Взгляд
19 октября, вторник  |  Последнее обновление — 02:26  |  vz.ru
Разделы

Когда в Америке закончится всё

Дмитрий Дробницкий
Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
Основанная, по сути дела, на доверии долларовая экономика в один миг превратится в ничто, как только сомнения в ее надежности превысят критический уровень. Пожалуй, в 2021-2022 годах полного обрушения удастся избежать. Но следующий кризис не заставит себя долго ждать. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Обычная девушка вернула интерес россиян к космонавтике

Михаил Котов
Михаил Котов, научный журналист
«Непрофессиональный космос» – это общемировая тенденция. Еще сто лет назад, чтобы полетать на самолете, требовалось идти в летную школу, сейчас же достаточно купить билет. С космосом постепенно ситуация станет такой же. Подробности...
Обсуждение: 106 комментариев

Рано или поздно ковидом переболеет каждый

Алексей Федоров
Алексей Федоров, кардиохирург
Четвёртая волна – провинциальная. Конечно, в Москве и Питере тоже немало заболевших, но нынешний рекордный прирост как заболеваемости, так и смертности – за счёт «остальной России». Подробности...
Обсуждение: 29 комментариев

Определена самая красивая мигрантка России

На церемонии в «Президент-Отеле» объявлена победительница конкурса красоты, который провела Федерация мигрантов России. Корону получила 25-летняя Рушана Каримова из Узбекистана. В финал также вышли девушки из Киргизии и Таджикистана
Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Портреты победителей конкурса «Учитель года России» разных лет

4 октября в ГУМе открылась выставка портретов учителей года разных лет – все они олицетворяют собой образ современного российского педагога. Выставка будет экспонироваться до 9 октября, после этого она украсит собой праздничный концерт ко Дню Учителя в Государственном Кремлевском дворце. На фото: Екатерина Алексеевна Филиппова «Учитель года России – 1996»
Подробности...

Россия отправила в космос первый в истории киноэкипаж

Пилотируемый космический корабль «Союз МС-19», на борту которого находятся космонавт Антон Шкаплеров, актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко, во вторник отправился к МКС для съемок фильма «Вызов»
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Минфин США признал снижение эффективности американских санкций

    Главная тема


    Россия попрощалась с НАТО

    Team Spirit


    Эксперт предсказал реакцию Киева на совместную победу российских и украинских геймеров

    «горстка стран»


    Эрдоган выступил против сложившегося после Второй мировой миропорпядка

    атака вирусов


    Вирусолог рассказал о возможной конкуренции за людей между COVID-19, гриппом и ОРВИ

    Видео

    бывший ссср


    Русский язык объявлен главной бедой Латвии

    Удорожание нефти, газа и угля


    Мировая инфляция стала опасной проблемой для России

    экстрадиция дипломата


    США и Кабо-Верде перед приездом Поклонской учинили правовой беспредел

    голубое топливо


    Европу лишили последней надежды на газовое спасение

    советский разведчик


    Кто подставил Рихарда Зорге

    Социальная напряженность


    Кирилл Телин: Настала эпоха санитарной демократии

    Непрофессиональный космос


    Михаил Котов: Обычная девушка вернула интерес россиян к космонавтике

    американская империя


    Дмитрий Дробницкий: Когда в Америке закончится все

    на ваш взгляд


    Какая из сторон больше заинтересована в диалоге между Россией и НАТО?

    «Нет, слава богу, серьезных социальных последствий»

    Постановка оперы «Тангейзер» вызвала жаркие споры среди верующих и поборников свободного творчества
       10 марта 2015, 17:30
    Фото: DAVID EBENER/EPA/ТАСС
    Текст: Иван Чернов

    Скандал вокруг новосибирской оперной постановки, вызвавшей возмущение православных, завершился оправданием авторов нашумевшего спектакля. Специалисты до сих пор спорят о том, где проходит граница между оскорблением чувств верующих и свободой творческого самовыражения, но подобный скандал с той же оперой не так давно был и в Европе.

    Во вторник суд прекратил дело в отношении режиссера оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина и директора Новосибирского государственного оперного театра, где демонстрировался спектакль, Бориса Мездрича. В действиях обоих не было найдено события правонарушения. Об этом рассказала судья, оглашая резолютивную часть постановления, передает РИА «Новости».

    Сегодня режиссер нарисовал распятье Христа, а завтра ему захочется еще покуражиться

    Также известно, что и эксперты-религиоведы не нашли оскорбления христианских символов в опере «Тангейзер».

    «Постановка не содержит евангельского образа Христа, потому что евангельский образ Христа – истинный, а образ Христа в постановке – выдумка», – сказано в заключении эксперта Владимира Винокурова из МГУ.

    Второй эксперт, Борис Фаликов, отметил, что нельзя отождествлять автора с персонажем. При этом в постановке религиозные символы и атрибуты представлены в художественном контексте и поэтому не являются сакральными. «Тем более что речь идет о вымысле внутри вымысла», – сказал Фаликов.

    Комментируя это дело, глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов заявил газете ВЗГЛЯД, что, на его взгляд, создателей «Тангейзера» наказать тем или иным способом все-таки было нужно.

    «Я усматриваю в действиях художественного руководителя, когда размещается голая женщина с раздвинутыми ногами, а между ног у нее изображение распятия Христа, состав уголовного преступления. И уж административного правонарушения как минимум», – сказал он.

    При этом сажать режиссеров никто не призывает, уточнил Нилов: «Я считаю, что у нас нет на данный момент, слава богу, серьезных социальных последствий, как после Charlie Hebdo во Франции. И именно социальные последствия являются определяющими при вынесении судебного решения. Что касается части 1 статьи 148, о которой идет речь в данном случае, то она предусматривает разные санкции: и обязательные работы, и принудительные, и штраф, и просто условный срок».

    Он также напомнил, что для установления вины должен быть умысел, который бывает прямым или косвенным: «В данном случае прямого умысла оскорблять верующих, может быть, и не было, но косвенный усматривался точно. Что такое косвенный умысел? Это когда кто-то понимает, какая будет реакция верующих людей, но все равно идет на это, намеренно это делает», – пояснил он.

    Депутат не исключил, что молодой режиссер Кулябин, о котором до этого мало кто слышал, получил то, к чему в итоге и стремился – за счет скандала он приобрел некоторую известность. А что касается директора театра, то ему предстоит еще долго нести моральную ответственность.

    «Эта труппа уедет, а этот смрад неприятный и негативный останется», – сказал Нилов.

    По поводу необходимости запрета такого спектакля парламентарий высказался аккуратно. По его словам, «как минимум сначала надо с тем изображением разобраться». А вообще граждане, которых эта постановка оскорбила, могли бы собраться и устроить бойкот тем, кто ее демонстрировал.

    При этом депутат не исключил, что в случае, если судебные органы «под давлением театральной общественности и не активной позиции верующих» позволят авторам «Тангейзера» остаться безнаказанными (у прокуратуры еще есть время обжаловать приговор – прим. ВЗГЛЯД), спектакль затем поедет в Петербург, Москву и эта история получит продолжение.

    Нилов рассказал также, что, будучи одним из авторов федерального закона о защите религиозных чувств верующих, он изучал европейскую и мировую практику по этому вопросу. И даже в Европе считают, что «никакой статус творческого деятеля не является оправданием каких-либо действий, оскорбляющих чувства верующих».

    «Посмотрите, что нам Европа показала? Когда публикации Charlie Hebdo привели к терактам, дестабилизации и человеческим жертвам. А один из мотивов, которым сегодня объясняется поведение тех, кто подозревается в убийстве Бориса Немцова, опять же стал религиозный фактор. Сегодня режиссер нарисовал распятье Христа, а завтра ему захочется еще покуражиться, и он разместит там же карикатуру на пророка Мухаммеда. И в этом случае, я думаю, последствия будут совсем другие», – резюмировал он.

    В свою очередь сопредседатель Славянского правового центра, почетный адвокат России и главный редактор журнала «Религия и право» Анатолий Пчелинцев признался газете ВЗГЛЯД, что в целом негативно относится к попыткам церкви вмешиваться в искусство.

    «Думаю, что у любого творческого человека есть право на самовыражение, и это самовыражение иногда может быть шокирующим или непонятным для других. В этой истории я на стороне творческих людей», – сказал он. При этом, по словам Пчелинцева, пределы самовыражения уже есть, они установлены законом, и ничего придумывать не надо.

    «Однако в данном случае я не вижу, чтобы был нарушен уголовный кодекс. Грань действительно довольно тонкая, и она носит часто оценочный характер. Но, если мы проанализируем диспозицию статьи 148, которая вменяется, там необходимо, чтобы был прямой умысел на оскорбление чувств верующих. В случае же с «Тангейзером» цель совсем другая – донести до зрителей иные мысли и образы, а не оскорблять, как я это понимаю», – подчеркнул он.

    Также Пчелинцев сослался на решение Европейского суда по правам человека по подобного рода делам, где говорится, что «явления культуры могут носить шокирующий характер для зрителя или читателя». И в этом, по мнению эксперта, часто и состоит одна из целей искусства, но это не цель обидеть.

    Напоследок Пчелинцев высказал мнение, что, если у церкви были претензии к постановке, правильнее было бы им «приехать, попить вместе чайку и поговорить на эту тему», а не идти сразу в суд.

    Напомним, 25 февраля директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич заявил, что постановка оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер» останется в репертуаре учреждения культуры, несмотря ни на что.

    24 февраля прокуратура Новосибирска возбудила административные дела в отношении директора театра Бориса Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина. В постановке сотрудники ведомства усмотрели оскорбление чувств верующих.

    Новосибирская митрополия Русской православной церкви обнародовала текст обращения к прокурору области с просьбой проверить постановку на нарушение прав верующих.

    Между тем 5 марта РПЦ призвала оскорбленных в чувствах верующих, увидевших «намеренное публичное богохульство», не обращаться сразу в прокуратуру, а сначала проконсультироваться с компетентными церковными органами.

    Добавим, что за право режиссера Кулябина ставить свой спектакль выступили художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков и глава Союза театральных деятелей России Александр Калягин.

    Спектакль-опера «Тангейзер» был поставлен на сцене новосибирского театра в декабре прошлого года. Постановку осуществил молодой режиссер Тимофей Кулябин, перенеся действие оперы в наши дни. В версии режиссера Иисус Христос стал героем эротического фильма, который снимает Тангейзер.

    Отметим, что в начале мая 2013 года возник скандал с постановкой этой же оперы Рихарда Вагнера в Германии. Режиссер Буркхард Космински сделал Тангейзера охранником концлагеря. По ходу действия зрители могли наблюдать сцены расстрела узников и сжигания людей в газовых камерах. В результате более десятка человек обратились во время просмотра за медицинской помощью, одного вынесли из зала в полуобморочном состоянии. Люди требовали запретить постановку. Руководитель театра «Германская опера на Рейне» заявил, что не намерен рисковать здоровьем зрителей, и отказался от работы режиссера. «Мы не могли закрывать глаза на то, что люди просто встают со своих мест и выбегают из зала, чтобы обратиться к врачу, поскольку им стало плохо. Я не имею права ставить свободу искусства выше здоровья зрителей», – заявил он.

    Режиссер Космински назвал это недопустимой цензурой и заявил, что шокирован подобным решением. Он утверждал, что не имел намерения спровоцировать скандал, а его замыслом было открыть в произведении автора антисемитскую сущность Вагнера.

    Однако такая трактовка не убедила общественность, которая была озадачена вопросом, почему премьера состоялась накануне годовщины капитуляции Третьего рейха. В частности, представитель еврейской общины Дюссельдорфа назвал постановку безвкусицей, заявив, что из-за инфляционного употребления символики нацистского режима возрастает опасность нивелирования страданий жертв холокоста и преступлений гитлеровцев.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •