Владимир Можегов Владимир Можегов Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

2 комментария
Тимур Шерзад Тимур Шерзад Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

9 комментариев
Андрей Новиков-Ланской Андрей Новиков-Ланской Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

16 комментариев
21 ноября 2008, 21:17 • Культура

Guns N’Roses построили демократию

Guns N’Roses построили демократию
@ realone.com

Tекст: Денис Шлянцев

Группа Guns N’Roses 23 ноября выпускает свой шестой альбом с интригующим названием «Китайская демократия». Напомним, что с момента записи предыдущей пластинки – «The Spaghetti Incident?» – прошло 15 лет. Одновременно с ним в свет выходит новый альбом тяжеловеса американского хип-хопа Канье Уэста. «Убийцы» из Лас-Вегаса сочинили пластинку для антикризисных вечеринок, а новый проект «СБПЧ Оркестр» порадовал всех любителей «музыки не для всех».

Guns N' Roses – «Chinese Democracy»
У многострадального альбома «Chinese Democracy» долгая история: записывать этот материал начали еще, страшно сказать, в 1994 году. Как раз в это время у Акселя Роуза случился приступ мании величия, и он начал устанавливать в группе жесткий тоталитарный режим.

В кампанию включился Аксель Роуз, который пообещал по-братски поделиться своей баночкой с Бакетхэдом

Первым (в 1996 году) ушел гитарист Слэш, вторая по харизме фигура в коллективе, затем ударник и басист. Набрав новых музыкантов из коллективов вроде Nine Inch Nails и Replacements, Аксель засел в студии. И было из-за чего – их тогдашний лейбл Geffen простимулировал музыкантов материально (1 миллион долларов), пообещав выдать столько же, если новый диск будет готов к 1 марта 1999 года. Состав между тем продолжало лихорадить; стоит ли говорить, что обещанного миллиона Аксель так и не увидел.

В 2000 году Роуз пригласил в группу авангардного гитариста Бакетхэда, имеющего привычку выступать с корзиной для мусора на голове. 1 января 2001 года группа отыграла свой первый за семь лет концерт и надолго исчезла. Вынырнув из, так сказать, пучины забвения в конце 2006 года, Аксель опубликовал на сайте группы открытое письмо, в котором клятвенно заверил присутствующих, что выпустит новый альбом в марте 2007 года. И – обманул, причем не в первый раз. К тому времени затраты на выпуск «несуществующего» диска подбирались к невиданной ранее отметке – 13 миллионов долларов.

Курьез достиг пика, когда к возмущенным продюсерам и фанатам присоединилась компания Dr. Pepper, которая официально заявила, что если Guns N’Roses таки сподобятся выпустить диск в 2008 году, то компания бесплатно выдаст каждому американцу (кроме Слэша и Бакетхэда, так как у них нет американского гражданства, понаехали тут) по баночке напитка. В кампанию включился Аксель Роуз, который пообещал по-братски поделиться своей баночкой с Бакетхэдом. Смех смехом, но теперь Dr. Pepper, видимо, кусает локти, ведь диск появляется буквально на этих выходных.

Стоило ли ожидание того? Ответ, безусловно, положительный. Эта взрывоопасная смесь хард-роковых риффов и патентованного вокала Акселя не берет пленных и молниеносно транспортирует слушателя во времена расцвета группы – в начало 90-х годов, к моменту выхода двойного «Use Your Illusion». Для кого-то ностальгия станет решающим фактором для покупки, но даже если отвлечься от этого немаловажного фактора, то стоит признать, что Аксель Роуз находится в превосходной форме и способен своими гимнами, как нельзя больше подходящими для стадиона, «рвать ткань» и «взрывать мир».

The Killers – «Day and Age»
На своей четвертой пластинке The Killers – намеренно или бессознательно – напоминают Duran Duran больше, чем сами Duran Duran. Кроме этого, они копируют приемы Дэвида Боуи, U2, New Order и Брайана Ферри, оставаясь при этом теми самыми «Убийцами», которых помнят по «Somebody Told Me» и «Smile Like You Mean It». Продюсером этой записи выступил известный ретроград Стюарт Прайс (на его счету проекты Les Rhythmes Digitales и Zoot Woman, кроме этого, он продюсировал альбом Мадонны «Confessions on a Dance Floor»). Именно от него на альбоме тоска по сверкающим дискотекам 80-х годов, безумным прическам и разноцветным лосинам. Однако это не бездумная выхолощенная запись для танцулек, в главном хите этого альбома «Dancer» вокалист Брендон Флауэрс размышляет над тем, кто мы – «люди или танцоры», причем эту мысль вложил в его голову не кто иной, как покойный Хантер С. Томпсон, однажды написавший, что в Америке выросло целое поколение танцоров.

Как ни парадоксально, это и есть самый танцевальный номер со всего диска, так что слушателям придется разрешить эту дилемму – танцевать или не танцевать – самостоятельно.

СБПЧ Оркестр – «СБПЧ Оркестр»
Новая пластинка Кирилла Иванова и примкнувших к нему коллабораторов (Стас Барецкий, «Новые праздники», 2H Company, Ларик Сурапов, «Общежитие», Klever, Verba, Meldis) внушительно называется «СБПЧ Оркестр». Под этим же именем «Самое Большое Простое Число» 20 ноября презентовало пластинку на концерте в клубе «Икра». Отличия от дебютной пластинки Иванова, записанной вместе с электронным дуэтом «Елочные игрушки», налицо: туманную эмбиентную подложку заменили живые импровизации, тексты ужесточились, а присутствие «оркестра» ощущается физически.

Как говорят его участники, «настоящий, полновесный хип-хоп, сыгранный на акустической гитаре, жалейках, дудочках и пианино». В этом проекте все в диковинку: инструменты, аранжировки, а необычнее всего подход.

Все участники проекта «нашлись» самостоятельно, во время концертов, после выступлений – оркестр сформирован из единомышленников, понимающих и чувствующих друг друга. И это единение душ, так редко случающееся на концертах и еще реже в записи, каким-то волшебным образом удалось запечатлеть – бережно и с чувством. Действительно штучная работа – раритет в оккупированном дешевыми понтами жанре.

Kanye West – «808s and Heartbreak»
Один из самых влиятельных хип-хоп артистов Америки Канье Уэст выпускает свою четвертую пластинку под названием «808s & Heartbreak». В своих многочисленных интервью Уэст характеризует себя как поп-музыканта и сразу же становится в защитную стойку: «Да, люди говорят, что поп-музыка – это отстой. Но Майкл Джексон – тоже поп-музыка, и кто может сравниться с ним?».

Изначально журнал Billboard утверждал, что пластинка будет называться «A Good Ass Job», но, видимо, затем Канье передумал. Неловко как-то, знаете ли, выпускать песню-посвящение умершей матери на пластинке с таким названием. А тут еще и разрыв сердечных отношений с девушкой Алексис Файфер случился. С «разбитым сердцем» на обложке и в названии все ясно, а 808 обозначает классическую для хип-хопа драм-машину Roland TR-808, задействованную здесь во всех треках.

Впрочем, ставить этот диск в раздел «Хип-хоп» не рекомендуется. Здесь Канье всласть играется в поп-певца при помощи примочки Auto-Tune (такой хитрый прибор, позволяющий в реальном времени исправлять ошибки, «подтягивать» не очень хорошо владеющего голосом певца).

На «808s & Heartbreak» можно найти все что угодно: детройтское техно, электро, восьмидесятнические баллады и сладкий R’n’B – и все высочайшего качества. И, как бы цинично это ни звучало, кажется, именно одиночество – идеальная муза Уэста.

..............