Любовь остается самой важной добродетелью в человеческой жизни. Самое важное в жизни – это быть человеком, на которого его близкие могут полагаться, а самое ценное – это люди, на которых можешь полагаться ты сам.
0 комментариевВасилий Колташов: Никто не справится
В США падает спрос на жилищные кредиты, а сами они дорожают. Вслед за снижением спроса уменьшается активность строительного бизнеса. И поиск Вашингтоном внешнего решения внутренних проблем не помогает.
Мировой кризис 2008 года начался с американского ипотечного, давшего о себе знать за год до основных событий. Позднее борьба с проблемами в экономике США строилась во многом на удешевлении кредитов. Казалось, что если люди вновь начнут покупать много домов в долг – черное время кончится. И действительно, рост продаж жилья в 2010–2012 годах внушал оптимизм, несмотря на чудовищное состояние государственных финансов.
России в этой обстановке ничего не останется, как возродить свое производство и ограничить импорт
Долг правительства США достиг уже 17,5 трлн долларов. Однако не это, а новое падение спроса на жилищные кредиты напомнило американцам на прошлой неделе об ужасах кризиса. Объем ипотечного кредитования упал до семнадцатилетнего минимума – до уровня 1997 года.
Повышение цен на жилье, которое в последние годы называли признаком выздоровления экономики, оказывается для американцев неподъемным. Не тянут они и новые процентные ставки. Год назад, как сообщает ипотечное агентство Freddie Mac, по ипотеке на 30 лет нужно было вносить 3,54%. Теперь – 4,34%.
Оживление американской экономики 2010–2013 годов было хрупким и далеко не полным. Да и в таком виде оно вряд ли могло быть возможно без огромных государственных расходов, которые покрывал остальной мир. Доллары печатали США, а инфляцию брали на себя иные государства. Их правительства надеялись, что «выздоравливающая Америка» вытянет всю мировую экономику. Но вот в США замаячил новый ипотечный кризис.
Банки отмечают рост просрочек по жилищным кредитам с 2012 года. Уже одно это толкает их на повышение ставок, чтобы уменьшить риски. Вместе с тем падают и запросы на кредиты. За январь-апрель американцам было выдано примерно на треть меньше жилищных кредитов, чем за те же месяцы прошлого года.
Ни «сланцевая революция», ни некоторые успехи экспортной реиндустриализации не привели к победе над кризисом. Он снова и снова встает перед США то в виде прекращения финансирования правительства, то в виде падения ипотечного кредитования.
Американские банки становятся все более требовательны к заемщикам. А это лишний раз указывает на исчерпание внутренних ресурсов оживления экономики США.
Вашингтон ищет внешние источники для роста индустрии и развития американских корпораций. Еще в 2013 году был оглашен план Трансатлантического соглашения о свободной торговле. Оно должно дать США европейский рынок – ЕС и его сателлитов. Потому на «украинском фронте» США теперь так активны. От успеха зависит слишком многое.
С начала года на строительном рынке США снижается число проектов. Бизнес старается продать готовое и стал более осторожен. Замедляется тот самый жилищный локомотив американской экономики, что тянул ее в 2002–2007 годах и в последние несколько лет стабилизации. За всем этим видно повторение процессов в странах БРИКС. Ни Китай, ни Индия, ни Россия или Бразилия не вытянули мировую экономику из кризиса. Но и США тоже не в силах этого сделать. Они выдыхаются.
Вслед за государственными финансами слабеют покупатели и бизнес. На США надвигается новый ипотечный кризис. Кроме Америки к нему менее всего готов ее главный торговый партнер – Китай.
США и КНР не имеют новых рецептов. Они оба вызвали оживление в строительной сфере в надежде на то, что проблемы 2007–2009 годов не возвратятся. Однако они возвращаются, грозя дестабилизировать мировой рынок. И России в этой обстановке ничего не останется, как сделать самое страшное для США – возродить свое производство и ограничить импорт.
***
Обострение отношений в Европе и кризис на Украине случились не сами по себе, это понятно каждому. Для Вашингтона борьба за Европу (включая такие страны, как Молдавия и Грузия, а не только Украина) имеет большое значение. Соединенные Штаты стремятся включить в Трансатлантическое соглашение о свободной торговле как можно больше государств, блокируя расширение Таможенного союза и обретая полный контроль над рынками.
Беда лишь в том, что «рынки» могут взбрыкивать в форме народного сопротивления, как в Новороссии. И немало подобных сюрпризов могут еще преподнести Балканы, самая истерзанная неолиберализмом часть Европы.
США стремятся заблокировать внутренние признаки кризиса с помощью финансовых и внешнеэкономических решений. «Сланцевой революции» уже недостаточно. Однако проблемы выходят наружу гораздо быстрее, чем Вашингтон решает задачи вовне. Да они и не решаются так, как нужно.