Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
29 июня 2010, 16:00 • Авторские колонки

Андрей Реут: Смертельная доза золота

Андрей Реут: Смертельная доза золота

Каждому нашему олимпийскому медалисту можно было бы отлить медаль из золота весом 283 кг. Сейчас выяснилось: столько потрачено. Страшный вес денег и роскоши просто раздавил спортсменов. И вышла чёрная марибозу.

Однажды знакомые позвали меня на Олимпиаду. Бесплатно. Такое случается с журналистами. Поехали, говорят, зажжем не по-детски.

Три центнера золота за одну олимпийскую медаль – это модель всей нашей хозяйственной системы

В смысле, поболеем? – спрашиваю.
Ну да. С утра поболеем. А потом подлечимся и снова зажжем. И так неделю.

Признаюсь: на Олимпиаде мечтал побывать давно. Но на спортивные темы никогда не писал. Шанса поехать по работе не было. А за свои кровные... Ну, в общем, не та это была мечта, чтобы ради нее расставаться с бюджетом большого общесемейного выезда на море. Близкие бы не поняли. А тут – такой шанс.

Как настоящий мечтатель я давно уже знал, что выезды на Олимпиаду бывают двух типов: на открытие и на закрытие. На весь срок соревнований редко кто ездит, слишком долго и дорого. Закрытие обычно интереснее. К тому же, захватываешь финальные соревнования. Есть шанс увидеть решающие матчи.

На открытие едем или на закрытие? – спрашиваю, затаив предвкушение счастья.
Не, мы на эту фигню не пойдем. Чего ты там не видел? Знаешь, сколько там сидеть? Всё себе отсидишь. Да не заморачивайся, программа будет отличная.
Да я не заморачиваюсь, говорю, хотя блеск предвкушения немного померк. – А билеты на соревнования у вас есть? А то там, наверное, все уже распродали...
Билеты? Зачем тебе билеты? У нас и так все есть!
Что есть? спрашиваю в робкой надежде, что имеются билеты буквально на все матчи.
Икра, водка, все с собой везем!

Потом последовало перечисление эстрадных звезд, политиков, бизнесменов и просто светских тусовщиков, которые полетят с нами «зажигать». Список впечатлял. Все остальное ужасало. Наконец, до меня дошло, что никакие соревнования никто смотреть не собирается. Вообще.

Ехать на стадионы далеко, там же очереди, толпа, а у нас в «доме» уютно, тепло и весело, пояснял приятель. Он искренне полагал, что на Олимпиаде спорт – это вовсе не самое интересное.

В общем, я отказался. Здоровье пожалел. И время. А если честно, просто не хотелось участвовать в этом пире во время чумы. Догадывался ведь, что там будет с медалями. Как в воду глядел. Нет, я в спорте не специалист. Зато знаком с биржевым техническим анализом. Посмотрел итоги нескольких предыдущих Олимпиад, прикинул в уме график. Получилась чёрная марибозу. Так японцы называют картинку стабильного падения. В общем, прогноз – негативный. Наши потом во всем винили случайности. Хотя закономерность была видна заранее.

Когда кого-то увольняли после Ванкувера, было приятно. Потому что сами должны были уволиться. Сразу. А они, как ни в чем не бывало, говорили, что довольны результатом. Сверкая золотыми часами и костюмами от Бриони. Предельный цинизм и самовлюбленность.

- Ехать на стадионы далеко, там же очереди, толпа, а у нас в «доме» уютно, тепло и весело, - пояснял приятель (фото: ИТАР-ТАСС)

«Ехать на стадионы далеко, там же очереди, толпа, а у нас в «доме» уютно, тепло и весело», пояснял приятель (фото: ИТАР-ТАСС)

И вот, через несколько месяцев Счетная палата разобралась в том, как и куда текли олимпийские деньги. Каждая медаль стоила нам 388 миллионов рублей, если поделить все затраты на подготовку олимпийцев на результат. А ведь эти деньги, видимо, еще не включают затраты на водку, икру и звезд. На самом деле, куда больше ушло.

Сама система подготовки олимпийцев «неэффективна, несовершенна, несет в себе коррупционную составляющую и в целом требует кардинальных изменений», выяснили в Счетной палате. И рассказали подробно, как миллиарды рублей финансирования шли через подставные фирмы-«отмывалки», а товары для спортсменов закупались безо всяких конкурсов. Кто бы сомневался, что там было именно так. Но поразительно не это. А то, как сами спортивные чиновники отреагировали на «сенсацию».

Министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко как ни в чем не бывало заявил, что «в огромной деятельности любой отрасли вы всегда найдете нарушения». И добавил, что существующая система подготовки олимпийцев «почти идеальна», а Счетной палате надо быть «немного пообъективнее». Заодно попросил у правительства больше денег. Так, к слову. По привычке. Бывший глава Олимпийского комитета Леонид Тягачев тоже сказал, что к нарушениям отношения не имел. Ничего не знает. Реакция, в общем, традиционная. Концов не найти, хотя Счетная палата и передала материалы правоохранителям. Подумаешь, воровали! А кто не ворует?

Весь этот цирк, включая медали, доклад и реакцию спортивных начальников, полностью соответствует состоянию российского спорта. Наша сборная по футболу хуже команды Северной Кореи. Про хоккей вообще больно говорить. Уже почти нет ни фигурного катания, ни биатлона. Зато есть звезды, выпивка и тусовка. И это устраивает всех участников процесса. Бомонд веселится, чиновники отмывают, а спортсмены, глядя на это, проигрывают. Возможно, потому, что они уже тоже бомонд и тоже веселятся накануне матчей. А, может, по причине того, что в нашей стране уже вовсе не они стали главными персонами в спорте. А те, кто в «Бриони». Ну, и те, кто платит, конечно. Этим прекрасным людям спортсмены, в общем, не особенно и нужны. Как и организаторам пресс-тура, от которого я когда-то отказался.

Как же после этого можно требовать отдачи и патриотизма у наших спортивных звезд, которые приезжают из-за границы играть за сборную? Они вообще уже лишние на этом празднике жизни. Им за морем платят миллионы. Деньгами их не удивишь. Тут может сыграть только патриотизм. Но патриотизма нет. Какой патриотизм, если они видят, что у нас олимпийский спорт стал «чисто бизнесом»? Вот уж, правда: главное – не победа, а участие. То есть не участие даже, а финансовые потоки. Которые можно отмыть.

У нас вообще многие забыли, что главное именно победа. И не только в спорте. Везде. Тратим миллиарды на нанотехнологии. Изобретаем, например, молекулярный фильтр. Который в Америке уже изобретен много лет назад. Свободно продается у нас на рынках. У меня на кухне такой стоит. Но мы все изобретаем. Тратим деньги. Изобрели – эврика! Преподносим как сенсацию. Вроде той, что мы хорошо выступили на Олимпиаде. Точно так же мы изобретаем новые технологии укладки дорог. Чтобы побыстрее разбивались и можно было заработать на ремонте. Вкладываем миллиарды в производство устаревших, опасных и абсолютно бесперспективных «Жигулей». Вместо того чтобы стремиться к прорыву. В общем, что ни делаем – получается чёрная марибозу.

Три центнера золота за одну олимпийскую медаль – это модель всей нашей хозяйственной системы. Которой как раз и нужна модернизация. Модернизация не только технологий. Целей. Чтобы тренеры и чиновники после проигрыша хотели сквозь землю провалиться. А не пытались превратить его в победу только потому, что успешно освоили бюджет.

..............