Взгляд
27 ноября, суббота  |  Последнее обновление — 01:31  |  vz.ru
Разделы

Россия и Армения по-разному видят будущее Кавказа

Иса Джавадов
Иса Джавадов, Историк, востоковед
Ряд политических сил в Армении сводят конструктивный нейтралитет России во второй карабахской войне и ее мирные инициативы к продолжению дискурса «предательского Карсского договора 1921 года». Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Американская элита считает, что у преступности есть раса

Геворг Мирзаян
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Если кто-то думал, что расовый вопрос в США самоликвидировался после ухода с поста президента Дональда Трампа, то он ошибался. Расовые проблемы в стране только усугубляются – и отравляют американскую систему. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Китай будет долго наказывать Литву

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Давление Пекина на Литву, которая доставляет достаточно много хлопот и самой России, неизбежно станет фактором российской политики на европейском направлении. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Российские школьники установили абсолютный рекорд на Международной олимпиаде по астрономии

Российские школьники завоевали восемь золотых и две серебряные медали на международной олимпиаде по астрономии и астрофизике, установив абсолютный рекорд. Мероприятие проходило в дистанционном формате с 14 по 21 ноября в столице Колумбии – Боготе. В олимпиаде приняли участие 48 стран и 62 команды. В ходе соревнований ребята должны были пройти пять туров – теоретический, анализ данных, обработка солнечных данных, наблюдение и командный этап
Подробности...

В Лос-Анджелесе показали будущее мирового автопрома

Автосалон в Лос-Анджелесе 2021 года показал, что традиционные автомобили быстро вытесняются электрокарами, а авто-стартапы выступают наравне с гигантами индустрии. Впрочем, и признанные автогиганты нашли, чем удивить покупателей
Подробности...

В Москве прошел десятый бал дебютанток Tatler

Накануне в Москве в Доме Пашкова состоялся юбилейный Бал дебютанток Tatler. Очередное крещение юных героинь светской хроники стало первым после начала пандемии. Кроме того, Ариан Романовский впервые принимал Бал в качестве главреда Tatler. Важное светское событие не смогли пропустить Евгений Цыганов, Филипп Киркоров, Настя Ивлеева, Яна Рудковская, Полина Гагарина и другие звезды
Подробности...
Обсуждение: 9 комментариев
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Захарова напомнила Парижу и Берлину стороны конфликта в Донбассе

    Главная тема


    Зачем Россия сделала Сербии щедрый подарок

    отметил назначение


    Глава кузбасского Прокопьевска отправлен в отставку из-за банкета во время траура

    южноафриканский штамм


    Академик РАН: Никто пока не знает, к чему приведут новые мутации коронавируса

    обида на критику


    Погребинский: Зеленский фактически подготовил войну против Ахметова

    Видео

    «американская поддержка»


    Поведение США подпитывает наглость Украины

    Экономическая политика


    Жесткий эксперимент Эрдогана закончился кризисом

    ореол мученика


    КПРФ выставляет убийство лося охотой на Рашкина

    пенитенциарная система


    Восстановление престижа ФСИН поручили «жесткому» генералу МВД

    авторынок в пандемию


    В чем секрет китайского автомобильного чуда в России

    расовые проблемы


    Геворг Мирзаян: Американская элита считает, что у преступности есть раса

    стратегические высоты


    Иса Джавадов: Россия и Армения по-разному видят будущее Кавказа

    враждебная пропаганда


    Владимир Прохватилов: Казахов против России настраивают из-за границы

    на ваш взгляд


    Как изменились ваши опасения заразиться коронавирусом в последнее время?
    Сергей Худиев

    Сергей Худиев: Об исторических трагедиях и стиральном порошке

    Сергей Худиев
    публицист, богослов
    14 февраля 2017, 11:11

    Постоянно приходится сталкиваться с той точкой зрения, что «свобода творчества» предполагает отсутствие любых рамок, в том числе этических. Этично ли снимать заведомую – и при этом оскорбительную – неправду про Николая II?

    Продолжаются споры вокруг готовящегося к выходу фильма «Матильда», в котором режиссер Алексей Учитель выводит императора Николая II в образе как исторически недостоверном, так и оскорбительном для его памяти.

    Если говорить о самих лицах и событиях, то они еще ждут своего Шекспира.

    Матильда» просто использует и государя, и его супругу, и Матильду Кшесинскую в качестве декораций

    Грандиозная историческая трагедия России и всей Европы, та драма, которую предвещал Лермонтов, – «наступит год, России черный год, когда царей корона упадет», лица и характеры, каждый из которых бесконечно интересен, государь, супруга государя – немецкая принцесса, ставшая русской святой, весь мир старой русской аристократии, которая была естественной частью аристократии европейской, мир, погибший, как Атлантида, и также таинственно влекущий, личная трагедия августейшей семьи на фоне всеобщей катастрофы – все это могло бы стать материалом для эпического киноповествования, которое ставило бы вечные вопросы о верности и предательстве, ненависти и любви, благородстве и подлости.

    Но Алексей Учитель явно не Шекспир – и не пытается им быть; судя по трейлеру, фильм – это просто костюмированная драма, очередной «Дом-2» в нарядах ушедшей эпохи, которые могли бы отвлечь зрителя от того, что этот сюжет он видел уже миллион раз.

    «Мужчина мечется между двумя (и более) женщинами, все переживают и с изменившимся лицом бегут к пруду» – это голливудский стандарт. Таково требование рекламодателей стирального порошка. Действие может развиваться на борту звездолета или в средневековом замке, актеры носят скафандры или камзолы, а вот любовный треугольник вынь да положь.

    Этично ли снимать заведомую – и при этом оскорбительную – неправду про Николая II? (фото: Матильда/ТПО Рок)

    Этично ли снимать заведомую – и при этом оскорбительную – неправду про Николая II? (фото: Матильда/ТПО Рок)

    Это какие-нибудь японцы могут проявлять фантазию, а в Голливуде все четко по схемам, которые проверены и работают. Десятилетия маркетинговых исследований показывают, что без этого продажи стирального порошка катастрофически падают.

    «Романтические» сюжеты с мятущимися персонажами, которые все никак не могут понять, где у них любовь всей жизни, – это такой проверенный ход, который позволяет удержать зрителей у экранов. По крайней мере, значительную их часть.

    Лично я принадлежу к меньшинству, у которого все это взывает скуку и раздражение. Какая-то эмоциональная порнография. «Поезжай, наконец, к саудитам и заведи себе гарем, – хочется сказать персонажу, – и не грузи народ своими личными трудностями». Но это мое субъективное восприятие; очевидно, этот сюжет не эксплуатировался бы с такой надоедливостью, если бы в коммерческом смысле он не работал.

    И вот «Матильда» просто использует и государя, и его супругу, и Матильду Кшесинскую в качестве декораций для того же стандартного сюжета, а то, что исторические лица, о которых идет речь, в эту штампованную форму никак не помещаются, создателей фильма не интересует.

    О многом можно спорить – но вот семьянином последний русский император был хорошим.

    Чего он точно не делал – так это не метался между разными женщинами. Государыне он был предан, как и она ему, – полностью и безусловно. Его семейная жизнь была абсолютно далека от всех киношных штампов. «Они любили друг друга и умерли в один день» – это в точности про них.

    Собственно, тут оригинальный и творческий режиссер мог бы снять потрясающую драму про человека, полностью преданного своей семье; но чтобы показать человеческую добродетель, начиная с семейной, нужен несколько более высокий творческий уровень и несколько большие амбиции, чем желание создать ухудшенную версию голливудских слезоточилок.

    Чтобы восстать против схемы, нужна некоторая творческая смелость, и нам только предстоит дождаться человека, который ее проявит.

    А пока мы стоим перед необходимостью как-то реагировать.

    И одна из ошибок, которые возникают в ходе общественной дискуссии, – это сужение опций.

    Вы за то, чтобы сжечь режиссера на костре инквизиции, а потом посадить в ГУЛаг, или за то, чтобы одобрить любые его изыски? Вот появляются какие-то анонимные интернет-хулиганы и выступают с угрозами: вы за хулиганов или вы за «свободу творчества»? Да или нет?

    Но никто не обязан выбирать из крайних вариантов. Совершенно необязательно травить деятеля искусства злыми собаками, чтобы оценивать его творчество в духе известных «Четырех иллюстраций» Даниила Хармса.

    Можно найти другие способы отреагировать.

    Например, вступить в дискуссию о ценностях. О личной и общественной этике. О ценности семьи. О том, что преданность супругов друг другу – это, конечно, антилиберально и непрогрессивно, но зато достойно и праведно, должно и спасительно. И что Николай и Александра Романовы показывают пример такой преданности.

    Можно поговорить о том, что катастрофе гражданской войны предшествовала настойчивая революционная пропаганда, которая должна была разрушить уважение людей к государю и государству.

    О радостно скачущих революционных интеллигентах с красными бантами и о том, что они наскакали на свою голову. Это важный и актуальный разговор – учитывая, что желание скакать с бантами разных цветов до сих посещает некоторых наших сограждан.

    Неэтичное поведение не обязательно должно быть уголовно наказуемым, но оно должно быть признано неэтичным.

    Этично ли снимать заведомую – и при этом оскорбительную – неправду про Николая II?

    Да, постоянно приходится сталкиваться с той точкой зрения, что «свобода творчества» предполагает отсутствие любых рамок, в том числе этических. Что «творческие люди» – это такая имморалистская гностическая секта, на членов которой не распространяются требования, предъявляемые ко всем остальным.

    Нравственных соображений тут быть не может – только коммерческие. Любые приемы хороши, пока они позволяют привлечь внимание зрителя.

    Но это путь к стремительной творческой деградации. Когда искусство перестает выражать какие-то ценности, а выражает только желание продать побольше билетов (или рекламного времени), оно перестает быть искусством.

    Величайшие произведения искусства были созданы в сословных обществах с суровой цензурой – и это не помешало творцам прошлого создавать шедевры. У них были ценности, которые они хотели выразить.

    Мы не сможем искоренить из общественного пространства пошлость, тем более при помощи прокуратуры. Но мы можем противопоставить ей наши ценности и печальную мудрость нашей истории.


    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •