Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
8 июля 2013, 17:43 • Авторские колонки

Василий Колташов: Мусульмане без рецептов

Василий Колташов: Мусульмане без рецептов

Когда в Египте у власти оказались «Братья-мусульмане*», политологи стали подводить пугающие итоги и расставлять точки. Однако стоило связать процессы в египетском обществе с проблемами экономики, чтобы понять: никакой исламский проект не имеет шансов.

Это не означает, что Египет поймет это без борьбы. От падения религиозно-консервативного правительства до устойчивого роста экономики пройдут годы, однако это не будут годы возврата к «религиозному раю» VII столетия.

Они не хотят обратно в «идеальное общество» по образцу VII века

Многие исследователи справедливо выделяют конфликт между городом и деревней Египта. Исламистские массы сельских районов отличаются от более светских трудящихся города. Различия мировоззрения могут служить базой для разжигания конфликта между этими группами жителей страны. Но город гораздо сильнее тех, кто делает в Египте ставку на обычаи и священные тексты. Он дает сельскому хозяйству жизнь, если выражаться упрощенно. Без рыночной динамики египетское село не может существовать. Его главное желание не попасть снова во времена Темных веков, а достичь материального благополучия. Людям города и деревни одинаково нужна работа. Им одинаково нужны деньги.

Египет, Тунис и Сирия всегда были экономически более развитыми, чем многие другие мусульманские страны. К этой группе необходимо также добавить и Турцию, вообще являющуюся региональным лидером. Всюду массовые выступления были вызваны противоречиями развития, потерей возможности роста и потребностью в изменении экономической модели. Лишь со стороны может казаться, будто бы социально-политический кризис в Турции разгорелся только из-за разногласий в понимании свобод. У него имеются глубокие экономические корни. Есть они и у египетской революции. Однако «Братья-мусульмане*», вероятно, поверили, будто их можно удобрить средневековыми порядками и разговорами.

Египту необходим новый план развития. Необходим не только с целью выхода из экономического кризиса (мирового по своей сути), но и для того, чтобы порвать с периферийным положением страны – позволить ей развиваться как многоотраслевой экономике с сильным внутренним рынком. Именно этого не всегда осознанно, но всегда верно требуют египетские массы. Они хотят иметь работу по профессии, нормальное жилье, школу и медицину. Они не хотят обратно в «идеальное общество» по образцу VII века. Они не хотят следовать шариату и много молиться. И они понимают, что исламистские политические силы ничего ценного не в состоянии предложить обществу. Даже если они пытаются найти с ним компромисс, они остаются партией регресса. А Египту нужен прогресс.

#{image=729196}Волна революционных событий в арабском мире, если только этот термин хоть немного корректен, решает задачу, которую египтологи и прочие эксперты далеко не всегда способны понять. События в странах региона не являются продуктом одних лишь местных проблем. Их подталкивает мировой кризис. «Братья-мусульмане» могут сколько угодно ссылаться на священные тексты и пророков, это не дает никаких рецептов для Египта. Беда исламистов состоит в том, что их «происхождение от бога» внушало религиозному во многом населению мысль, будто именно такая сила может знать «истинный путь». Прошло немного времени, и сегодня люди в Египте спрашивают себя: «Почему же они не решили ни одной проблемы?»

Говорить от лица высших сил и ссылаться на правильность рецептов VII столетия вовсе не означает знать и быть способными применить меры, что как раз необходимы Египту. Ко всему угроза тоталитарного перестроения общества подействовала на египетский город отрезвляюще. Конъюнктура за время нахождения у власти «Братьев-мусульман» ухудшилась, и их расчет на то, что кривая (всемогущее божество?) вывезет, провалился. Бог оказался на этот раз не на их стороне. Он вообще, как известно, не любит помогать бестолковым приверженцам. Конечно, если верить статистике, египетская экономика росла ежегодно на 5–7%, а теперь она падает. И вина за это лежит не на революции.

Статистике не надо слишком доверять. Общественный взрыв редко бывает в экономике, которая находится на подъеме. Историки долго полагали, будто бы во Франции 1789–1794 годов именно революция расстроила экономику. Все было ровным счетом наоборот: мощный спад каждый раз предшествовал политическим переворотам эпохи. В Египте к началу новой эпохи перемен налицо был провал хозяйственной стратегии президента Хосни Мубарака. Теперь настала очередь провала «Братьев-мусульман». За ними потерпит неудачу и падет следующее правительство, виновные неудач будут, как можно ожидать, сурово наказаны. И так будет продолжаться, пока мы не увидим новый, еще не известный нам Египет.

Финансовое состояние Египта становится все более непростым. Павший президент-исламист Мухаммед Мурси не сумел решить даже этой задачи. Он уже почти дождался кредитов от МВФ, США и ЕС, но его время вышло. Он был свергнут и арестован. Провалился план прикрыть неолиберальные реформы рассуждениями о возвращении от пороков к традициям. Весь Египет был задет «мусульманскими» планами повышения налогов на физических лиц (скромные заработки трудящихся) и сокращением затрат бюджета на социальную сферу. Утверждение, будто бедность угодна небу, не может в современном мире устроить тех, что хочет жить как человек. И обещание патриархальной реставрации быта ничуть не лучше.

Попытки «Братьев-мусульман» влезть в личную жизнь граждан и туристов породили массу слухов об их страшных замыслах. То им приписывали план законодательно разрешить мужчинам заниматься сексом с мертвыми женщинами, то – взорвать пирамиды, а всех туристов (особенно женщин) заставить ходить в арабских костюмах. Поговаривали даже, что «Братья-мусульмане» хотят специально расплодить у берегов страны акул, чтобы никто больше не мог купаться в «этих развратных западных нарядах». А рецептов для роста экономики все не было и не было... Даже хлеба Египту стало не хватать.

Городские массы не выдержали. Правительство сметено. И хотя рецептов по-прежнему нет, совершенно несвоевременно было бы поставить точку. Египет продолжает свой путь поиска антикризисного решения. Он найдет его непременно. Состоять оно будет в рецептах, обратных тем, что всучили МВФ, США и ЕС «Братьям-мусульманам». Для развития таковые не годятся.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............