Взгляд
6 октября, четверг  |  Последнее обновление — 21:04  |  vz.ru
Разделы

Почему Украина позволяет себе хамить папе Римскому

Александр Чаусов
Александр Чаусов, кандидат исторических наук, публицист
В очередной раз после призывов к мирному урегулированию конфликта на Украине со стороны папы Римского украинские политики и политизированные граждане высказали свою резкую критику в адрес римского первосвященника. Подробности...

Цифровизацию армии стоит начать с военкоматов

Владислав Исаев
Владислав Исаев, политолог
Мобилизация при задействовании уже массово применяемых IT-технологий и тех данных, которые уже собраны и активно используются, могла бы выглядеть настолько фантастически эффективной, что спустя всего сутки-двое все уже были бы на боевых постах и снабжены всем необходимым. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Пора отказаться от двойного послания обществу

Дмитрий Орехов
Дмитрий Орехов, писатель
Мы все время ругаем Запад. Но у Запада есть одно преимущество – там никакой шизофрении нет. Паранойя есть, а шизофрении нет. Провозгласив нас врагами, там готовы зачистить все, связанное с Россией. Подробности...
Обсуждение: 30 комментариев

Россиянка Анна Кикина отправилась к МКС на корабле Crew Dragon

В среду россиянка Анна Кикина в составе интернационального экипажа отправилась к Международной космической станции (МКС) на американском корабле Crew Dragon. Пуск произошел с космодрома на мысе Канаверал. Это второй полет в рамках соглашения Роскосмоса и НАСА
Подробности...

Оба газопровода «Северный поток» выведены из строя

На газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2» обнаружены три утечки газа. Европейские чиновники считают диверсию одной из наиболее вероятных причин повреждения. В Швеции сообщили о двух мощных взрывах в районах ЧП
Подробности...

В школе № 88 Ижевска неонацист застрелил 13 человек

Утром в понедельник злоумышленник устроил стрельбу в школе № 88 в Ижевске, после чего покончил с собой. По данным СК, мужчина был одет в черную майку с нацистской символикой и балаклаву. По последним данным, погибли 13 человек, среди которых семь детей
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...
19:30
собственная новость

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Зеленский призвал НАТО нанести «превентивный» ядерный удар по России

    Главная тема


    Германия и Польша доводят своих граждан до настоящего голода

    антироссийские санкции


    Медведев: Врагов надо заставить просить о пощаде в проигранном экономическом сражении

    чрезвычайное происшествие


    Швеция по итогам расследования заявила о «вопиющей диверсии» на «Северных потоках»

    «Не было на съемках»


    Заслуженного тренера СССР по фигурному катанию Татьяну Тарасову госпитализировали

    Видео

    конфликт с Западом


    В ряду союзников России есть два ослабевших звена

    сокращение добычи


    США проиграли нефтяную схватку с арабами и Россией

    спецоперация на украине


    Чем Россия может ответить на украинские «бронетачанки»

    ядерная энергетика


    Как Евросоюз может спастись от энергетической катастрофы

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    будущее мира


    Сергей Худиев: Завоюют ли глобалисты Сербию

    придется бороться


    Михаил Диунов: Как Россия заставляла другие страны признавать свои новые границы

    искусственное цунами


    Владимир Прохватилов: Американцев пугает придуманное при Хрущеве оружие

    на ваш взгляд


    Когда вы ожидаете завершения специальной военной операции на Украине?

    Чужая земля

    Актрисы Наталья Курдюбова в роли Хариты Огудаловой и Полина Агуреева в роли Ларисы Огудаловой
       25 января 2008, 10:10
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Алиса Никольская

    У «Мастерской Фоменко» двойная премьера: новый спектакль и новая площадка. Строительство и отделка здания для театра успешно завершились к новогодним праздникам, а в первых числах января сюда уже вошли первые зрители. Дабы увидеть премьеру: Петр Фоменко выпустил еще несколько лет назад заявленную «Бесприданницу».

    Атмосфера свежепостроенного театра и родившегося спектакля неуловимым образом совпала.

    Замок горного короля

    Фоменко поставил Островского как Чехова. Отстраненно, сухо, больно. Предельно аскетично. Красиво. Но еще больше – страшно…

    Новый дом «Мастерской» не придется искать специально: он аккурат напротив старого. Стеклянные двери, белая полукруглая крыша.

    Со стороны входа театр выглядит как обычное невысокое строение. Только попав внутрь, понимаешь, что все основные помещения – не на одной плоскости, а выстроены лестницей вниз, поскольку здание существует как часть берега реки.

    Уютное фойе со светлыми стенами и деревянными перилами. Огромные окна, открывающие вид на здания комплекса «Москва-Сити». В темноте это выглядит особенно эффектно.

    Единственное неудобство – маленький тесный гардероб. Странное несоответствие: зрительный зал предполагает большое количество публики, и, судя по любви к этому театру, пустот здесь не будет. А в гардеробе помещается совсем немного.

    В «Мастерской» теперь два зала. Один – малый – еще не функционирует. Другой – большой – удобный, в неброских серых тонах. Видно отовсюду хорошо.

    На сегодняшний день на новую площадку перенесено несколько текущих спектаклей. В том числе «Волки и овцы», «Три сестры», «Дом, где разбиваются сердца». Однако большая часть репертуара по-прежнему играется в старом здании.

    Пропала жизнь

    Нынешняя «Бесприданница» – довольно необычная работа и для театра, и для режиссера. Фоменко поставил Островского как Чехова. Отстраненно, сухо, больно. Предельно аскетично. Красиво. Но еще больше – страшно. Веет от спектакля чем-то горьким, безнадежным. Обманутыми иллюзиями, разочарованием в мире.

    Пожалуй, главное открытие в этой истории – отсутствие любви. Мы привыкли воспринимать «Бесприданницу» как любовную драму. И у автора, скорее всего, этот мотив был одним из основных. Фоменко же всё делает наоборот. Там, где плюс, он ставит минус.

    Здесь не любит никто и никого. И все от этого страдают. Но – нет душевных сил. Выхолощены, усталы, почти мертвы. Не знают, как любить. Не понимают природы этого чувства. И пугаются, потому что без любви, а точнее без любящего и любимого человека рядом, – дико. Одиночество как приговор.

    Правда, стадии этой выхолощенности у всех разные.

    У «заезжего барина» Паратова – предельная, финальная. Его жизнь давно не имеет смысла. Глаза остановившиеся, никого не видят. Позади у него – бесконечные кутежи, которые давно не веселы, впереди – скучная женитьба по расчету. Ничего не было и ничего не будет. Кризис среднего возраста, со временем переходящий в медленное угасание.

    А вот в видимом сопернике его, Карандышеве, еще теплится что-то живое. И душа дрожит, и тело реагирует. Как смущается он, когда Лариса садится к нему на колени, берет за руку, тормошит.

    Пытается оставаться «человеком в футляре», сдержанным, замкнутым, непробиваемым. Ан не выходит – от женских прикосновений спасу нет. И чувство, не успев зародиться, превращается в манию: на всё наплевать, лишь бы удержать ее.

    С Ларисой ситуация интереснее всего. Не стал режиссер лепить из героини роковую красавицу с изысканными манерами. Сделал странную, несдержанную, отчаянную.

    Пережив однажды ужасный душевный слом, она больше не восстановится. Поначалу даже странно смотреть на нее: движения размашистые, платье простенькое, волосы растрепанные. Не женщина, а почти пацанка. Диковатая, шалая.

    Но потом легко оправдываешь: ведь когда женщина не ждет ничего от жизни, ей все равно, как она выглядит и какое впечатление производит. И любить она уже не может. Рада бы, да сил нет. Вдруг фокусируешься на ее выкрике: «Я ослепла, все чувства потеряла!»

    И какая теперь разница – Карандышев, Паратов или кто другой. Все равно впереди черная бездна. Здесь приходишь к еще одному открытию: кто сказал, что один из них должен непременно быть лучше другого? Их уравнивание выглядит закономерным. Они соперничают из принципа, а не за выигрыш. Ибо каждый видит в другом – свое отражение.

    Группа крови

    Петр Фоменко
    Петр Фоменко

    «Бесприданница» делалась Петром Фоменко специально на его второй «звездный» выпуск, пришедший в театр, когда первачи уже были популярны. И очень любопытно обнаруживать, насколько разная кровь у этих двух команд.

    Когда Фоменко выпускал «Трех сестер» на старшую группу артистов, налицо была та пресловутая легкость, романтичность, возвышенность, за которую полюбили «Мастерскую» зрители. «Бесприданница» совсем иное зрелище. Обнаруживающая жесткость, трагизм, боль.

    Хороших работ в спектакле много. Другое дело, что смотрятся они непривычно для тех, кто ждет от этого театра актерских «кружев». В «Бесприданнице» иные краски: резкие линии, холодные металлические оттенки. К тому же «вторые фоменки» точнее чувствуют сегодняшний день. И на сцене получается «про сегодня».

    Карандышева играет Евгений Цыганов, Паратова – Илья Любимов, Ларису – Полина Агуреева. Все трое смотрятся по-новому, где-то ломая, а где-то дополняя восприятие себя.

    Красавец Цыганов очень точно, скупо и емко воплощает человека сердитого, расстроенного, закомплексованного – и при этом молодого, еще верящего в то, что жизнь может наладиться. Хотя вера эта слабее и слабее.

    Он ошибся во всем: родился не в том городе, выбрал не ту женщину. Хочет, чтоб все было красиво, а получается нелепо. Даже финальный выстрел в Ларису какой-то дурацкий, трусливый – в спину.

    Паратов Ильи Любимова – вовсе не коварный обольститель. И не идеал мужчины. Просто – мужчина. Сродни сегодняшним молодым бизнесменам, которые то получают все, то всё теряют.

    Ему скучно и затрачиваться не хочется, ибо – нечем. Резвится, куражится, а взгляд стеклянный, руки безвольные. Какая уж тут любовь. Не Паратов, а чеховский Иванов – «мне до этого порога лень дойти».

    Необычна в этом раскладе и Лариса. Решающим для образа стало сочетание в актрисе ангельской внешности и первобытного, бешеного женского огня. С героиней так же – внутри горит, а пожар затушить нечем, вот и выгорает до пепла. Погибельная – и погибшая.

    Как Бланш Дюбуа в «Трамвае «Желание»: зависит от доброты первого встречного. Только вот Бланш еще была способна на чувства. Лариса чувствовать не в состоянии. Возможно, излечилась бы, окажись рядом по-настоящему любящий. А так – кто вылечит, если все вокруг такие же.

    И гибель ее вызывает не печаль даже, а вздох: ну вот, одна отмучилась. А другим – еще оставаться здесь. Вроде бы и просто финал сделан – а накрывает тяжкой волной. Ибо нет облегчения. Ни на этом свете, ни на том.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •