Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

12 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

8 комментариев
Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

4 комментария
22 мая 2006, 14:55 • Культура

Наши в Третьяковке

Наши в Третьяковке

Tекст: Игорь Шевелев

Нынешний, 2006, год – юбилейный для Третьяковской галереи. Ровно 150 лет назад ее основатель Павел Михайлович Третьяков начал собирать русскую живопись. 10 мая (22-го по новому стилю) 1856 года он получил расписку от художника Худякова, что тот взял задаток за свою картину «Стычка с финляндскими контрабандистами».

Так, со злободневной таможенной темы было начато собрание произведений искусства, считающееся ныне одним из символов России, а уж Москвы-то, которой Павел Третьяков отдал в начале 1890-х свою галерею с единственным условием – пускать сюда всех бесплатно, и подавно.

Икебана с литией

22 мая состоится молебен в храме Святителя Николая в Толмачах
22 мая состоится молебен в храме Святителя Николая в Толмачах
Праздничных мероприятий будет много, основные уложатся в неделю – с 18 по 25 мая. Начать надо с вернисажа в Новом Манеже 18 мая. Там развернется «передвижной музей» Третьяковки, где будут показаны 122 работы XVIII – первой половины ХХ веков из запасников галереи. Отметим, что это произойдет в Международный день музеев. Выставят отличные работы классиков – от Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Брюллова и других до «тихих реалистов» 1920 годов – Петрова-Водкина, Кустодиева, Осмеркина, Павла Кузнецова. Сами третьяковцы особо отмечают в экспозиции виды Иерусалима и Флоренции Николая Чернецова; картину «Поздравление» Леонида Пастернака, на которой был в юности изображен небезызвестный ныне «герой телесериала», а до и после того великий поэт Борис Пастернак; а также женский портрет дореволюционного Исаака Бродского, будущего классика ленинианы.

И без того отборную выставку усилит отдельный раздел полутора десятков картин художников-нонконформистов 1950–60-х годов из коллекции Владимира Немухина. Ее специально приобрело правительство Москвы для подарка Третьяковской галерее. Вообще подарков от лиц и организаций будет много.

Собственно в день рождения Третьяковки – 22 мая – никаких выставок не предусмотрено. В духе нынешней идеологии состоится молебен в храме Святителя Николая в Толмачах, возложение венков к памятнику Павлу Третьякову во дворе музея, а также на могиле Новодевичьего кладбища, где пройдет и лития, то есть особое моление об умершем. Из художественных событий отметим разве что открытие во дворе Третьяковки «растительной инсталляции» знаменитого японского мастера икебаны Тетсунори Кавана. 8-метровый зеленый бамбук, символизирующий переход от будничного Лаврушинского переулка к возвышенному галерейному пространству, очертит фасад галереи. Плюс украсится цветущими растениями, на фоне которых все именинники и сфотографируются на память.

На следующий день, 23 числа, там же откроется выставка, посвященная братьям Третьяковым. Пройдет презентация роскошного альбома с 900 репродукциями картин из собрания Павла Третьякова. А вживую, кроме семейных фотографий, покажут картины французских художников, которые собирал младший брат Павла – Сергей Михайлович. Ныне они находятся в ГМИИ имени Пушкина, и эта выставка тоже как бы дар со стороны коллег.

Сами братья были удачливыми бизнесменами. Основанная ими льняная мануфактура в Костроме работает до сих пор и даже в качестве особого отличия заслужила имя Ленина. Сергей Третьяков пару раз избирался московским городским головой. Кроме покупки у художников произведений искусства, Третьяковы много занимались благотворительностью, основывали дома для сирот и инвалидов и старались держаться подальше от власть имущих.

Не уверен, что самим им понравилась бы нынешняя программа празднеств, заканчивающаяся 25 мая в Колонном зале Дома Союзов торжественным заседанием и праздничным концертом. Во всяком случае, когда весной 1894 года представители власти и церкви отмечали там же, в здании Дворянского собрания, передачу в дар Московской думе этой самой галереи, Павел Третьяков уехал в Париж, чтобы не присутствовать, никого не видеть и ничего не слышать.

Нам же предстоят приветствия президента, министра культуры, мэра, коллег-музейщиков, банкиров, прозвучит «Увертюра» Глинки, его хор «Славься», пение «Богородице Дево, радуйся», музыка Бортнянского, письмо Татьяны в исполнении Ольги Гуряковой, дуэт пианиста Александра Гиндина и скрипача Максима Федотова. Это идеологически и художественно выдержанное в лучших традициях мероприятие будет вести народный артист Сергей Шакуров.

От инсталляций до почвенников

Павел Третьяков (Картина Репина И. Е,)
Павел Третьяков (Картина Репина И. Е,)
Как ни странно, основные художественные акции вынесены в Третьяковскую галерею на Крымском Валу. Именно там 24 мая будет представлена выставка «Музеи России поздравляют Третьяковку». Более трех десятков музеев, включая Русский, Исторический, Эрмитаж и практически всех участников выставочного цикла «Золотая карта России», представят еще один «мини-музей» со 120 шедеврами русского искусства – от иконописи до начала ХХ века.

К празднику перетасовали постоянную экспозицию, посвященную искусству ХХ века. Как говорят в самой галерее, предыдущий вариант, сделанный в 1998–2000 годах, успел устареть. В первых 13 залах, посвященных искусству 1910–20-х годов, покажут движение от примитивов Ларионова, Гончаровой и «Бубнового валета» к кубизму, супрематизму и конструктивизму. Выставят две инсталляции, посвященные авангардистским выставкам начала 20-х годов. В отдельный зал выделили «чемпионов арт-рынка» – Кандинского, Шагала и Филонова. Выставят агитационный фарфор. Покажут «неоклассиков», в которых записали Яковлева, Серебрякову, Григорьева, Анненкова и других. Особо хотели похвастаться «Юлией» – обнаженной скульптурной фигурой балерины Юлии Подгурской – шедевром Веры Мухиной, но… «не успели оформить документы».

Зато внутри прежней экспозиции разместились две выставки. Первая – художников-нонконформистов из собрания Евгения Нутовича: Соостер, Немухин, Мастеркова, Булатов, Плавинский и иже с ними. А – чтобы уравновесить бывших диссидентов – рядом поставят два десятка работ кондовых и официальных реалистов-шестидесятников типа братьев Ткачевых, Кугача, Сидорова, Стожарова и других. Это как бы подарок от Союза художников РФ, причем отбирали работы себе в дар сами работники галереи. Апофеозом же станет экспериментальный раздел «новейших течений», который разместится в залах, где недавно проходила выставка Энди Уорхола.

К юбилею фасад здания на Крымском Валу должен был быть украшен инсталляцией А. Константинова, которая превратила бы его в современное подобие старого здания в Лаврушинском, но и тут не поспели к дате. Зато галерея примет дары от корпораций и частных лиц, из которых можно выделить терракотовый барельеф вроде бы работы знаменитого скульптора второй половины XVIII века Михаила Козловского, датируемый 1780 годом. Дело в том, что это произведение вообще стало известно лишь в начале 1990-х годов и было куплено ЛУКОЙЛом по просьбе Третьяковки с недавнего международного салона изящных искусств в Манеже.

Короче, – и то хорошо, – всем будет о чем подумать и на что посмотреть в эту горячую «третьяковскую неделю» в майской Москве.

..............