Термин «деколонизация» применим к России, только если понимать под ним избавление от тяжелого наследства 1990-х, когда мы и в самом деле едва не превратились в колонию Запада.
8 комментариевГосударство говорит ФАС
Федеральная антимонопольная служба возлагает большие надежды на принятый в первом чтении законопроект «О защите конкуренции» и на поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Многие крупные компании уже заявили о том, что новые законодательные инициативы ФАС противоречат их интересам и они будут с этим бороться.
«Монополия выполняет роль верзилы-старшеклассника, который лупит сегодня со страшной силой первоклашек. И должен прийти милиционер в нашем виде для того, чтобы вразумить этого гражданина из десятого класса. Вот мы этим сейчас заняты, притом от этих первоклашек уже мало что и осталось на самом деле. Многие уже просто ушли из школы, потому что им не интересно туда ходить», - сказал в ходе интернет-конференции, организованной компанией «Гарант», глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.
Правила игры
Государство должно создать правила игры в рыночной экономике, и эти правила должны быть справедливыми, считает Артемьев. При этом государство еще и является игроком на бизнес-поле. Это не очень нравится главе ФАС, однако, по его словам, в нише, которую занимают естественные монополии, государство, выступающее через госкомпании в роли хозяйствующего субъекта, смотрится естественно. Во всяком случае, так будет еще долго.
«А вот те рудиментарные вещи, которые мы часто наблюдаем, когда государственные компании начинают на открытых рынках конкурировать с частными компаниями в разных секторах экономики, при этом они подпитываются из бюджета административными ресурсами, - эти вещи разрушают конкуренцию», - подчеркнул Артемьев. Последствия такой игры – «замедление экономического роста, искажение рыночной среды, и, в конечном итоге, падение эффективности по всем направлениям».
Роль своего ведомства глава ФАС видит в постоянном мониторинге рынка на предмет нарушения правил конкурентной борьбы. Артемьев напомнил, что служба еще и правоприменительный орган, и намерена воздействовать на нарушителей закона всеми имеющимися средствами.
Новый закон
Штаб-квартира Газпрома |
При этом он добавил, что многие крупные компании прямо заявили о том, что новые законодательные инициативы ФАС противоречат их интересам и они будут с ними бороться. С точки зрения таких агрессивных акул, компромисс заключается в отсутствии всякой реформы в сфере антимонопольного законодательства и возможности произвола для монополий, что и имеет сейчас место, считает глава ФАС. Большинство же российских министерств и ведомств согласились с законопроектами, говорит Артемьев.
«Баланс заключается в том, что малый и средний бизнес нас поддержал, значительная часть крупного бизнеса согласна, скрепя сердце, другая часть не согласна. А вот на какой точке после голосования в Госдуме этот баланс и компромисс остановятся, об этом можно будет сказать только к концу этого года. Это чисто политический вопрос», - уверен он.
Кто-то даже постарался, чтобы вопрос о поправках в административный кодекс «неожиданным образом не попал в программу правительства РФ на этот год». «И Фрадкову пришлось вмешаться лично для того, чтобы этот вопрос был рассмотрен, и будет, теперь я знаю точно, рассмотрен летом», - рассказал Артемьев.
Не одолеть только Газпром
Согласно статистике, в судах обжалуется около 15% всех решений ФАС. В основном это дела, связанные с крупными штрафами крупных компаний. При этом ФАС проигрывает в судах только 20-25% дел, связанных с обжалованием.
По делам естественных монополий ФАС за полтора года выиграла более 75% дел по линии энергетики, более 90% дел против РАО «РЖД», около 75% дел в сфере связи.
«И только с «Газпромом» у нас отрицательная статистика. Вот сейчас мы отмечаем, что «Газпром» выигрывает все дела во всех в судах. Вот сегодня мы проиграли еще одно дело «Газпрому», хотя, на мой взгляд, совершенно очевидно мы были правы. Поэтому общая статистика сейчас такова, что мы выигрываем у них не более 20% дел, а 80% проигрываем», - отмечает Артемьев.
«Если это дойдет до нуля, тогда надо будет что-то делать серьезное, но я уже точно не знаю, что. Наверное, обращаться к президенту РФ. В общем, здесь есть некоторая проблема, на мой взгляд», - пригрозил глава ФАС газовому монополисту не судебными, но эффективными мерами.