Взгляд
31 января, вторник  |  Последнее обновление — 12:49  |  vz.ru
Разделы

Как стал возможен Освенцим

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Немцы не были диким, отсталым племенем – они были одним из самых высокоразвитых народов на Земле. Поэтому национал-социализм и Холокост остаются такой мучительной загадкой – как до этого дошло? Подробности...

Как вели себя в плену фашистские генералы

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
Преданность военной корпорации оказалась для Паулюса важнее преданности Гитлеру. Он пошел на сотрудничество с НКВД и вступил в антифашистский союз, активно занявшись агитацией. Подробности...

Германия балансирует на грани войны и переговоров

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Анналена Бербок заявила, что Германия и остальная Европа ведут против России войну. И тем самым чуть не испортила тонкую дипломатическую игру Олафа Шольца. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Какие танки Запад может отправить Украине

На этой неделе Германия и США пообещали Украине поставить свои главные тяжелые танки – Leopard 2A5s и M1A2 Abrams. Ранее о поставке своих тяжелых танков Challenger 2 объявила Великобритания. К вооружению Киева подключатся и другие страны Европы, на вооружении которых тоже есть «Леопарды» и «Абрамсы». Что представляют из себя эти машины
Подробности...

Россияне окунулись в прорубь на Крещение

Крещение Господне – один из главный праздников христиан. В 2023 году в Москве для желающих окунуться было оборудовано 46 площадок. На каждой из них оборудовали майны, пункты обогрева и теплые раздевалки. Безопасность граждан обеспечивали медперсонал и сотрудники пожарно-спасательного гарнизона
Подробности...
12:42
собственная новость

В Госдуме подвели итоги реализации нацпроектов в 2022 году

Нацпроекты показали свою гибкость и востребованность в условиях возникших перед Россией вызовов. За счет чего была оказана необходимая поддержка гражданам, отраслям экономики, а также новым регионам России. Об этом газете ВЗГЛЯД рассказал депутат Госдумы Олег Матвейчев, комментируя итоги реализации национальных проектов в 2022 году.
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Российские военные предотвратили прорыв спецназа ВСУ в Запорожской области

    Главная тема


    Чем закончится схватка угольщиков и нефтяников за БАМ и Транссиб

    атака на Исфахан


    Названы возможные варианты ответа Ирана на агрессивную риторику Киева

    «ненападение на Россию»


    В России оценили условие Макфола Зеленскому для поставок вооружений Украине

    две задачи


    Юшков объяснил логику ответа России на потолок цен на нефть

    Видео

    поставки вооружений


    Франция хочет отдать Украине летающее старье

    российские законы


    Херсонщина запустила финальный этап интеграции в Россию

    история войны


    Поражение США во Вьетнаме имеет отношение к Украине

    «Обещает золотые горы»


    Что стоит за словами Трампа о достижении мира за сутки

    Урановые боеприпасы


    Западные танки несут ядерную угрозу Украине

    нити управления


    Сергей Миркин: Украина расшатывает Америку

    наши люди


    Виталий Трофимов-Трофимов: Уехали не только предатели

    часть ядра


    Вадим Трухачёв: Швеция продавит Турцию по вопросу членства в НАТО

    на ваш взгляд


    Хотели бы вы сменить профессию?

    Тайна, доступная вам

    Оперный певец Франсуа Ле Ру (Голо) и оперная певица Софи Марен-Дегор (Мелизанда) в опере Клода Дебюсси
       17 июля 2007, 19:03
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Алиса Никольская

    Смотреть фильмы и спектакли про внеземные материи любят все. Да только вот умельцев, производящих качественный продукт на основе столь эфемерного первоисточника, найдется немного.

    Пьес подобных в мировой драматургии хватает, а ставятся они до обидного редко. В Москве в том числе. Но прорывы иногда случаются. Вот под занавес сезона у нас появились одновременно два спектакля по Морису Метерлинку, автору многослойному, запутанному, но при этом необычайно красивому.

    В этой истории много слоев и смыслов, но суть ее несложна: надо бережнее обращаться со своей мечтой. Иначе ее можно уничтожить в битве за обладание

    В его пьесах действуют колдуны и принцессы, ожившие предметы и неземные субстанции. Как всякого символиста, Метерлинка занимали двойственность человека и мира, обратные стороны любой мысли или движения. И истории его вдруг зазвучали современно и значимо.

    Видимо, пришло время.

    Таинственный лес

    Свой премьерный сезон Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко завершил совместным проектом с Чеховским фестивалем – оперой Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» по либретто Метерлинка.

    В столицу прибыл один из основных европейских режиссеров среднего поколения Оливье Пи со своей творческой командой. И сочинил стильный и гармоничный спектакль, одновременно серьезный и невесомо прозрачный.

    В метерлинковском либретто, легшем в основу оперы, взаимодействуют реальные и волшебные существа. Внук короля Голо, встретив в лесу необычную девушку Мелизанду, недолго думая, женится на ней и привозит в родовой замок. Где та влюбляется в его младшего брата Пеллеаса, который отвечает ей взаимностью.

    Но девушка слишком хрупка для земных чувств, и любовь раздирает ее на части. А братья, сражаясь друг с другом, до последнего не замечают, что объект не вынесет их схватки. Однако лишь на первый взгляд все так просто. Может быть, таинственная девушка вовсе не была волшебной. Просто стала своеобразным испытанием на прочность для двух мужчин. Не сумевших совладать со своим эгоизмом.

    Французские гости потрудились на «отлично». Под руководством дирижера Марка Минковски оркестр театра совладал с довольно специфичной музыкой. Дебюсси звучит как надо: нежно, акварельно, атмосферно, с деликатно подчеркнутыми нюансами.

    Художник Пьер-Андре Вейц возвел на сцене сумрачную конструкцию из переплетенных металлических пластин, трансформирующуюся то в дворцовые покои, то в скалистый берег моря, то в ночной сад. А вокруг печально мерцают серебристые трубочки – лесной мир красавицы Мелизанды, ненавязчивое напоминание, что природа сильна, но разрушить ее легко.

    Основные партии в спектакле поют приглашенные солисты. Они идеально соответствуют своим ролям, а потому смотреть на них – одно удовольствие. Хрупкая Софи Марен-Дегор (Мелизанда) с красивым, переливающимся голосовым тембром, сочетает печальную отстраненность и земную чувственность. Кажется, что героиня сама не властна над своей природой и, понимая свою губительность для мужчин, ничего не может с этим поделать.

    Изящный декадентский принц Пеллеас (Жан-Себастьян Бу) удачно контрастирует с мрачным жестокосердным Голо (Франсуа Ле Ру).

    Однако «родные» певцы, пусть и в меньших по объему партиях, не уступают гостям. Отлично поют Наталья Владимирская (Женевьева, мать принцев) и Дмитрий Степанович (Аркель).

    А Валерия Зайцева в роли сына Голо, мальчика Иньоля (в оригинале эта партия предназначается для дисканта, но режиссер решился на эксперимент и не прогадал), стала настоящим открытием и как певица, и как актриса.

    Спектакль довольно длинный, мизансцены аккуратны и статичны, никаких экстравагантностей на сцене не происходит. Но атмосфера обволакивает и чарует, погружая в себя и заставляя дышать в другом ритме.

    В этой истории много слоев и смыслов, но суть ее несложна: надо бережнее обращаться со своей мечтой. Иначе ее можно уничтожить в битве за обладание.

    Невесомая принцесса

    Актер Артур Смольянинов в роли Принца Гиальмара и актриса Елена Плаксина в роли Анны
    Актер Артур Смольянинов в роли Принца Гиальмара и актриса Елена Плаксина в роли Анны "Мален" по пьесе Мориса Метерлинка в постановке Владимира Агеева

    Режиссер Владимир Агеев – давний поклонник символистской драматургии в целом и Метерлинка в частности. Однако воплотить эту привязанность на московских подмостках удалось только сейчас.

    Руководство театра «Современник» предоставило Агееву Основную сцену, не побоявшись специфического мышления режиссера, справедливо считающегося сегодня в Москве едва ли не главным производителем театрального арт-хауса. И не прогадало: работа получилась достойной.

    Агеев свел воедино две ранние пьесы Метерлинка «Принцесса Мален» и «Жуазель». Сквозь мистическую дымку истории любви юной принцессы Мален и принца Гиальмара проступают темы куда более серьезные: это и бессмысленная война с неизбежными потерями и, как следствие, деформированным человеческим сознанием, и чудовищное непонимание между поколениями, и страх перед неведомым, порождающий энергию разрушения. И, наконец, колоссальная потребность в чувствах и неумение ее воплотить.

    Неторопливо и спокойно режиссер рассказывает о сегодняшнем дне, да так, что, кажется, смотришь не Метерлинка, а какого-нибудь «новодрамовского» автора. А актеры удачно балансируют на грани между конкретикой и обобщением.

    Картинка спектакля очень проста: несколько огромных витражей, легко обозначающих любое место действия, и световой задник «а-ля Роберт Уилсон», одновременно служащий экраном (художник Марина Филатова). Атмосферу довершает томительная, зловещая музыка, которой, вроде, и не замечаешь вовсе, но поддаешься ее воздействию.

    По идее, основную смысловую и эмоциональную нагрузку должен нести дуэт главных героев, Мален и Гиальмара. Однако у назначенных на эти роли популярных по кино- и телеработам артистов Марины Александровой и Артура Смольянинова это не получилось.

    Создалось впечатление, что им безразличны как происходящие в пьесе события, так и собственные персонажи, они работают нехотя, спустя рукава. Принцесса получилась у Александровой упрямой, капризной барышней, которая ничего не знает о любви и не нуждается в ней. А принц Смольянинова совсем не отличается от «простых парней», сыгранных им в кино. Хотя работает он поинтереснее партнерши.

    В результате первенство уверенно перехватывают другие артисты. Королева Анна, мачеха принца, сыгранная Еленой Плаксиной – лучшая работа в спектакле.

    Эффектная и беспринципная покорительница мужчин, на первый взгляд кажется непробиваемой и успешной. Однако на самом деле она – слабая, одинокая молодая девушка, влюбившаяся в пасынка и испуганная силой своей соперницы, главенствующей в сердце принца.

    Даже убив Мален, Анна не избавится от страха, хотя в финале будет единственной, кто изо всех сил пытается спасти разрушающееся на глазах пространство.

    Интересно работают Анатолий Узденский (король Гиальмар), Янина Романова (принцесса Углиана, несчастная и нелюбимая невеста принца), Таисия Михолап (кормилица Мален, постоянно взволнованная, трогательная тетушка).

    Обозначив жанр спектакля как «мистический триллер», Владимир Агеев, скорее, хочет напомнить зрителю о фильмах Дэвида Линча с их неумолимостью развития событий и тайнами, которые так и останутся неразгаданными. Не делая прямых «приветов», Агеев позволяет и актерам, и зрителям выйти на новый уровень понимания театра.

    Все таинственное тем и хорошо, что остается таковым, даже раскрывшись. И спектакли на такие темы поневоле притянут снова. После них почему-то становишься другим. Жаль, что новые авторы практически не пишут подобных пьес. А режиссеры, пугаясь мистики, берутся за более простые истории.

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •