Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

17 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
18 мая 2010, 16:15 • Культура

Шрэк уходит навсегда

«Шрэк 4»: Зелено, но не тоскливо

Шрэк уходит навсегда
@ kinopoisk.ru

Tекст: Мария Меринова

За десять лет существования на большом экране история о диком, но симпатичном Шрэке завоевала небывалую популярность во всем мире. Зеленокожий исполин стал знаменитостью рангом не ниже Тома Круза или Брюса Уиллиса. Но, видимо, максимум любви аудитории Шрэк выбрал. 20 мая в прокат выходит четвертая и заключительная часть франшизы о великане и его друзьях, которая подводит итоги и одновременно возвращает героев и зрителей к истокам – сказке об истинной любви.

В народе бытует мнение, что сиквел не может быть лучше оригинала, однако стоит поблагодарить «Dream Works Pictures» за попытку ответить на вопрос: есть ли жизнь после хэппи-энда? Оказывается, есть. Не то чтобы счастливая, и, возможно, даже не долгая. А как у всех. И в конечном итоге становится понятно, что Шрэк − обычный парень, хоть и зеленый, с ворохом обыденных проблем.

Чего стоит одно превращение Кота в сапогах в разнеженного толстяка. Представьте себе его прототип Антонио Бандераса не знойным мачо, а этаким гаргантюа

Поскольку в первой части нелюдимый, одинокий огр учится любить себя и окружающих, во второй понимает, что значит быть членом семьи, в третьей познает радости отцовства, то неудивительно и даже логично, что в четвертой, заключительной части он приходит к кризису среднего возраста.

Тот подкрадывается незаметно − за чередой похожих друг на друга дней. Хронический недосып – все-таки трое по лавкам; пеленки, подгузники, соски, игрушки; вечно засоряющаяся выгребная яма; друзья, вторгающиеся в дом шумным и бесцеремонным табором; экскурсии горожан, которым Шрэка демонстрируют как местную достопримечательность… После такого уже не рычится по-прежнему, по-огриному. Не понежиться вволю в ванне из болотной грязи, не выпить спокойно глаззини, не пошугать людей по старинке. И сами собой возникают неуместные и обидные вопросы: «А кем я стал?! Во что превратился?! И что было бы, не спаси я Фиону и не женись на ней, как всякий порядочный огр, много лет тому назад?» Взыграло ретивое, в общем.

Шанс повернуть время вспять и получить ответы на эти вопросы предоставляет Шрэку чертовски обаятельный, но, как водится, очень коварный персонаж. Имя ему Румпельштильтскин, сокращенно Румпель или Штильтскин. Лет от роду – практически двести (это герой сказок братьев Гримм, написанных еще в 1812 году). Род деятельности – магический, по совместительству жульнический. Довольно подписать с этим прохиндеем контракт – и проблем не оберешься до конца истории.

Сделка проста − день на день. Шрэк сможет на сутки снова стать прежним – свободным, беззаботным, старым добрым огром, а Румпель взамен изымет из его прошлого любой день на свое усмотрение. В итоге за возможность вволю нарычаться Шрэк платит непомерную цену. Он оказывается в альтернативной реальности, где нет ничего от прошлой жизни, более того, его самого в этой жизни тоже нет, ведь Румпель забрал ни много ни мало − день рождения Шрэка. А значит, в новой реальности никто не знает нашего героя, в том числе и старые друзья. Зато Штильтскин на коне, точнее на троне. Тиранит Тридевятое королевство, каждый день устраивает дискотеки с ведьмами и парики по случаю меняет: с утра – деловой, в обед – победный, к вечеру – рассерженный.

Понимая, что наломал дров, Шрэк берется за работу над ошибками. Есть только один день – по всем канонам приключенческих фильмов, в которых нужно спасать мир, женщину, дипломат с деньгами (нужное подчеркнуть). Шанс на спасение – традиционный и уже не единожды выручавший Шрэка и Фиону поцелуй истинной любви. И есть друзья, которых нужно заново завоевать и без которых даже в этой реальности обойтись ну никак нельзя.

По признанию творческой команды «Шрэка навсегда», самым сложным было создание новых образов старых героев. По сути они должны были остаться такими, какими их запомнил и полюбил зритель, но внешне разительно отличаться от двойников из старой реальности. Чего стоит одно превращение Кота в сапогах в разнеженного и ленивого толстяка! Представьте себе его прототип Антонио Бандераса не знойным мачо, а этаким гаргантюа – эффект будет тот же.

И пусть кто-то скажет со скепсисом: опять, мол, выезжают на одних и тех же фишках – коронный номер того же самого Кота (огромные жалостливые глаза) присутствует и в этой части истории. Но чем плохо возвращение к привычному, но полюбившемуся старому? А ведь по сути весь фильм об этом: пока рядом с нами это любимое, но привычное – не ценим, а потеряв, как в пословице, слезы льем. Думается, и «Шрэк» без этих «очей прекрасных», без изрядно поистрепавшегося, но по-прежнему неугомонного болтуна-Осла, без юмора, местами грубоватого, но способного вызвать смех и у взрослых, и у детей, был бы уже не «Шрэком».

Ну и еще одним бесспорным плюсом, а также данью моде, является формат 3D, в котором представлена анимационная комедия. Так что если четвертая часть сказки о Шрэке и вправду заключительная, то ее можно смело назвать хорошим финальным аккордом всей истории. Начали за здравие… За здравие и закончили.

..............