Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

8 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

37 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
5 марта 2010, 18:06 • Культура

Икона раздора

Нарастает раскол между музеями и Церковью

Икона раздора
@ wikimedia.org

Tекст: Юлия Изюмова

Дискуссия вокруг законопроекта о передаче Церкви реликвий, национализированных у нее советской властью, разрастается. Речь идет о старинных храмах, иконах, фресках и других памятниках и ценностях. 4 марта было опубликовано очередное письмо-протест деятелей культуры, а патриарх Кирилл на встрече со студентами заявил, что сохранять святыни необходимо совместными усилиями. Как - никто не знает.

Этот законопроект готовится Министерством экономического развития РФ с 2007 года. За последние пару лет случилось как минимум два громких прецедента, разделивших общество на два непримиримых лагеря. Речь идет о попытке временной передачи «Святой Троицы» Андрея Рублева из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву Лавру (ноябрь 2008 года) и об иконе Торопецкой Божьей Матери XII−XIV веков, одном из самых старых произведений из собрания Русского музея, переданной в новый храм Александра Невского, построенный в подмосковном коттеджном поселке Княжье озеро (декабрь 2009-го). В обоих случаях по одну сторону баррикад оказались музейные работники и реставраторы, изучающие и сохраняющие древние памятники, по другую – Русская православная церковь и чиновники, далекие от искусствоведческих и музейных вопросов.

Боголюбская икона Божьей Матери (нажмите, чтобы увеличить; фото: wikipedia.org)
Боголюбская икона Божьей Матери (нажмите, чтобы увеличить; фото: wikipedia.org)

5 января 2010 года на встрече с патриархом Кириллом премьер Владимир Путин высказался за ускорение процесса принятия этого закона. Тогда же было объявлено о передаче Церкви Новодевичьего монастыря в Москве, который является памятником ЮНЕСКО. Белый дом среагировал оперативно: уже 13 января состоялось внеплановое совещание рабочей группы правительственной комиссии по вопросам религиозных объединений, на котором были рассмотрены практически все статьи законопроекта.

Подробности пока не обнародованы, но в СМИ уже просочились некоторые детали. В частности, недавно стало известно, что передача будет осуществляться по упрощенной схеме в течение трех месяцев со дня подачи заявления. От религиозных организаций требуется только, чтобы переданное имущество использовалось «в соответствии с его культовым предназначением и уставом организации». В праве на собственность могут отказать, только если имущество неотчуждаемо из госсобственности или не может быть выделено без вреда из объекта недвижимости. При этом речь в законопроекте идет как о недвижимом имуществе, так и о «предметах внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметах, предназначенных для богослужебных и иных религиозных целей». То есть бесценных коллекциях икон, предметов культа и комплексов фресок, которых могут лишиться российские музеи.

Законопроект мгновенно вызвал острую дискуссию. Атмосфера накаляется до такой степени, что многие уже проводят параллель с событиями 1920−1930-х годов. Та же агрессивность и непримиримость, только вектор теперь направлен не в сторону Церкви, а в сторону музеев.

Храм Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце (нажмите, чтобы увеличить; фото: wikipedia.org)
Храм Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце (нажмите, чтобы увеличить; фото: wikipedia.org)

19 февраля сотрудники ведущих российских музеев обратились с открытым письмом к Дмитрию Медведеву. Они призвали президента не передавать религиозные памятники из музейных фондов Церкви, так как это «выведет их из контекста культурной жизни общества и может привести к их гибели». Письмо подписали 150 человек. Президенту предложили «открыто высказаться против необдуманной и сомнительной законодательной инициативы».

2 марта с открытым заявлением выступил директор Эрмитажа и академик РАН Михаил Пиотровский. Он заявил, что это «высочайшая, циничная несправедливость − искупать грехи государства за счет музеев и культуры». По его мнению, «музей – такая же святыня, как храм… Когда церкви у нас в стране по существу не было, знание о религии передавалось через музеи».

Вместе с тем уже на следующий день стало известно, что «церковный» раскол достиг самого Эрмитажа. Около 400 православных сотрудников без ведома администрации написали патриарху Кириллу письмо, в котором просили забрать из ведения музея храм Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце.

В этот же день, 3 марта, в «Независимой газете» было опубликовано еще одно письмо патриарху, в котором теперь уже крупнейшие деятели наук высказались так: «Мы относимся к памятникам христианской древности как к общенациональным святыням, от которых берет свои истоки великая русская культура… Эти памятники представляют собой хрупкие организмы, и за ними требуется постоянный уход, который возможно осуществлять только в режиме музейного хранения». Авторы письма надеются, что патриарх «своим авторитетом сможет остановить поспешные и непродуманные действия властей, которые могут привести к безвозвратной потере нашего национального достояния».

Икона Торопецкой Божьей Матери (нажмите, чтобы увеличить; фото: wikipedia.org)
Икона Торопецкой Божьей Матери (нажмите, чтобы увеличить; фото: wikipedia.org)

Наконец, 4 марта к Дмитрию Медведеву обратилась еще одна часть культурного сообщества, которая поддержала законопроект и попросила ускорить его принятие. В послании, опубликованном «Интерфаксом», в частности, сказано: «Мы полагаем, что вопрос сохранности памятников искусства… может быть успешно решен и в условиях нахождения этих раритетов в церковных стенах». Среди авторов этого письма много уважаемых людей, но нет ни одного человека, непосредственно работающего с памятниками материальной культуры. Авторы считают, например, что для защиты икон достаточно «благоговения, которое испытывает по отношению к любому иконописному образу…верующий человек».

В этот же день на встрече со студентами патриарх Московский и всея Руси Кирилл попытался направить дискуссию в мирные русла, сказав, что сохранять святыни, которые являются общим достоянием, необходимо совместными усилиями. «Сегодня многие пытаются вбить клин в отношения между культурой, искусством и Церковью вокруг темы возвращения святынь. Но мы сделаем все, чтобы не удалось вбить этот клин», - отметил предстоятель РПЦ.

В общем потоке сказанного с обеих сторон можно выделить несколько основных аргументов.

С точки зрения Церкви и православных граждан передача госимущества, во-первых, восстанавливает историческую справедливость и восполняет урон, нанесенный Русской православной церкви советской властью. Во-вторых, церковнослужители призывают учитывать не только художественную ценность произведений, но и их «сакральную» функцию. В частности, по словам главы пресс-службы Московского патриарха Владимира Вигилянского, «молитвенное общение верующего человека с иконой», для которого она, в общем-то, и создавалась. В-третьих, многие памятники хранятся в музейных запасниках, и у верующих нет возможности их видеть. К тому же музеи в большинстве своем берут входную плату, а вход в церкви, как известно, бесплатный.

Признавая эти аргументы, музейные работники опасаются двух вещей: недоступности шедевров для всех граждан в случае их передачи Церкви и сохранности памятников.

К сожалению, эти опасения оправданы: часто церковные служители и монастыри не способны обеспечить сохранность раритета не столько из-за отсутствия денег или условий, сколько из-за нехватки знаний и элементарного понимания хрупкости древних памятников.

Ближайший пример. В декабре 2009 года газеты трубили о фактически катастрофе, случившейся с уникальной Боголюбской иконой Божьей Матери XII века. До 1946 года эта икона находилась в Успенском соборе Владимира, но затем была передана во Владимирский музей, отреставрирована и помещена в соответствующие условия. В 1992 году икона, считающаяся в православном мире чудотворной, была вновь передана Церкви и оказалась в Успенском соборе Княгинина монастыря в том же Владимире. Реставраторы поместили икону в климатическую витрину, а также оборудовали собор четырьмя обогревателями для поддержания нужного микроклимата. Весной 2009 года монахини обратились во Владимиро-Суздальский музей-заповедник, сообщив, что с иконой происходит что-то не то. Музейщики были в шоке: оказалось, из четырех обогревателей все это время работали только два (а один монахини вообще продали), киот с иконой расположили рядом с крестильней (вокруг которой, разумеется, всегда много воды), белокаменный пол заменили на гранитный, не пропускающий влагу. Итог всего этого: редчайшая икона XII века поражена разрушающим грибком. И это далеко не единичный случай.

Музейщики подчеркивают, что древние иконы и другие предметы культа начали передавать в музеи задолго до советской власти − со второй половины XIX века. И это нормальная практика для многих стран по сей день. Например, для православной Греции, где все иконы до 1453 года принадлежат государству. По словам доктора искусствоведения Ирины Бусевой-Давыдовой, «никакому греческому патриарху в голову не придет просить о выдаче, хотя бы временной, иконы из музея Церкви».

Призывая Церковь не покушаться на памятники, музейщики предлагают ей альтернативу: строить новые храмы или приводить в порядок церкви, находящиеся в аварийном состоянии. А также приобретать иконы и утварь у антикваров и на аукционах, где они часто по качеству ничуть не хуже музейных экспонатов. На это можно использовать те 2 млрд рублей, которые государство пообещало выделить на восстановление передаваемых памятников.

В пятницу, 5 марта, на заседании Священного Синода в Петербурге с заявлением, которое противоречит конфликту в целом, выступил председатель синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда. Как передает «Интерфакс», Легойда заявил, что «в законопроекте не предусмотрен процесс передачи ценностей из музейных фондов в церковь». Однако, в чем же тогда его суть, не объяснил.

Любопытно, что сейчас в парижском Лувре для не знающей обо всех этих перипетиях публики проходит грандиозный выставочный проект «Святая Русь». Он включил в себя более 400 экспонатов, главную часть которых составляют церковная утварь и иконы из российских столичных и региональных музеев. Если законопроект о передаче религиозным организациям государственного имущества будет принят в том виде, в котором он существует на сегодняшний момент, то не факт, что эта выставка не станет последним громким воспоминанием о музейном фонде древнерусского искусства. Потому что в следующий раз может оказаться, что везти в Европу или Америку нам уже нечего.

Думается, эта дискуссия будет продолжаться, пока законопроект не обнародуют. А случится это, судя по всему, еще не скоро.