Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
1 ноября 2010, 11:30 • Культура

Мозг приложили

«Мегамозг»: Суперзлодей против быдла и Обамы

Мозг приложили
@ kinopoisk.ru

Tекст: Дмитрий Дабб

Можно на деньги спорить, что создатели «Мегамозга» вдохновлялись короткометражкой «Музыкальный блог Доктора Ужасного»: тот же злодей-победитель, тот же герой-павлин, та же неразборчивость толпы, та же любовь – непредсказуемая штука. Главное же сходство обнаруживается в трех «не» – не глупо, не скучно, не шедевр.

Если исходить из маркетинговой политики «два фильма на одном DVD», то лучшей парой к «Мегамозгу», безусловно, стал бы «Гадкий я», где суперзлодей тоже выведен главным персонажем и тоже встает на путь условного добра в силу личных обстоятельств.

#{image=453049}Впрочем, есть между этими мультами и принципиальное отличие: если история суперзлодея Грю делала акцент на «ня» (желтые клевреты миньоны) и «мимими» (девочки-сиротки), ввиду чего была типичным зрелищем для деток малых, то история Мегамозга больше подходит для их старших братьев, а также родителей. Это типичная продукция Dreamworks – сатирический капустник в духе «Шрека» и «Мадагаскара» (создатели, к слову, те же), высмеивающий шаблоны масс-культуры. В первую очередь – вселенную Супермена.

В городе Метросити день ото дня добро рутинно побеждает зло: первое олицетворяет похожий на Элвиса и озвученный Бредом Питтом супергерой Мачомен, второе – Мегамозг, лысый инопланетянин с модным ныне синюшным цветом кожи (см. «Аватар»). Оба стараются получить от процесса удовольствие, народ же ест попкорн и славит Мачомена (потому что должен же народ кого-то славить).

Но тут случается эталонное «внезапно»: в который уже раз Мегамозг похищает приближенную к Мачомену репортершу Роксану Ричи, и быть бы красотке привычно спасенной, однако злодейский план к полной неожиданности автора все-таки срабатывает. Супергерой нейтрализован, Метросити на коленях, Мегамозг закатывает праздник непослушания и глумится над идолом всех положительных – Бараком Обамой (постеры «Нет, вы не можете» прилагаются). Очень скоро злодей, впрочем, осознает, что без вечного поединка жизнь его скучна, и решит создать нового супергероя, а зря. Как говорила по другому поводу Сова Винни-Пуху, «я не посчиталась с расходом графита». То есть – с издержками.

Только очень далекий от комиксов человек не увидит в Метросити намека на суперменовский Метрополис, в Роксане Ричи – на суперменовскую подругу Лоис Лейн, в Мачомене – на самого Супермена (суперспособности у них полностью совпадают), да и извечного противника парня с Криптона – Лекса Лютора – обычно описывают двумя словами – «лысый» и «гениальный». Однако создатели «Мегамозга» претендуют на якобы оригинальную для жанра мысль: злодей без героя – не злодей, и мотив его не столько в злодействе, сколько в противостоянии с достойным противником.

«А Волга впадает в Каспийское море», ответят им в тон поклонники «бэтманианы».

Человек – летучая мышь, как известно, был создан в качестве Супермэна для более интеллектуально развитых детей и прописан в том же городе (Готэм – это Нью-Йорк ниже 14-й улицы ночью, а Метрополис – выше 14-й днем). Под стать рефлексирующему рукокрылому изобреталась и «галерея бестий», мало напоминающая довольно примитивных, зачастую банально алчущих власти противников Супермена. Как правило, основным их мотивом была одержимость не самой дурной идеей, доведенной до состояния абсурда (Ядовитый Плющ и Раш Аль-Гул символизировали экологов, которым трава у дома дороже его обитателей, Риддлер – интеллектуалов, недолюбливающих человечество за серость, Двуликий – неразборчивых в методах борцов с коррупцией, Пингвин – обитателей трущоб, мечтающих выйти в люди), но наиболее яркий и самый популярный негодяй Бэт-вселенной прямо заявил «я дерусь потому, что я дерусь» хотя и позже, чем Портос, но много раньше Мегамозга.

#{movie}Речь, понятно, о Джокере, который даже и у склонного к вольным трактовкам Нолана изрек: «Мне нужен Бэтмен, потому что с ним безумно весело». Таким образом, все крики о «свежей мысли в истории кинематографического противостояния добра и зла», обращенные к создателям «Мегамозга», не дорогого стоят. Их мультгерой все тот же Джокер – фрик, паяц, эгоцентрик, знающий толк в спецэффектах кунштюк, игрун, бросивший вызов Мистеру Совершенство. Просто он теперь ограничен в злодейском раже (ведь дети смотрят) и искусственно поставлен на путь исправления морали ради, кассовых сборов для. Что до статуса Мегамозга как «первой скрипки», он тоже, прямо скажем, не новшество: еще Тим Бартон пустил фамилию Николсона первой в титрах, а уж в «Темном рыцаре» Бэтмен вообще выглядел второстепенным персонажем.

Другой вопрос, что интересная мысль в «Мегамозге» все-таки присутствует. Не то чтобы свежая, но остросоциальная – режиссер и сценаристы зримо подняли проблему быдла. Быдло – это ведь не порода, не происхождение и не профессия, быдло – это уровень развития плюс самоуверенность плюс комплекс от своей ущербности (обычно неосознанной). Таковое быдло в данном мультфильме есть, зовут его Тетан (в оригинальной версии ник персонажа также содержит орфографическую ошибку – если уж быдлить, то до конца), и, обретя уверенность в своих силах, оно начинает чудить так, что даже и злодейскому уму Мегамозга приходится взяться за доброе и за вечное. Ибо он все-таки интеллигент, а быдлу только дай – догонит, отнимет, опохабит, снасильничает.

Быдла киношники-англосаксы опасались всегда. Одно время оно являлось им в образе революционных матросов, справляющих нужду в фарфоровые вазы Зимнего, потом вперед выступил классовый страх перед собственной деревенщиной, живущей по принципу свой-чужой, теперь быдло заняло себя чипсами да компьютерными играми, что, конечно, еще не шансон слушать, но и не Кафку читать.

Правда, маневр в области подобных тем в Голливуде традиционно ограничен политкорректностью (так, наибольшее развитие быдлотема получила в жанровом кино, с которого спрос невелик, в первую очередь, в ужастиках – начиная от киносериала про «Техасскую резню бензопилой», заканчивая британским «Райским озером»). Ведь если назвать лысого лысым, лысый обидится, после чего в дело вступит Общество защиты лысых и неловкому шутнику буквально плешь проест (исключение в свое время сделали только для душки Уиллиса – до него лысина в кино была, а слова такого не было).

Мультики – иное дело, тут все не взаправду, не всерьез: потому в «Мегамозге» и про лысых шутят, и с распоясавшимся быдлом борются на радость среднему классу. На оной борьбе в сочетании с лав-стори и образом Джокера-light «Мегамозг» и держится (плюс хороший саундтрек и качественная анимация, но с этим у крупнобюджетных мультиков всегда порядок был). Весьма достойно в целом держится. Для проекта, задуманного как бульон для острот – смысла любой комедии, в самый раз.

Стоит, однако, понимать, что восприятие комедий и тем более пародий дело субъективное. Кто-то скажет, что «все шутки хорошие были», кто-то смешных насчитает ровно две (лично я насчитал четыре). Как бы там ни было, в ряд объективных и самодостаточных шедевров 3D-мультипликации (вроде «ВАЛЛ-и», «Вверх» или «Как приручить дракона») «Мегамозг» нельзя поставить при всем желании, и красная его цена была обозначена выше – «два фильма на одном DVD». Мелкую дробь кучно сажай, среднего зверя ищи в стае такова логика и такова справедливость, за которую супергерои, в общем-то, и борются.

 

..............