средства в проект «Яндекс.Маркет». Это партнерство как откроет новые возможности для российских интернет-магазинов, так и создаст условия для роста экспорта российских товаров за рубеж. А кроме того, может изменить всю процедуру интернет-торговли в стране.

«Яндекс» заключает второе за последний месяц крупное соглашение о партнерстве. В июле «Яндекс.Такси» объединил с Uber свой бизнес по онлайн-заказу такси в России, Белоруссии, Казахстане, Азербайджане, Армении и Грузии. И вот теперь российская интернет-компания договорилась со Сбербанком о создании совместного предприятия на базе «Яндекс.Маркета», аудитория которого насчитывает более 20 млн человек в месяц.

Крупнейший российский банк вложит в новую компанию 30 млрд рублей, все предприятие на момент сделки партнеры оценивают в 60 млрд рублей без учета будущей синергии. Стороны будут иметь равные доли в компании. До 10% акций компании пойдут на формирование опционного фонда для сотрудников «Яндекс.Маркета». Закрыть сделку планируется до конца 2017 года.

«У наших пользователей появится много новых возможностей: развитая финансовая и платежная

инфраструктура Сбербанка позволит «Яндекс.Маркету», например, сделать оплату товара еще проще и безопаснее и предложить новые сервисы, такие как покупка в кредит.

Кроме того, инвестиции Сбербанка укрепят позиции «Яндекс.Маркета» и принесут пользу партнерам. В частности, они обеспечат дополнительными ресурсами новые направления: логистику, программу «Заказ на Маркете», работу с зарубежными магазинами», – заявил гендиректор «Яндекс.Маркета» Максим Гришаков.

В свою очередь глава Сбербанка Герман Греф заявил, что «участие Сбербанка в создании лидирующего игрока в сфере электронной торговли важно как для развития цифровой экосистемы Сбербанка, так и для экономики страны в целом». По его мнению, это партнерство как откроет новые возможности для российских игроков интернет-торговли, так и создаст условия для роста экспорта российских товаров за рубеж.

У Сбербанка и «Яндекса» уже есть один совместный проект: в 2012 году банк купил 75% платежной системы «Яндекс.Деньги» за 60 млн долларов. У «Яндекса» в проекте остался блокирующий пакет – 25% плюс один рубль. Кроме того, у Сбербанка есть «золотая акция» «Яндекса», которая позволяет банку блокировать концентрацию 25% акций компании в одних руках и участвовать в ее операционной деятельности.

Оборот «Яндекс.Маркета» составляет 100 млрд рублей по итогам 2016 года. Однако в начале года в СМИ появилась информация о желании Сбербанка создать СП с одним из крупнейших китайских интернет-магазинов AliExpress. Однако российский банк передумал и решил развиваться в онлайн-продажах вместе с российской компанией. Почему? 

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров считает, что у Сбербанка и не могло ничего получиться с китайцами. «Что для китайцев 500 млн долларов? Как слону дробина. И какую дополнительную синергию мог бы дать Сбербанк китайцам на территории России? Деньги у китайцев есть, цены низкие. Единственное, что может помешать китайцам и дальше развиваться на российском рынке, – это введение НДС на зарубежные посылки. Сбербанк все это понял наконец», – говорит Алексей Федоров.

Что же могут дать друг другу Сбербанк и «Яндекс.Маркет»?

Объем привлеченных инвестиций и компетенции компаний могут помочь сделать из «Яндекс.Маркета» российский аналог китайской Alibaba и даже лучше, считает директор ФРИИ по работе с портфельными компаниями Сергей Негодяев.

Однако не все эксперты полагают, что из этого сотрудничества что-то получится. «Объединяются две компании, к которым огромные претензии по поводу клиентского облуживания. К Сбербанку – претензии в офлайне, к «Яндекс.Маркету» – в онлайне. Теперь добавляем сюда работу с тысячами заказов в сутки от физических лиц, с которыми надо хорошо работать, и необходимость строить инфраструктуру, а затем управлять ей. Адская смесь», – говорит изданию vc.ru руководитель агентства онлайн-маркетинга «ИнтерМонте» Алексей Божин.

Однако президент АКИТ видит несколько направлений, где новые партнеры могут серьезно помочь друг другу.

Во-первых, отделения Сбербанка смогут генерировать дополнительный доход. «У Сбербанка есть 12 тыс. отделений, и нужно, чтобы каждый метр отрабатывал свою аренду. Самая простая история – можно начать выдавать посылки «Яндекс.Маркета» в сбербанковских отделениях, постаматы в Сбербанке уже кое-где стоят», – говорит Алексей Федоров.

Во-вторых, существенную выгоду как банку, так и интернет-магазинам сулит экономия на эквайринге (оплате с помощью платежных карт). «В интернет-магазинах стоимость эквайринга составляет 2,5%. А у Сбербанка есть услуга, когда за перевод денег между клиентами Сбербанка стоимость эквайринга составляет 0%. Почему бы Сбербанку не сделать такой красивый ход и здесь. Если вы клиент Сбербанка, а интернет-магазин является клиентом «Яндекс.Маркета», у которого будет счет в Сбербанке, то очевидно, что ваши деньги за покупку пройдут без процентов внутри Сбербанка со счета физлица на счет компании. Соответственно,

компании смогут сэкономить огромные деньги на интернет-эквайринге. Раньше эти деньги уходили американцам, «Визе» и «Мастер Кард» за рубеж, а теперь уходить не будут»,

– говорит Федоров.

По его оценке, речь может идти об экономии сотен миллионов рублей.

Наконец, «Яндекс» получает инвестиции для вложения в инфраструктуру. «Яндексу» нужны деньги, чтобы иметь в России много складов. Речь не о строительстве собственных складов, это слишком дорого. Строительство склада площадью 20 тыс. кв. м, например, стоит минимум 4 млрд рублей. Складов в России и так достаточно, надо лишь договориться со складскими операторами и положить туда товары интернет-магазинов», – говорит Алексей Федоров.

Например, московский интернет-магазин под контракт с «Яндекс.Маркетом» размещает свои товары на складе в Новосибирске, а «Яндекс» гарантирует сбыт.

«Благодаря этому клиент из Новосибирска получит товар не через 5–7 дней из Москвы, а через один день. По сути, «Яндекс» – единственная компания в России, которая знает, сколько и каких товаров нужно, в каком месте, в какое время суток и в какую погоду. «Яндекс» располагает идеальной экспертизой», – поясняет собеседник.

«Сейчас самое время для такой сделки, потому что у «Яндекс.Маркета» начали падать темпы роста – до 9% во втором квартале, а до этого было по 35–40%», – говорит Алексей Федоров. «Яндекс.Маркет» растет, но ниже рынка: во втором квартале 2017 года в целом рынок интернет-торговли вырос на 14%. «В итоге половина «Яндекс.Маркета» была продана в самое лучшее для Сбербанка время, он заплатил за него недорого», – считает эксперт.

Интернет-торговля только набирает обороты в России. Пока это 2,5% от всего рынка ритейла, а в Англии, например, она занимает 12%. Но в России этот сегмент рынка умрет вне зависимости от того, вложит свои 30 млрд рублей Сбербанк в «Яндекс.Маркет» или нет, если кардинально не изменится ситуация с пошлинами и налогами для «Алиэкспресса», пророчит Федоров.

«Алиэкспресс» не может быть никому конкурентом, потому что работает в России в совершенно неконкурентных, идеальных условиях.

«Алиэкспресс» зарабатывает деньги в России и выводит их из страны, не заплатив 28% налогов и пошлин.

В итоге «Алиэкспресс» съест всех нас, потому что им можно не платить налоги, а нам – нельзя. Российский интернет-рынок погибнет полностью максимум через три года, если российское правительство ничего не сделает», – объясняет президент АКИТ.  

«Надо сделать одинаковые конкурентные условия на рынке, и по этому поводу есть поручения президента РФ Владимира Путина, но они не исполняются органами власти РФ», – переживает собеседник.

А вот когда будут созданы равные условия бизнеса, тогда потребители сами проголосуют за того или иного интернет-игрока. «Тогда не будет разницы, у кого покупать товар, если все магазины будут платить в российский бюджет налоги и пошлины», – заключает Федоров.

..............