Взгляд
4 августа, вторник  |  Последнее обновление — 14:41  |  vz.ru
Разделы

Глобальная диктатура уже здесь

Сергей Худиев, публицист, богослов
Проблема в том, что люди, которых вы не выбирали, которые ни в малейшей степени не отчитываются перед вами в своих решениях, которые вообще находятся в другой стране, приобрели над вами власть – и могут испортить вам жизнь, если вы будете непослушны. Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

Белорусские националисты на низком старте в Киеве

Андрей Манчук, политолог
Украина выступает сейчас надежной тыловой базой противников Лукашенко. И можно не сомневаться, что в случае обострения ситуации ее лидеры постараются первыми подтолкнуть в пропасть падающего белорусского президента. Подробности...

Импортозамещение как новая реальность

Ярослав Иванов, управляющий ГК «Курский электроаппаратный завод»
Задача – не просто выпускать отечественную продукцию, она, кстати, вполне решается. Задача – создавать технологические цепочки, от использования российского сырья, комплектующих и средств производства до конечной продукции и логистики. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

Житель Урала отправился на Черное море в вагоне с углем

Житель Курганской области решил поехать в отпуск бесплатно – на грузовом поезде, следовавшем в сторону Черного моря. Причем ехать пришлось под открытым небом в вагоне с углем. Нарушителя поймали в Морозовске в Ростовской области. С собой «курортник» вез самодельную гитару
Подробности...

Лесные пожары охватили Калифорнию

Более 8 тыс. га охвачено лесными пожарами в Калифорнии. Из-за быстрого распространения огня экстренно эвакуируют тысячи человек. Пожар, которому присвоили имя Эппл, начался в пятницу в полдень и продолжается уже третий день. В тушении участвует примерно 1,3 тыс. пожарных
Подробности...

На трассе «Таврида» в Крыму произошло крупное ДТП с жертвами

Микроавтобус Mercedes-Benz Sprinter, направлявшийся в Симферополь, 31 июля столкнулся с КамАЗом на недавно открывшемся участке трассы «Таврида». В автобусе было 18 человек, девять погибли, в том числе водитель. Среди пострадавших – двое малолетних детей и беременная женщина
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: Лукашенко: Задержанные в Белоруссии россияне рассказали все

    Главная тема


    К чему привела США массовая раздача денег

    «не взрывайте обстановку!»


    Лукашенко: При дестабилизации в Белоруссии полыхать будет до Владивостока

    секретные документы


    Британия заявила о новой жертве «обмана ГРУ»

    заработок артиста


    Подсчитаны доходы ушедшего из «Современника» Гармаша

    Видео

    выборы в белоруссии


    Советники Тихановской придумали, как обыграть Лукашенко

    220 процентов прибыли


    Кризис доллара привел к расцвету новой валюты

    конкуренция и сотрудничество


    Как России удалось в рекордные сроки создать вакцину от COVID-19

    1939 год


    Как СССР пытался создать альтернативу пакту Молотова – Риббентропа

    история России


    Сергей Мардан: У русской истории нет этнических границ

    музейные новости


    Евгений Фатеев: России пора становиться хранилищем памяти мира

    прекращение огня


    Сергей Миркин: Долго ли продержится перемирие на Донбассе

    викторина


    Как мировые лидеры выглядели в детстве?

    на ваш взгляд


    Как вы оцениваете свой уровень владения иностранным языком?

    Прогнозы сбываются

    Украина признала, что ее труба может оказаться не у дел    24 сентября 2013, 19:45
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Ольга Самофалова

    Украина посчитала, что если транзит российского газа через ее территории снизится вдвое, то часть газотранспортной системы придется законсервировать. А это может произойти сразу, как только заработает «Южный поток». Украина потеряет на этом 1–1,5 млрд долларов в год. Таким образом, прогнозы Алексея Миллера о том, что ГТС Украины скоро можно будет сдавать на металлолом, сбываются.

    Украина может законсервировать часть своей газотранспортной системы, если объем транзита российского газа в Европу снизится до 35–37 млрд кубометров в год, заявил зампред правления Нафтогаза Вадим Чупрун. Недостаточная загрузка украинской газотранспортной системы приведет к убыткам, чего Украина себе позволить не может, объясняет он необходимость такого шага. «Мы готовимся ко всем вариантам развития событий», – добавил замглавы Нафтогаза.

    Украина может законсервировать часть своей газотранспортной системы, если объем транзита российского газа в Европу снизится до 35–37 млрд кубометров в год

    О возможности частичной консервации украинской ГТС в минувшую субботу уже заявил и премьер-министр страны Николай Азаров. Правда, он не уточнял, при каких условиях это может произойти.

    Теоретически Россия могла бы поставлять весь нынешний объем газа в Европу через украинскую ГТС, так как ее пропускная способность составляет как раз 150 млрд кубометров (столько же Россия продает Европе ежегодно). При небольшой модернизации украинской ГТС мощности прокачки газа можно было бы увеличить даже до 200 млрд кубометров в год, уверяет Азаров. Это в три раза больше, чем пропускная способность будущего «Южного потока».

    Но Россия взяла курс на поставки газа в Европу в обход Украины. В итоге украинская ГТС сейчас эксплуатируется уже лишь на 60% своих мощностей, остальной же объем газа поставляется другими путями, жалуется Азаров. В связи с этим он призвал Европу и Россию взять на себя часть расходов на содержание украинской ГТС, если, конечно, они заинтересованы в том, чтобы она избежала частичной консервации.

    «Почему только Украина должна нести затраты? Может, законсервировать две нитки этого газопровода? Нам 50 млрд кубометров газа хватит», – заявил премьер. «Давайте вместе принимать такое решение. Не может Украина одна нести такие колоссальные затраты», – заявил Азаров.

    Впрочем, Россия вряд ли просто так согласится финансировать украинскую ГТС. «А если Украина начнет завышать уровень цен на прокачку газа, чтобы компенсировать потери, то при вводе «Южного потока» России будет выгодней вообще отказаться от украинского направления», – говорит газете ВЗГЛЯД директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

    По сути, Украина подтверждает неутешительные прогнозы Газпрома о судьбе украинской трубы. Глава Газпрома Алексей Миллер еще полтора года назад предупреждал, что политика Киева по пресечению любых инвестиций иностранных инвесторов в газотранспортную систему страны может привести к тому, что ГТС перестанет существовать как технический объект.

    Тогда Россия еще готова была уменьшить мощности «Южного потока» и даже дать Киеву скидку на газ, если бы Украина поделилась трубой с Россией или консорциумом инвесторов из РФ и ЕС. Однако Киев был несговорчивым, не раз заявляя, что не намерен отдавать свое «сокровище». «Если, как можно услышать на Украине, ГТС – это историческое сокровище, то, по-видимому, ее место в музее», – заявил в январе 2012 года глава Газпрома.

    Как Украина теряет объемы транзита

    «В среднем прокачка российского газа по украинской ГТС в последние 10 лет была на уровне 100 млрд кубометров в год, а в 2012 году объем транзита снизился до 82 млрд кубометров», – указывает ведущий эксперт украинского Центра Разумкова Владимир Омельченко. В связи с началом эксплуатации двух веток «Северного потока» объем транзита газа через территорию Украины сократился почти на 20%.

    В этом году объем транзита будет на прошлогоднем уровне или немного ниже, считает эксперт, так как после снижения в первом полугодии сейчас идет наращивание транзита. По официальным данным, в январе – августе этого года транзит российского газа через Украину снизился на 3%, однако в августе зафиксирован рост транзита на 32%.

    «Если ЕС и европейские страны договорятся с Газпромом о пересмотре формулы цены на газ и стоимость голубого топлива станет более соответствовать рыночной конъюнктуре, тогда российский газ будет более востребованным в Европе и транзит его через Украину может даже увеличиться», – надеется Омельченко.

    «Даже с учетом сдачи в эксплуатацию двух ниток «Северного потока» украинская ГТС все равно остается пока самым большим транзитером российского газа в Европу. Снизить объемы прокачки по трубе до 30–40 млрд кубометров газа в год Россия сможет, если будет построено две нитки «Южного потока» До этого момента Украина будет перекачивать российский газ на уровне 70–80 млрд кубометров в год, что достаточно для нормального функционирования ГТС», – отмечает Омельченко.

    Планируемая мощность «Южного потока» стоимостью 16 млрд евро составляет 63 млрд кубометров газа в год. Строительство уже началось в декабре 2012 года, а первые поставки газа по этому направлению ожидаются в 2015 году.

    Если Газпром выйдет на полную мощность «Южного потока», то транзит по территории Украины может сократиться еще больше – до 19 млрд кубометров в год. Правда, этому может помешать Третий энергопакет ЕС, по которому половина трубы должна будет резервироваться для альтернативных поставщиков газа. Однако Россия продолжает добиваться вывода «Южного потока» из-под действия Третьего энергопакета.

    Сколько теряет Украина

    В прошлом году Украина потеряла от снижения объемов транзита российского газа порядка 500–600 млн долларов, посчитал украинский экономист. Сейчас, по его оценкам, Украина зарабатывает порядка 3 млрд долларов на транзите российского газа (чистый доход) в год. Соответственно, снижение объемов транзита вдвое с 80 до 40 млрд кубометров в связи с вводом «Южного потока» приведет к потере 1–1,5 млрд долларов, говорит Омельченко.

    #{ussr}Эти потери не будут критичными для экономики страны, так как Киев сможет заработать на других направлениях. «Украина может частично компенсировать эти потери за счет более активного использования своих подземных хранилищ. Есть планы по созданию на Украине восточно-европейского хаба, и ЕК поддерживает этот проект», – считает Омельченко.

    Министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий уверяет, что Украина может предложить газотрейдерам возможность одновременного хранения до 15 млрд кубометров газа в украинских подземных хранилищах. По его словам, это даст трейдерам возможность реально влиять на уменьшение сезонных ценовых колебаний при спотовой торговле газом в Европе и поставлять значительные объемы газа на украинский рынок.

    «В украинские хранилища могут поставлять газ как украинские компании, добывающие газ, так и такие гиганты, как Chevron и Shell, которые собираются добывать сланцевый газ на Украине, а также другие компании Западной Европы», – говорит Омельченко.

    Также Украина может компенсировать потери за счет использования своей ГТС в реверсном режиме в еще большем объеме, указывает украинский экономист.

    Источником реверсных поставок на Украину может быть российский газ, пришедший в Европу по «Северному потоку» и через Белоруссию, заявил сегодня замглавы украинского минэнерго Сергей Чех.

    Украина уже начала в прошлом году поставки газа по реверсу из Европы через Польшу, а весной этого года стала получать первые объемы через Венгрию. Однако пока объемы реверсных поставок незначительны. Впрочем, Киев еще ведет переговоры по организации поставок через Словакию и Румынию. Между тем Газпром считает, что это не физический, а виртуальный реверс, поэтому схема незаконна. Киев, конечно, не согласен с такими обвинениями, заявляя, что реверс является реальным и поэтому законным.

    Надежды могут не оправдаться

    Между тем российский эксперт Сергей Пикин считает, что «потери Украины от снижения объемов транзита, измеряемые миллиардами долларов, будут существенными для украинского бюджета, особенно при нынешнем уровне закредитованности украинской экономики и необходимости в ближайшие годы гасить приличную часть долгов МВФ». А надежды на сланцевую революцию и реверсные поставки могут не оправдаться.

    В частности, договориться со Словакией о реверсе газа будет сложно. Страна уже заявила, что пойдет на такой шаг только в случае согласия Газпрома, который, в свою очередь, вряд ли даст добро.

    «Украина надеется на проект по сланцевому газу, считает это панацеей от всех проблем. Надеется, что у нее произойдет, как в США, где сланцевый газ стал локомотивом экономики после рецессии 2008 года. Украина уверяет, что сможет получить газ по 120 долларов за тысячу кубометров, что соответствует ценам США», – напоминает Пикин.

    «Насколько эти ожидания будут оправданны, увидим в ближайшие годы, когда завершится шельфовое бурение и станет понятна реальная себестоимость добычи этого газа. Украина не учитывает, что в США большой рынок сланцевого газа с развитыми технологиями и с высочайшей конкуренцией, которая предполагает подобное снижение цен. Там не единичные установки, там тысячи бурильных установок», – отмечает Пикин.

    Кроме того, потенциальные объемы добычи нетрадиционного газа не всегда оправдываются. «Пересмотр объемов извлекаемого сланцевого газа в США был кратным. Сначала говорили о том, что им хватит этого газа на ближайшее столетие, а потом – на значительно меньший период времени», – напоминает эксперт.

    В частности, Европа тоже все надеялась на сланцевую революцию, однако она так и не случилась. В Испании, к примеру, компания Repsol отложила запуск первого проекта по добыче сланцевого газа, так как правительство запретило использование метода гидроразрыва пласта. В Польше, которая обладает крупнейшими в Европе запасами сланцевого газа, попытки всерьез заняться добычей этого газа также терпели неудачу.

    Правда, этим летом Польша наконец первой в Европе объявила о начале добычи этого вида топлива. Компания Lane Energy Poland, подконтрольная ConocoPhillips, заявила, что с конца июля добывает около 8 тыс. кубометров газа в сутки на тестовой скважине на севере страны. Однако компания пока так и не перешла к промышленной эксплуатации. Добываемые же объемы явно недостаточны для освобождения Польши от зависимости от российского газа. При нынешних темпах добычи Польша может добыть за год порядка 2,9 млн кубометров сланцевого газа, тогда как страна потребляет около 15 млрд кубометров газа в год.


    Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •