20 ноября, среда  |  Последнее обновление — 12:37  |  vz.ru
Разделы

Как обустроить вандалов

Николай Гурьянов, журналист
Судьбу граффити должны решать не коммунальщики, не чиновники, не коммерческие структуры, а местная гражданская община посредством некоего органа самоуправления. Иначе все будет, как сейчас: талантливые граффити закрашивают, некрасивые – наносят. Подробности...

Русским не хватает любви к жизни

Сергей Худиев, публицист, богослов
В следующем году население России снова сократится. Проблема в том, что мы себя не любим. А сознание своей ценности мы обретаем, когда соотносим себя с чем-то более важным и ценным, чем мы сами. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Хлеб и оружие можно отнять у других

Герман Садулаев, писатель, публицист
Наша повседневная жизнь наполнена ритуалами, которые мы не распознаем, пока не утратим. И они не менее важны для самосохранения индивида и целого народа, чем хлеб и оружие. Я рискну предположить даже, что более. Подробности...
Обсуждение: 31 комментарий

    Проект нового плацкартного вагона

    Макет нового плацкартного вагона в натуральную величину показали на ежегодной выставке «Транспорт России», проходящей в московском Гостином дворе. Главная особенность концепта – наличие индивидуального пространства для пассажиров
    Подробности...

    Историк Соколов в бронежилете на следственном эксперименте

    В пятницу арестованного историка Олега Соколова привезли на следственный эксперимент на набережную реки Мойки в Санкт-Петербурге, где, по данным следствия, он пытался утопить отрубленные руки своей убитой молодой невесты
    Подробности...

    На автомобильном салоне в Дубае показали люксовые суперкары

    В Дубае проходит ежегодный автомобильный салон. Это главная подобная выставка на Ближнем Востоке, проводится она с 1989 года. И хотя соперничать по статусу с главными автосалонами мира мотор-шоу в ОАЭ не может, крупнейшие автопроизводители нередко показывают здесь свои новинки
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Украина решила потребовать от России компенсацию за порты Крыма

        Главная тема


        У мировой экономики есть только один удачный сценарий для России

        #ктовытакие


        Сборная России обратилась к оскорбившим Дзюбу болельщикам

        «сокращение бюджетов»


        В США усомнились в способности России производить Су-57

        «глубокое удовлетворение»


        Генсек ОПЕК сравнил сотрудничество с Россией с симфонией Чайковского

        Видео

        ошибки СССР


        Зачем Россия «отдавала последнее» союзным республикам

        «главный противник США»


        Китайцы не случайно нашли у России «слабые места»

        комиссары в погонах


        Победа над коррупцией убила еще одну реформу Сердюкова

        ранок газа


        У Газпрома появился новый конкурент в Европе

        викторина


        Стихи вождя или стихи поэта?

        Доказательства не нужны


        Дмитрий Родионов: «Рашагейт» по-британски станет не менее захватывающим, чем в США

        Интеграция в Россию


        Глеб Простаков: Киев готовится добровольно отказаться от Донбасса

        Нравственные ориентиры


        Алексей Алешковский: Время стрессов и страстей мчится все быстрей в лентах новостей

        на ваш взгляд


        Как вы относитесь к идее отказа от использования в быту пластиковых пакетов?

        «Нет, слава богу, серьезных социальных последствий»

        Постановка оперы «Тангейзер» вызвала жаркие споры среди верующих и поборников свободного творчества    10 марта 2015, 17:30
        Фото: DAVID EBENER/EPA/ТАСС
        Текст: Иван Чернов

        Версия для печати  •
        В закладки  •
        Постоянная ссылка  •
          •
        Сообщить об ошибке  •

        Скандал вокруг новосибирской оперной постановки, вызвавшей возмущение православных, завершился оправданием авторов нашумевшего спектакля. Специалисты до сих пор спорят о том, где проходит граница между оскорблением чувств верующих и свободой творческого самовыражения, но подобный скандал с той же оперой не так давно был и в Европе.

        Во вторник суд прекратил дело в отношении режиссера оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина и директора Новосибирского государственного оперного театра, где демонстрировался спектакль, Бориса Мездрича. В действиях обоих не было найдено события правонарушения. Об этом рассказала судья, оглашая резолютивную часть постановления, передает РИА «Новости».

        «Сегодня режиссер нарисовал распятье Христа, а завтра ему захочется еще покуражиться»

        Также известно, что и эксперты-религиоведы не нашли оскорбления христианских символов в опере «Тангейзер».

        «Постановка не содержит евангельского образа Христа, потому что евангельский образ Христа – истинный, а образ Христа в постановке – выдумка», – сказано в заключении эксперта Владимира Винокурова из МГУ.

        Второй эксперт, Борис Фаликов, отметил, что нельзя отождествлять автора с персонажем. При этом в постановке религиозные символы и атрибуты представлены в художественном контексте и поэтому не являются сакральными. «Тем более что речь идет о вымысле внутри вымысла», – сказал Фаликов.

        Комментируя это дело, глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов заявил газете ВЗГЛЯД, что, на его взгляд, создателей «Тангейзера» наказать тем или иным способом все-таки было нужно.

        «Я усматриваю в действиях художественного руководителя, когда размещается голая женщина с раздвинутыми ногами, а между ног у нее изображение распятия Христа, состав уголовного преступления. И уж административного правонарушения как минимум», – сказал он.

        При этом сажать режиссеров никто не призывает, уточнил Нилов: «Я считаю, что у нас нет на данный момент, слава богу, серьезных социальных последствий, как после Charlie Hebdo во Франции. И именно социальные последствия являются определяющими при вынесении судебного решения. Что касается части 1 статьи 148, о которой идет речь в данном случае, то она предусматривает разные санкции: и обязательные работы, и принудительные, и штраф, и просто условный срок».

        Он также напомнил, что для установления вины должен быть умысел, который бывает прямым или косвенным: «В данном случае прямого умысла оскорблять верующих, может быть, и не было, но косвенный усматривался точно. Что такое косвенный умысел? Это когда кто-то понимает, какая будет реакция верующих людей, но все равно идет на это, намеренно это делает», – пояснил он.

        Депутат не исключил, что молодой режиссер Кулябин, о котором до этого мало кто слышал, получил то, к чему в итоге и стремился – за счет скандала он приобрел некоторую известность. А что касается директора театра, то ему предстоит еще долго нести моральную ответственность.

        «Эта труппа уедет, а этот смрад неприятный и негативный останется», – сказал Нилов.

        По поводу необходимости запрета такого спектакля парламентарий высказался аккуратно. По его словам, «как минимум сначала надо с тем изображением разобраться». А вообще граждане, которых эта постановка оскорбила, могли бы собраться и устроить бойкот тем, кто ее демонстрировал.

        При этом депутат не исключил, что в случае, если судебные органы «под давлением театральной общественности и не активной позиции верующих» позволят авторам «Тангейзера» остаться безнаказанными (у прокуратуры еще есть время обжаловать приговор – прим. ВЗГЛЯД), спектакль затем поедет в Петербург, Москву и эта история получит продолжение.

        Нилов рассказал также, что, будучи одним из авторов федерального закона о защите религиозных чувств верующих, он изучал европейскую и мировую практику по этому вопросу. И даже в Европе считают, что «никакой статус творческого деятеля не является оправданием каких-либо действий, оскорбляющих чувства верующих».

        «Посмотрите, что нам Европа показала? Когда публикации Charlie Hebdo привели к терактам, дестабилизации и человеческим жертвам. А один из мотивов, которым сегодня объясняется поведение тех, кто подозревается в убийстве Бориса Немцова, опять же стал религиозный фактор. Сегодня режиссер нарисовал распятье Христа, а завтра ему захочется еще покуражиться, и он разместит там же карикатуру на пророка Мухаммеда. И в этом случае, я думаю, последствия будут совсем другие», – резюмировал он.

        В свою очередь сопредседатель Славянского правового центра, почетный адвокат России и главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев признался газете ВЗГЛЯД, что в целом негативно относится к попыткам церкви вмешиваться в искусство.

        «Думаю, что у любого творческого человека есть право на самовыражение, и это самовыражение иногда может быть шокирующим или непонятным для других. В этой истории я на стороне творческих людей», – сказал он. При этом, по словам Пчелинцева, пределы самовыражения уже есть, они установлены законом, и ничего придумывать не надо.

        «Однако в данном случае я не вижу, чтобы был нарушен уголовный кодекс. Грань действительно довольно тонкая, и она носит часто оценочный характер. Но, если мы проанализируем диспозицию статьи 148, которая вменяется, там необходимо, чтобы был прямой умысел на оскорбление чувств верующих. В случае же с «Тангейзером» цель совсем другая – донести до зрителей иные мысли и образы, а не оскорблять, как я это понимаю», – подчеркнул он.

        Также Пчелинцев сослался на решение Европейского суда по правам человека по подобного рода делам, где говорится, что «явления культуры могут носить шокирующий характер для зрителя или читателя». И в этом, по мнению эксперта, часто и состоит одна из целей искусства, но это не цель обидеть.

        Напоследок Пчелинцев высказал мнение, что, если у церкви были претензии к постановке, правильнее было бы им «приехать, попить вместе чайку и поговорить на эту тему», а не идти сразу в суд.

        Напомним, 25 февраля директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич заявил, что постановка оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» останется в репертуаре учреждения культуры, несмотря ни на что.

        24 февраля прокуратура Новосибирска возбудила административные дела в отношении директора театра Бориса Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина. В постановке сотрудники ведомства усмотрели оскорбление чувств верующих.

        Новосибирская митрополия Русской православной церкви обнародовала текст обращения к прокурору области с просьбой проверить постановку на нарушение прав верующих.

        Между тем 5 марта РПЦ призвала оскорбленных в чувствах верующих, увидевших «намеренное публичное богохульство», не обращаться сразу в прокуратуру, а сначала проконсультироваться с компетентными церковными органами.

        Добавим, что за право режиссера Кулябина ставить свой спектакль выступили художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков и глава Союза театральных деятелей России Александр Калягин.

        Спектакль-опера «Тангейзер» был поставлен на сцене новосибирского театра в декабре прошлого года. Постановку осуществил молодой режиссер Тимофей Кулябин, перенеся действие оперы в наши дни. В версии режиссера Иисус Христос стал героем эротического фильма, который снимает Тангейзер.

        Отметим, что в начале мая 2013 года возник скандал с постановкой этой же оперы Рихарда Вагнера в Германии. Режиссер Буркхард Космински сделал Тангейзера охранником концлагеря. По ходу действия зрители могли наблюдать сцены расстрела узников и сжигания людей в газовых камерах. В результате более десятка человек обратились во время просмотра за медицинской помощью, одного вынесли из зала в полуобморочном состоянии. Люди требовали запретить постановку. Руководитель театра «Германская опера на Рейне» заявил, что не намерен рисковать здоровьем зрителей, и отказался от работы режиссера. «Мы не могли закрывать глаза на то, что люди просто встают со своих мест и выбегают из зала, чтобы обратиться к врачу, поскольку им стало плохо. Я не имею права ставить свободу искусства выше здоровья зрителей», – заявил он.

        Режиссер Космински назвал это недопустимой цензурой и заявил, что шокирован подобным решением. Он утверждал, что не имел намерения спровоцировать скандал, а его замыслом было открыть в произведении автора антисемитскую сущность Вагнера.

        Однако такая трактовка не убедила общественность, которая была озадачена вопросом, почему премьера состоялась накануне годовщины капитуляции Третьего рейха. В частности, представитель еврейской общины Дюссельдорфа назвал постановку безвкусицей, заявив, что из-за инфляционного употребления символики нацистского режима возрастает опасность нивелирования страданий жертв холокоста и преступлений гитлеровцев.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............