Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
2 декабря 2005, 23:23 • Культура

Робкая цифирь

Робкая цифирь
@ marsgallery.ru

Tекст: Андрей Ковалев

Существуют ли виртуальные чувства? Было бы по меньшей мере странно объяснять это людям, которые читают данный текст с экрана. Все просто: критик «оцифровал» свои восторги от выставки, выставил их на всеобщее обозрение, то есть на общедоступный сервер виртуальной газеты ВЗГЛЯД. На этот раз речь пойдет о фестивале ArtDigital - 2005, который проходит в галерее M’ARS под лозунгом «Оцифрованная любовь».

Некогда искусство новых технологий было подозрительно похоже на фильмы братьев Люмьер, когда эффект достигался исключительно за счет технологического приема. Потом поезд все же приехал, поливальщика полили. А Тарковский, Спилберг и Тинто Брасс научились делать искусство из того, что было чистым балаганом. То же самое происходит и с так называемым искусством новых технологий.

Сначала все веселились от возникающих возможностей. Когда технологии стали достоянием широких народных масс, тут и настало время работы с серьезными предметами. «Есть ли жизнь на Марсе?», «Существует ли настоящая любовь?»

Партия любви

Лоэр Катя. Floating Rendezvous. Видео
Лоэр Катя. Floating Rendezvous. Видео

Второй вопрос кажется особенно оригинальным и неординарным. Был такой отличный советский анекдот – на вопрос о видах любви политинформатор старательно перечисляет возможные варианты (родителей к детям, а также М+Ж, М+М, Ж+Ж и так далее). Но высшей формой любви оказывается любовь к Партии.

Так и искусство. Цифровое искусство – оно теперь и есть искусство чистое. А цифровая любовь – особливо незамутненная, высокая. Без всякой грязи. Однако случилось так, что единственная работа, которая несла в себе некоторый эротический подтекст, была с выставки снята.

Но вовсе не потому, что в видеоинсталляции Кирилла Преображенского на сцену был выведен поющий женский половой орган. После «Монологов вагины» нас ничем уж не удивишь.

Дело в другом: исполнялась при этом «Аве Мария»… Работу сняли, чтобы случайным образом как-то что-то не возбудить и не разжечь. Хотя можно предположить, что художник хотел сказать нечто о Вечной Женственности и прочих небесных предметах.

Секса там нет!

Глузберг Маргарита. Transcodification. Настенная живопись, перформанс
Глузберг Маргарита. Transcodification. Настенная живопись, перформанс

На выставке не удалось обнаружить почти ничего, что намекало бы на крепкий и здоровый секс. Тот самый секс, который, как полагают некоторые, имеет к любви самое непосредственное отношение.

И вовсе не потому, что победила модная партия асексуалов. Ситуация гораздо страшнее. Казалось бы, мир электрических импульсов предназначен только для коммуникации. Однако именно в этой области все очень печально обстоит. Швах у нас с коммуникацией в этой области.

Парочка, сидящая за соседними экранами, пытается поддерживать любовную игру. А зловредный Билл Гейтс всячески им пытаеся помешать, закрывая помещенные в виде обоев на экраны портреты влюбленных то WINWORD’ом, то OUTLOOK’ом, то еще какой своей мерзостью. («Диптих о любви и ненависти» Вики Ломаско и Андрея Сергеенко).

Еще один милейший юноша, канадский художник Джереми Бейли («Абсолютный эффект»), взывает к утраченной возлюбленной: «Ты меня понимаешь?», потом в режиме реального времени меняет визуальный эффект и опять вопрошает: «А теперь?» Пытается что-то исправить, пока и сам не исчезает вовсе.

Чистой воды экстаз дискоммуникации.

Они наше кохання зовут «отношения»

Лоэр Катя. Floating Rendezvous. Видео
Лоэр Катя. Floating Rendezvous. Видео

Счастье в виртуальном мире невозможно. Об этом давно уж предупреждали романтические умники вроде Бодрийяра, Жижека и им подобных. Но то было еще на самой заре виртуальной эпохи, когда все выглядело весело и забавно.

Теперь молодые люди, возмужавшие в Матрице, обрели возможность прямого высказывания. Оказалось, что хуже и не бывает. Грехи отцов можно исправить только личной ответственностью и собственным телом. Поэтому уже никаких таких виртуалов, которые в массовом порядке заменили реальную личность, почти не наблюдается.

Джереми Бейли сам рассказывает о своей грустной, но очень обыкновенной и очень личной истории. А героиня Виктории Бегальской, немолодая женщина, выплясывает в эротическом неглиже перед веб-камерой в поисках личного счастья. Она настоящая, хотя и обозначена одним e-mail – valya999@rambler.ru.

Едва ли не единственный пример любви счастливой – бесконечный поцелуй двух обритых наголо немолодых лесбиянок. Однако и тут возникает щемящая нота. Подруга художницы Энни Спринка проходила химиотерапию, и художница обрилась наголо из солидарности.

Любви и ласки жажда

Встречаются, однако, и средь виртуалов исторические оптимисты – например Гарик Виноградов, представший перед вечностью в виде двух мощных и убедительных андрогинов, соединенных цветочными гирляндами («The Flower of Love»).

Но г-н Виноградов слишком уж брутален. И, несмотря на то что он тоже использовал компьютер, к теме данной выставки никакого отношения не имеет. Ответственность за положение на фронте виртуальной любви несет Антонио Джеуза, который уже второй раз кураторствует на ArtDigital.

Человек он, безусловно, знающий, большой специалист в области видеоарта, осевший в Москве аспирант Лондонского университета. Тем более что, по его наблюдениям, никакой такой особой русской специфики уж нет.

И не может быть. Мир виртуальных чувств унифицирован настолько, что бежать некуда. Да и незачем. Нужно просто бороться за счастливую жизнь на том самом месте, на котором тебя забыла партия. Партия Любви.

..............