Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
25 июля 2010, 13:07 • Культура

«Никогда не было цели сделать хит»

Группа "Квартал": Наши не-хиты по всем параметрам круче

«Никогда не было цели сделать хит»
@ nashe.ru

Tекст: Кирилл Решетников

В субботу в московском клубе «Б2» выступила с новыми песнями группа «Квартал». Концерт был посвящен памяти ее основателя Артура Пилявина. Солистка Татьяна Литвиненко и трубач Александр Дитковский рассказали газете ВЗГЛЯД о прошлом и настоящем «Квартала».

ВЗГЛЯД: «Квартал» был основан в 1980-х, в эпоху, когда в музыке было много протеста и социального напряжения и многие группы обращали на себя внимание только благодаря посылам подобного рода. Каково было самоопределение «Квартала» в такой ситуации?

Все мы, кто играл в группе, играет и будет играть, живем в одном квартале. И те, кто любят нашу музыку, живут там же

Александр Дитковский: Мне кажется, «Квартал» занял свое место именно благодаря тому, что был совершенно аполитичен, избегал всех этих спекуляций на злободневные темы.

ВЗГЛЯД: Это был сознательный выбор?

А. Д.: Сознательный, потому что «Квартал» это музыка сердца. Он существует только за счет красоты музыки и стихов. Все, что связано с любовью и красотой, вечно.

Татьяна Литвиненко: Люди, которые любили джаз, фанк, вообще что-то легкое и светлое, существовали всегда. Больше их или меньше, могут ли они заполнить стадион – это другой вопрос. Но если бы их не было, все бы остановилось. Меня всегда тянуло к мажору, к радости. Думаю, что таких, как я, на самом деле много, и они выбирают свои звуки.

ВЗГЛЯД: Кем был для вас Артур Пилявин – автором, музыкантом, руководителем или всем вместе?

Т. Л.: Для меня он в первую очередь был композитором. А также человеком, с чьей помощью осуществилась моя мечта. Лично для меня лучшего композитора, конечно, нет. Я наслаждалась его музыкой и наслаждаюсь ею по сей день.

А. Д.: Для меня Артур был прежде всего другом. Я очень ему признателен, потому что, во-первых, он пригласил меня в «Квартал», а во-вторых и это, может быть, главное – научил играть. Годы, проведенные в музыкальной спецшколе и в консерватории, не научили меня получать удовольствие от игры на сцене. Этим умением я обязан Артуру – у него был талант к тому, чтобы учить людей играть и петь. Вот, скажем, Соня вокалистка Софи О'Кран, которая в свое время входила в состав «Квартала». Когда она пришла к нам, у нее был просто такой типичный кабацкий стиль, совершенно не подходящий для большой эстрады. А Артур сделал из нее хорошую певицу. И из всех нас, надеюсь, сделал приличных музыкантов. Не говоря уже о том, что благодаря Артуру я познакомился с Андреем Макаревичем, с которым и поныне сотрудничаю.

ВЗГЛЯД: Кстати, а что делает Софи О'Кран сейчас?

А. Д.: Она воспитывает второго ребенка. Соня пробовала себя в разных проектах – пела у Стаса Намина в мюзикле «Волосы», в группе «Шемякина Бэнд», но сейчас у нее, видимо, какие-то другие планы.

Т. Л.: Мы об этом можем только догадываться, точно не знаем.

ВЗГЛЯД: Как в итоге сложилась судьба альбома «Капитал», который был записан в начале 2000-х и не вышел из-за гибели Артура Пилявина?

А. Д.: Альбом был готов, но появились некоторые проблемы с авторскими правами, которые мы урегулировали лишь относительно недавно. Мы отдали права прямым наследникам Артура, и теперь судьба альбома в их руках.

ВЗГЛЯД: Кто был основным автором текстов у «Квартала»?

Т. Л.: Основным – Артур, но с нами сотрудничали многие поэты.

А. Д.: В том числе Корней Чуковский, Николай Гумилев...

Т. Л.: Скажем, «Остров белых птиц» это Артур. А вот «Парамарибо» как бы тоже он, но на самом деле в этом тексте многое сочинено моей подругой. Возникли ключевые фразы, что-то было опробовано на репетиции, а потом я приехала к подруге и говорю – вот есть такая тема. Описала ей основные образы, и она тут же отреагировала. В общем, все было сделано совместно. Нельзя не упомянуть и Геннадия Бабаханова – на его стихи написаны «Ночной трамвай», «Плакать не надо» и еще некоторые песни.

ВЗГЛЯД: Примечательна, между прочим, востребованность песен об экзотических местах – Парамарибо, Таити... Интересно, откуда взялась идея спеть о Парамарибо – столице Суринама? Там кто-нибудь из вас побывал?

Т. Л.: Нет, но я знаю людей, которые там были, и много знаю об этом городе. Однажды я заехала на станцию автосервиса, и один человек, работавший там, сказал, что знает меня и нашу группу и к тому же провел какое-то время в Парамарибо в те времена, когда стала популярна эта песня. Он тут же предложил заглянуть в компьютер и показал свои фотографии, сделанные тогда. Я просто обалдела. Поинтересовалась, как он туда попал, да еще в то время. А он говорит – ну, я в прошлом моряк, у нас было одно задание, и мы целый месяц стояли в парамарибском порту. А фотографии, надо сказать, уникальные.

ВЗГЛЯД: Песни, ставшие главными хитами «Квартала», наверное, не задумывались как хиты? Испытывали ли вы чувство неожиданности, когда какая-то одна вещь получала ротацию, начинала звучать максимально широко?

Новый материал – это проявление любви к 1980-м: с чего начали, к тому и пришли

Т. Л.: Вообще как-то с самого начала бывает понятно, имеет ли песня шансы получить широкую аудиторию или это что-то более интимное. Впрочем, речь о моих личных впечатлениях, а так никто об этом заранее не думает. Что касается меня, то я, разумеется, больше люблю наши не-хиты. Они по всем параметрам гораздо круче. Другое дело, что если взять один из них и сделать известным, то хитом он, может быть, и не будет. Хотя у Артура все мелодии очень гармоничные. Так или иначе, цели сделать хит никогда не было, хотелось делать что-то, что вдохновляет лично тебя и получает отклик у людей. Испытывать удовольствие самому и дарить его кому-то еще – вот, по-моему, цель получше. Нужно, чтобы все срослось, чтобы легко полилась аранжировка, чтобы было понятно, в каком духе песня и чтобы из нее ничего нельзя было убрать.

ВЗГЛЯД: Состав «Квартала» перманентно менялся. Сейчас, насколько я знаю, в нем есть совсем молодые музыканты.

Т. Л.: Они все молодые, перспективные и талантливые.

А. Д.: Коллектив недаром называется «Квартал» это очень общее и широкое понятие. Все мы, кто в нем играл, играет и будет играть, живем в одном квартале. И те, кто любят нашу музыку, живут там же вместе с нами. Наши ворота распахнуты, и сердца тоже.

ВЗГЛЯД: История «Квартала» отмечена многолетней дружбой и сотрудничеством с Андреем Макаревичем. Что вам дало общение с ним?

А. Д.: Начнем с того, что «Квартал» его любимая группа. Он с удовольствием делал с нами разные проекты, записывал пластинки. Благодаря этому я знаю Андрея уже лет пятнадцать, если не семнадцать, и сам всегда ему содействовал. Я с ним и сейчас играю и в «Машине времени», и в «Оркестре креольского танго».

Т. Л.: Дружба эта очень много нам дала и в человеческом, и в музыкальном плане. Мы выпустили совместный альбом, у нас было немало концертов, это был прекрасный период, о котором приятно вспоминать. Сотрудничество Макаревича с «Кварталом» как группой уже состоялось, сейчас совместных проектов у нас нет. Но такие встречи – на всю жизнь.

А. Д.: Каждый идет своим путем. Но, наверное, именно благодаря работе с «Кварталом» Макаревич придумал свой проект «Оркестр креольского танго», в котором собрались лучшие джазмены страны. Причем себя я к джазменам не отношу – говорю только о тех, с кем вместе играю. Для Андрея это новые эмоции, мне кажется, что он очень доволен. Да и мы тоже.

ВЗГЛЯД: А кто именно предложил в свое время записать старые песни Макаревича в аранжировках «Квартала»?

А. Д.: Это предложил Артур Пилявин. А Макаревич – человек, легкий на подъем.

ВЗГЛЯД: Что представляет собой ваш новый материал, в связи с которым идет речь о возвращении «Квартала» в число музыкальных ньюсмейкеров?

А. Д.: Наверное, имеет смысл послушать и сделать свои выводы. Рассказать про это можно очень много, но слова могут не соответствовать тому, что вы услышите – все ведь субъективно.

Т. Л.: В целом это, конечно, проявление любви к 1980-м с чего начали, к тому и пришли. Понятно, что теперь это звучит по-новому, по-другому, но все равно всегда ведь ясно, откуда черпаешь вдохновение.

..............