Взгляд
3 октября, понедельник  |  Последнее обновление — 01:59  |  vz.ru
Разделы

Мы должны снова стать страшными для врагов

Герман Садулаев
Герман Садулаев, писатель, публицист
Мы должны показать полную решимость сражаться. Так мы сможем избежать большой войны. Никому не рассказывайте, что на самом деле мы мирные люди. Это наша военная тайна. Подробности...
Обсуждение: 29 комментариев

Болгарский тупик для России

Вадим Трухачёв
Вадим Трухачёв, политолог, кандидат исторических наук, доцент РГГУ
Всё говорит о том, что в Болгарии как был, так и остался огромный разрыв между мнением народа и поведением власти. Потенциально люди вроде бы не против России, но зачастую голосуют за русофобские партии. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Вашингтон гонит вассалов на войну

Владислав Исаев
Владислав Исаев, политолог
Заявление НАТО о жестком ответе на удары по европейской инфраструктуре, которое так удивило публику, вполне вероятно, относится не к прошлым диверсиям, а к будущим. Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев

Оба газопровода «Северный поток» выведены из строя

На газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2» обнаружены три утечки газа. Европейские чиновники считают диверсию одной из наиболее вероятных причин повреждения. В Швеции сообщили о двух мощных взрывах в районах ЧП
Подробности...

В школе № 88 Ижевска неонацист застрелил 13 человек

Утром в понедельник злоумышленник устроил стрельбу в школе № 88 в Ижевске, после чего покончил с собой. По данным СК, мужчина был одет в черную майку с нацистской символикой и балаклаву. По последним данным, погибли 13 человек, среди которых семь детей
Подробности...

На бывшей Украине проходят референдумы о вступлении в состав России

В пятницу в Донецкой и Луганской народных республиках, а также на освобожденных территориях Херсонской и Запорожской областей начались референдумы о вступлении в состав России. Участники голосования уверены, что мир может принести только Россия. Голосование продлится по 27 сентября
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...
19:30
собственная новость

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Глава Евросовета объявил о намерении стран ЕС усилить санкции против России

    Главная тема


    Куба приняла суверенное решение по гей-бракам

    «позор президента»


    Шарий: НАТО вновь унижает Зеленского

    Активы и пассивы


    Названы главные приобретения России на новых территориях

    спор с королем


    В Times узнали о конфликте Лиз Трасс и Карла III

    Видео

    морская инфраструктура


    Зачем Европу пугают новыми подрывами газопроводов

    зона боевых действий


    Западных наемников завлекают на Украину двойным тарифом

    наихудший сценарий


    Диверсии на «Северных потоках» приблизили мир к глобальному конфликту

    боевая подготовка


    Как мобилизованных готовят для спецоперации

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    кому выгодно


    Максим Соколов: Взрывы «Северных потоков» – классический casus belli

    сможем ли простить?


    Алексей Токарев: Что ждет уехавших и не уехавших

    исторические документы


    Геворг Мирзаян: Что будет после референдумов

    на ваш взгляд


    На что больше похожа авария на морском газопроводе «Северный поток»?

    Контрреволюция в Большом

    Заслуженный артист России Андрей Григорьев (партия Шарплес), Марат Галиахметов (партия Горо) и Роман Муравицкий (партия Пинкертон)  в опере
       19 июня 2005, 14:04
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Дмитрий Бавильский

    В дате премьеры – 12 июня заложена определенная символика. Новый и невнятый праздник непонятной независимости оказывается очень кстати, когда речь заходит о Большом Театре. После истории с недавней постановкой оперы «Дети Розенталя» остро встал вопрос о главном театре страны. Должна ли эта «национальная святыня» пускать на свою сцену экспериментаторов? Или куда важнее отрабатывать имидж имперского театра, «учреждения культуры номер раз»?

    Роман Муравицкий исполняет партию Пинкертон (в центре), Валерий Гильманов исполняет партию Бонза (справа) (фото ИТАР-ТАСС).
    Роман Муравицкий исполняет партию Пинкертон (в центре), Валерий Гильманов исполняет партию Бонза (справа) (фото ИТАР-ТАСС).

    Страсти по этому поводу разгорелись нешуточные. Особенно усердствовали депутаты Государственной Думы и активисты молодежных движений. Однако, руководство Большого заняло жесткую позицию: «долой рутину с оперных подмостков». Театр, прежде всего, живой организм и поставщик зрелищ, за которые голосуют не в Думе, а собственным рублем. Поэтому репертуар должен быть подвижен, интересен и разнообразен. На уровне мировых стандартов. Тогда не только публика потянется, но и уважение труппе обеспечено.

    Театральные инсталляции

    Адина Нитеску исполняет партию Мадам Баттерфляй (фото ИТАР-ТАСС).
    Адина Нитеску исполняет партию Мадам Баттерфляй (фото ИТАР-ТАСС).

    Постановка Уилсона в стенах Большого Театра выглядит еще более радикальным предприятием, нежели оперный опус наших соотечественников. Творческий метод американского постановщика является авангардным зрелищем, более близким к contemporary art (в смысле – искусству текущего момента), нежели к традиционной оперной постановке.

    Роберт Уилсон – один из самых восстребованных в мире режиссеров-постановщиков, хотя, в первую очередь, он – дизайнер, сценограф и художник. Актерами и музыкой Уилсон пользуется как не самыми важными красками, куда важнее насыщенный яркими цветами пустой экран, на фоне которого идут его постановки или световая партирура, разыгранная как музыкальное произведение. Как по нотам, «изменчивая в каждой мине...» Тем более что, как правило, актеры в постановках Уилсона статичны. Маэстро ставит им каждый жест, каждый поворот головы, каждое движение ресниц.

    Вот и выходят многочасовые инсталляции, застрявшие между театром и изобразительным искусством. Влияние Уилсона на спектакль тотально. Суть происходящего выхолащивается, на смену смыслу приходит эффектная картинка, которая говорит сама за себя. Должна говорить. Из этого сочетания статики и традиционных видов искусств и рождаются искры новых ощущений и смыслов.

    Эстетическая контрреволюция

    Адина Нитеску исполняет партию Мадам Баттерфляй (фото ИТАР-ТАСС).
    Адина Нитеску исполняет партию Мадам Баттерфляй (фото ИТАР-ТАСС).

    Кажется впервые, Уилсону удалось в своем творчестве преодолеть главное проклятье театра – литературность. В театре всегда много слов. Даже если слов немного. Даже если актеры молчат или пропевают бессмысленные арии. Потому что литература – это еще и сюжет, это и еще особое отношение к миру вокруг.

    Уилсон лишает свои спектакли привычных причинно-следственных связей, отныне все составляющие зрелища оказываются равноудалены. Революция, которую совершил Уилсон в театре можно сравнить с революцией, которую в кинематографе совершил Антониони, когда литература уступила место самодостаточному визуальному ряду.

    Оттого спектакли Уилсона кажутся модными, актуальными: давно замечено, что в современной культуре, уставшей от обилия информации, произведения искусства достигают своей цели когда выламываются из жестких жанровых жанров.

    То есть, театру сегодня для того, чтобы быть театром уже не нужно быть театром (вспомним документальные драмы), поэзии лучше не быть поэзией (любовное короткое sms воздействует куда сильнее поэтической подборки в толстом журнале), и т. д. Между Платоном и Кантом современное искусство выбирает Канта: отныне красоту можно увидеть везде, где ты сам этого захочешь. Так устроен взгляд современного человека.

    Но есть и прямо противоположный подход. Так, Уилсон концентрирует эту красоту до самого предельного состояния. Он считает, что только так можно бороться с безумием самого вымороченного и искусственного театрального жанра. Для Большого Театра, признанного оплота традиционного подхода – это, между прочим, ползучая эстетическая контрреволюция.

    Ведь у нас постоянно забывают, что в оперу принято ходить смотреть, а не только слушать.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •