Игорь Караулов Игорь Караулов Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

23 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

16 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

11 комментариев
27 июня 2008, 08:50 • Культура

«Муха» слетала в Шанхай

«Муха» слетала в Шанхай
@ cinemahome.ru

Tекст: Алёна Чистикова

Картина Владимира Котта «Муха» стала первым российским фильмом, победившим на кинофестивале в Шанхае. Жюри во главе с Вонгом Кар-Ваем удостоило полнометражный дебют режиссера награды «За лучший фильм», а молодую актрису Александру Тюфтей - специального упоминания.

Сюжет «Мухи» прост. Дальнобойщик Федор (Алексей Кравченко), человек одинокий и никому ничем не обязанный, получает телеграмму. Незнакомая женщина пишет ему, что любит и просит срочно приехать.

Муха» категорически выбивается своей как будто нарочитой немодностью, граничащей с бесстрашием

Федор отправляется в провинциальный городок, слегка нервничая оттого, что женщины не помнит, а в фуре у него – скоропортящийся товар. На месте выясняется, что отправительница умерла, оставив Федору дочь Веру, она же Муха (Александра Тюфтей).

Трудный подросток с огромным счетом к миру встречает новоявленного отца в штыки. Вместо того, чтобы сбежать от такого наследства, Федор остается в мрачном городе-призраке, где школьники дерутся стенка на стенку с ПТУ- шниками, женщины смотрят на мужчин голодными глазами, а лучшая работа – откачивать дерьмо.

По общим признакам фильм мог бы оказаться лобовой мелодрамой в провинциальных декорациях, однако Котту удалось вывести историю на уровень притчи. Город, куда попадает герой Кравченко, - проекция его внутреннего тупика. Человек устал от бесконечной дороги, недоволен собой, хочет остановиться. Но остановка тоже оказывается ловушкой, а не готовым решением.

«Для меня главная тема фильма связана с современным поколением тех, кому за 30. Это инфантильное поколение людей, у которых нет чувства ответственности, и моя история о том, как человек, который чувствует себя свободным, на самом деле несвободен, » говорит о своем фильме Владимир Котт.

Взлет «Мухи» пришелся на урожайный год для молодых российских кинематографистов. «Шультес» Бакура Бакурадзе и «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики попали во внеконкурсные программы Каннского кинофестиваля. На Кинотавре состоялась премьера первого фильма Игоря Волошина «Нирвана» и второй после «Питер-ФМ» картины Оксаны Бычковой – «Плюс один», обе работы были отмечены жюри. На Московском кинофестивале только что с успехом прошел первый показ нового фильма Кати Шагаловой «Однажды в провинции».

Фильм Котта, однако, лишь хронологически совпал с этой волной. «Муха» категорически выбивается своей как будто нарочитой немодностью, граничащей с бесстрашием. Режиссер не побоялся взять на главную роль Алексея Кравченко, актера, застрявшего на ролях спецназовцев с мощными бицепсами и стальным взором - и сделать из него самопародию, супергероя, который ездит на говнососке. Не побоялся сказать: «счастье – это когда тебе скрывать нечего, когда приходишь домой, а родители ждут и не начинают без тебя, а на столе щи и твои любимые макароны по-флотски».

Столичная критика отреагировала примерно так же, как собеседник героини, адресат проникновенного пассажа про макароны. Юный боксер ничего не понял и хмыкнул: «Жрать захотелось…» Ж.юри 11-го Шанхайского кинофестиваля под руководством Кар-Вая, в которое вошли, в частности, продюсер Вима Вендерса Ульрих Фелснер и датский режиссер Билле Аугуст («Снежное чувство Смиллы», «Прощай, Бафана») сочло «Муху» достойной приза за лучший фильм.

Все, что вменили в вину режиссеру на родине – призыв к вечным ценностям и «нормальности», конкретику провинциального быта, грубоватый юмор, говно и макароны по-флотски, то, чему не поверили и что расценили как намеренную попытку быть ближе к народу – было зачтено в плюс.

Начало фестивальной судьбы картины закладывает вполне определенный вектор: за фестивалем в Ханты-Мансийске, где «Муха» получила третий приз, последовал Шанхай. А один из лучших показов фильма, по свидетельству режиссера, состоялся на фестивале памяти Андрея Тарковского «Зеркало» - в городе Шуя Ивановской области.

Зал был забит солдатами-срочниками. Они смеялись, замирали, хлопали сцене, в которой измученная ожиданием сына из Чечни почтальонша (Ольга Лапшина) рвет повестки в армию. Между тем, семиклассники одной из лучших московских школ, которым фильм показали еще до премьеры, спросили у режиссера, когда происходит действие – «Ведь война уже кончилась».

Фильм московского режиссера нашел благодарного зрителя далеко за пределами Садового кольца, а признание киносообщества – за пределами Центральной России.

..............