Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

0 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

35 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
27 июня 2008, 08:50 • Культура

«Муха» слетала в Шанхай

«Муха» слетала в Шанхай
@ cinemahome.ru

Tекст: Алёна Чистикова

Картина Владимира Котта «Муха» стала первым российским фильмом, победившим на кинофестивале в Шанхае. Жюри во главе с Вонгом Кар-Ваем удостоило полнометражный дебют режиссера награды «За лучший фильм», а молодую актрису Александру Тюфтей - специального упоминания.

Сюжет «Мухи» прост. Дальнобойщик Федор (Алексей Кравченко), человек одинокий и никому ничем не обязанный, получает телеграмму. Незнакомая женщина пишет ему, что любит и просит срочно приехать.

Муха» категорически выбивается своей как будто нарочитой немодностью, граничащей с бесстрашием

Федор отправляется в провинциальный городок, слегка нервничая оттого, что женщины не помнит, а в фуре у него – скоропортящийся товар. На месте выясняется, что отправительница умерла, оставив Федору дочь Веру, она же Муха (Александра Тюфтей).

Трудный подросток с огромным счетом к миру встречает новоявленного отца в штыки. Вместо того, чтобы сбежать от такого наследства, Федор остается в мрачном городе-призраке, где школьники дерутся стенка на стенку с ПТУ- шниками, женщины смотрят на мужчин голодными глазами, а лучшая работа – откачивать дерьмо.

По общим признакам фильм мог бы оказаться лобовой мелодрамой в провинциальных декорациях, однако Котту удалось вывести историю на уровень притчи. Город, куда попадает герой Кравченко, - проекция его внутреннего тупика. Человек устал от бесконечной дороги, недоволен собой, хочет остановиться. Но остановка тоже оказывается ловушкой, а не готовым решением.

«Для меня главная тема фильма связана с современным поколением тех, кому за 30. Это инфантильное поколение людей, у которых нет чувства ответственности, и моя история о том, как человек, который чувствует себя свободным, на самом деле несвободен, » говорит о своем фильме Владимир Котт.

Взлет «Мухи» пришелся на урожайный год для молодых российских кинематографистов. «Шультес» Бакура Бакурадзе и «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики попали во внеконкурсные программы Каннского кинофестиваля. На Кинотавре состоялась премьера первого фильма Игоря Волошина «Нирвана» и второй после «Питер-ФМ» картины Оксаны Бычковой – «Плюс один», обе работы были отмечены жюри. На Московском кинофестивале только что с успехом прошел первый показ нового фильма Кати Шагаловой «Однажды в провинции».

Фильм Котта, однако, лишь хронологически совпал с этой волной. «Муха» категорически выбивается своей как будто нарочитой немодностью, граничащей с бесстрашием. Режиссер не побоялся взять на главную роль Алексея Кравченко, актера, застрявшего на ролях спецназовцев с мощными бицепсами и стальным взором - и сделать из него самопародию, супергероя, который ездит на говнососке. Не побоялся сказать: «счастье – это когда тебе скрывать нечего, когда приходишь домой, а родители ждут и не начинают без тебя, а на столе щи и твои любимые макароны по-флотски».

Столичная критика отреагировала примерно так же, как собеседник героини, адресат проникновенного пассажа про макароны. Юный боксер ничего не понял и хмыкнул: «Жрать захотелось…» Ж.юри 11-го Шанхайского кинофестиваля под руководством Кар-Вая, в которое вошли, в частности, продюсер Вима Вендерса Ульрих Фелснер и датский режиссер Билле Аугуст («Снежное чувство Смиллы», «Прощай, Бафана») сочло «Муху» достойной приза за лучший фильм.

Все, что вменили в вину режиссеру на родине – призыв к вечным ценностям и «нормальности», конкретику провинциального быта, грубоватый юмор, говно и макароны по-флотски, то, чему не поверили и что расценили как намеренную попытку быть ближе к народу – было зачтено в плюс.

Начало фестивальной судьбы картины закладывает вполне определенный вектор: за фестивалем в Ханты-Мансийске, где «Муха» получила третий приз, последовал Шанхай. А один из лучших показов фильма, по свидетельству режиссера, состоялся на фестивале памяти Андрея Тарковского «Зеркало» - в городе Шуя Ивановской области.

Зал был забит солдатами-срочниками. Они смеялись, замирали, хлопали сцене, в которой измученная ожиданием сына из Чечни почтальонша (Ольга Лапшина) рвет повестки в армию. Между тем, семиклассники одной из лучших московских школ, которым фильм показали еще до премьеры, спросили у режиссера, когда происходит действие – «Ведь война уже кончилась».

Фильм московского режиссера нашел благодарного зрителя далеко за пределами Садового кольца, а признание киносообщества – за пределами Центральной России.