Взгляд
18 августа, четверг  |  Последнее обновление — 02:26  |  vz.ru
Разделы

Кто заработал на поставках оружия Украине

Герман Садулаев
Герман Садулаев, писатель, публицист
Расход боеприпасов и даже уничтожение техники и оружия очень нравится производителям из западного ВПК, потому что они получают новые большие заказы и зарабатывают все больше, при том что стоимость их продукции безбожно завышена. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Как вывести Португалию из-под антироссийского влияния

Вадим Трухачёв
Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
Португалия при соответствующей работе с ней вполне может стать «голосом разума» в Евросоюзе и НАТО. Возможности для этого есть. Просто России для начала надо обратить внимание на страну, о которой в политическом плане у нас не говорят почти ничего. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

Почему эскалация в Газе не обернулась полномасштабной войной

Мурад Садыгзаде
Мурад Садыгзаде, президент Российской Ближневосточной ассоциации, эксперт РСМД
Тель-Авиву, оправдывая свои действия в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, следует более взвешенно подходить к оценке украинского кризиса. Проще говоря, если не поддерживать Россию, то хотя бы не критиковать. Подробности...

В Крыму открылся фестиваль «Таврида.АРТ»

В понедельник в бухте Капсель в Крыму стартовал фестиваль «Таврида.АРТ», уже четвертый по счету. Здесь собрались четыре тысячи участников со всей страны. На площадке фестиваля проходят концерты, шоу, встречи в неформальной обстановке с лидерами индустрий, выставки, театрализованные представления. В общей сложности это более 300 событий в 25 локациях
Подробности...

В России представлен макет новой орбитальной станции

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (РКК, входит в Роскосмос) впервые показала макет перспективной Российской орбитальной станции на форуме «Армия-2022». На макете также виден пристыкованный перспективный корабль «Орел», а также корабли «Союз» и «Прогресс»
Подробности...

В районе военного аэродрома в Крыму произошла серия взрывов

Во вторник у поселка Новофедоровка – в 30 километрах от Евпатории – на Крымском полуострове произошло несколько взрывов. По информации Минобороны, на военном аэродроме Саки сдетонировали авиационные боеприпасы. По предварительным данным, есть один погибший, также пострадали несколько человек, которые были доставлены в Сакскую районную больницу. Власти установили пятикилометровую зону оцепления в Новофедоровке
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Украина возобновила массированный обстрел Энергодара

    Главная тема


    Кто выиграет от остановки заводов в Европе

    трофейная mamba


    Эстонцы на выставке в Москве опознали подаренный Украине бронеавтомобиль

    фондовый рынок


    Европейские банки решили возобновить торговлю российскими облигациями

    фронтовое завещание


    Украинские офицеры могут разбогатеть на гибели своих подчиненных

    Видео

    энергетический кризис


    Сколько лет Европа протянет без российского газа

    запасной план


    Провал на фронте вынудил Зеленского ухватиться за «оружие слабых»

    потеря нейтралитета


    Россия лишает Швейцарию выгодного политического бизнеса

    Киев против булгакова


    Украинский режим подтвердил правоту русской литературы

    НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ


    Как Россия восстанавливалась после краха СССР

    новые заказы


    Герман Садулаев: Кто заработал на поставках оружия Украине

    голос разума


    Вадим Трухачёв: Как вывести Португалию из-под антироссийского влияния

    взвешенная оценка


    Мурад Садыгзаде: Почему эскалация в Газе не обернулась полномасштабной войной

    на ваш взгляд


    Вы делаете домашние заготовки на зиму?

    На пике дамы

    Елена Образцова исполняет партию графини, Бадри Майсурадзе – партию Германа в опере «Пиковая дама»
       5 октября 2007, 08:53
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Ксения Щербино,
    Владислав Поляковский

    Любят у нас все делать с размахом. Рисоваться большими размерами, большими именами, музыкой, в общем-то, тоже большой. Слушайте все! Большой театр представил «Пиковую даму» Пушкина и Чайковского в постановке Валерия Фокина, художественного руководителя петербургского Александринского театра и столичного Центра имени Мейерхольда, под музыкальным руководством Михаила Плетнева и с оформлением Александра Боровского. Трепещете, чувствуя важность всех этих имен? Ну так трепещите!

    Самое светское мероприятие сезона и, конечно, самое напыщенное. «Пиковая дама» обязывает, что поделать.

    Боровский жжот

    Трудно объяснить стремление к хоть какому-то эксперименту в самом – по определению – консервативном, классическом, академическом театре страны

    Не очень литературно, конечно, уж просим прощения, но именно таким возгласом сопроводил постановку один из журналистов. А Боровский и действительно зажег. Сама постановка как две капли воды напоминает «Евгения Онегина». Все то же самое, только в каком-то черном – в прямом смысле слова – варианте. Черном – потому что все костюмы черные.

    Нет, не пугайтесь, получилось все вполне стильно. Актерский состав во всем черном на фоне светло-светло-голубого, нет, небесного свода, то есть фона. А что, кстати, сочетание голубого и черного вот уже несколько сезонов считается весьма стильным. Это вообще лейтмотив постановки.

    Общее ощущение «стильности и чуть ретро» всего происходящего. Некоторая обескураживающая поначалу невнимательность к оригинальному либретто, на поверку также оказывающаяся частью единого и отлично продуманного действа.

    Конечно, все это заслуга Валерия Фокина и новых веяний, которые он прихватил с собой из Петербурга. Хотя на работу Боровского и Плетнева все-таки нельзя не удивляться. Главное впечатление сводится к попытке создать новый образ, новый стиль и атмосферу – Пушкину ли? «Пиковой…» ли «…даме»? Видимо, все-таки самому Большому театру.

    Стиль Боровского и Плетнева напоминает какую-то космическую оперу, не совсем фантастическую. Скорее – мифологическую. Что-то происходящее в глубоком прошлом, миллионы лет назад. И от того выглядящее для своего эона как передовое.

    Гротеск в движении времени, когда сама атмосфера, наполнившая зал, кажется настолько древней, что выглядит современной. Прежде всего это касается костюмов, которые одинаково хорошо смотрелись бы в историческом фильме или, к примеру, в сцене оперы в «Пятом элементе».

    Все едва летящее, ветхое, грозящее рассыпаться в пыль – сцена находится словно за импровизированным экраном абстрактной машины времени, уносящей за миллиард лет отсюда, чтобы увидеть там такую близкую и знакомую трагедию-драму.

    Впрочем, стиль заметен и в хореографии. Актеры движутся подобно пришедшим на конкурс индонезийским старухам, носительницам искусства традиционного танца, уделывающим девочек, так старательно копирующих Бритни Спирс из последнего клипа…

    Дамы в шляпках, напоминающие хор плакальщиц, раскачивающиеся как высокие и мягкие растения. Мужчины, камзолы которых сидят не то как панцирь, не то как футуристическая броня.

    Вообще общее ощущение скрытой футуристичности, так сказать, фьюжена не покидало всю дорогу.

    Пики и бубны театрального искусства

    Пожалуй, ни одна другая пушкинская повесть не окружена столь же густым флером таинственности. Истории одна другой туманнее тянутся за ней столь тяжелым шлейфом, что большая часть народа, томно закатывающего глаза, и сюжета не помнит.

    Попробуйте спросите у знакомых, в чем суть дела. «Ты что! Это же тройка, семерка, туз» – как будто эта комбинация магическим образом открывает все двери и сразу становится ясно, почему в России все так, а не иначе.

    Ну да. Тройка, семерка, туз. Птица-тройка русской души, семерка русской государственности и туз, которым мы кроем всех и вся.

    И кто ее только не ставил – Бенуа и Мейерхольд, и кто только не играл – Гергиев и Темирканов. Мариинка так вообще давно считает пьесу своей – «Пиковую даму» там ставили 9 раз (считая три возобновления) за чуть больше ста лет. С их точки зрения, это самая петербургская опера мирового репертуара, а может быть, и вообще самое петербургское творение мирового музыкального искусства.

    Иногда и Большой снисходит до экспериментов. Никакой логике эти снисхождения не поддаются, поскольку не соответствует фактически никаким внешним тенденциям и событиям.

    Так было с «Ромео и Джульеттой» в стиле модерн Деклана Доннеллана и Раду Поклитару. Тогда, когда актерские па напоминали фрикции, поклоны сопровождались импровизированными поглаживаниями чувственных тел актрис, а в музыке не хватало разве что характерных придыханий а-ля Enigma, когда хореография напоминала скорее Кастелуччи и фестиваль «Территория» или даже (упаси боже!) идеи Антонена Арто.

    Добрая часть доброй московской публики покинула премьеру, отделывалась комментариями в стиле «ну как в сумасшедшем доме!».

    Конечно, такой задачи Валерий Фокин перед собой и не ставил. Ему нужен был эксперимент, но эксперимент не за ради чистого эксперимента.

    Нужно было что-то авангардное по меркам стандартного репертуара Большого театра и вкусов его классической публики, но при этом нечто весьма элегантное, повторимся, стильное и – главное слово – респектабельное.

    То есть именно то, что получилось, – не шоу на Бродвее, а, скорее, поближе к Европе, разумный сплав авангарда и традиции, холеный либерал-консерватизм.

    Иногда именно такое и бывает нужно; трудно найти этому причины или подходящую тенденцию. Так, пусть и не столь явно, как в случае с «Ромео и Джульеттой», видимо, происходит и сейчас, учитывая, что априори ясно – пусть и не модерн, но много кому из постоянной публики опера не понравится.

    Неискушенный (да и искушенный) зритель ждал очередной «волнительной» версии, а ему предложили респектабельный эксперимент. Впору вспомнить Пушкина: «Герман вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама».

    Трудно объяснить стремление к хоть какому-то эксперименту в самом – по определению – консервативном, классическом, академическом (ну и т.д. по списку) театре страны.

    Может быть, оно сродни стремлению ГМИИ имени Пушкина к выставкам «300 лет американскому искусству» и «Шанель». Может быть, захотелось что-то миру предъявить (если считать еще и «Светлый ручей», то как раз набирается), что то же самое.

    Может, майские гастроли в Милане так повлияли – что опять к тому же. Словом, пора выходить на мировую сцену немного в новом образе – не только как ревнители классики, но и как достойные и яркие современники.

    Все это время Фокину было не дозвониться – сплошные репетиции. «Иметь дело с Чайковским и Пушкиным – очень интересно, трудно и ответственно», – объявил он еще на пресс-конференции.

    Так Пушкин или Чайковский?

    Решение режиссера руководствоваться музыкальной партитурой, а не либретто многих, безусловно, разочаровало. Петербургская ли, авангардная ли, но пьеса была поставлена в Москве. И даже внезапно испортившаяся погода не стала помехой.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •