Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

10 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

5 комментариев
Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

4 комментария
27 апреля 2009, 21:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Свои и чужие

Михаил Бударагин: Свои и чужие

В том, что на сочинских выборах, которые вдруг стали всероссийским избирательным курортом, победит Анатолий Пахомов, сомнений не было даже у его противников. Они и сражались против и. о., как против мэра.

Так могла бы вестись кампания против Юрия Лужкова: точнее, именно так она и будет проходить, когда московскому градоначальнику настанет пора уйти на покой. На выборах в Сочи была окончательно утверждена технология «привлечения варяга»: раньше даже «Единая Россия» старалась на выборах в муниципии выдвигать местных (если и делалось обратное, то герою искали «местные корни»), теперь это совершенно необязательно.

В Сочи жителям пришлось выбирать не между различными предложениями кандидатов о развитии городского хозяйства, например, а между двумя «варягами», каждый из которых особо говорил об Олимпиаде

Заметный и очень важный поворот: и Пахомов, и Немцов были для Сочи чужими. Первый – бывший мэр Анапы, из «кубанских», а не из местных: для Краснодарского края – принципиальный водораздел. Второй хоть и родился в Сочи, все-таки москвич. Местный, коммунист Юрий Дзагания, едва набрал 7%.

Все началось еще с губернаторов-варягов, которые были призваны разорвать региональную круговую поруку: процесс был масштабно запущен при Путине, продолжается и сегодня, спускаясь все ниже и развиваясь на разных уровнях. Сочи из-за его олимпийской значимости стал самым вполне себе федеральным городом a la Москва, но городом-то он не перестал быть, в регион (со своими специфическими проблемами) не превратился.

Региональные выборы, как и федеральные, – это почти всегда разговор не о проблемах, а о людях и территориях. «Поможем жителям села» – стандартный лозунг «обо всем на свете». Каким именно жителям поможем? В чем именно поможем? Какими именно средствами? Все эти вопросы превращаются в послевыборные частности. То есть кому-то помогут, наверное, но совершенно не обязательно.

В городах такие заманухи, казалось бы, давно уже не работают: слишком много проблем, мелких и частных, чтобы верить на слово. Потому и голосуют в городах за «своих», за тех, кто хотя бы представляет, как устроен водопровод. Чем меньше локализация, тем проще: разобраться с поломанными скамейками – дело нехитрое. Потом, правда, из этих «своих» вырастают идеальные «крышеватели» коррупционных горизонтальных структур, о которых замечательно написал Дмитрий Соколов-Митрич, но пока власть покрывает одновременно и гаишников, собирающих поборы на дорогах, и водителей с рациями, придумывающих, как от гаишников избавиться, такая власть устраивает всех.

В том, что на сочинских выборах победит Анатолий Пахомов, сомнений не было даже у его противников (фото: kavkaz-uzel.ru)
В том, что на сочинских выборах победит Анатолий Пахомов, сомнений не было даже у его противников (фото: kavkaz-uzel.ru)
В Сочи жителям пришлось выбирать не между различными предложениями кандидатов о развитии городского хозяйства, например, а между двумя «варягами», каждый из которых особо говорил об Олимпиаде. Между тем до Олимпиады еще нужно дожить, и нельзя сказать, что в городском хозяйстве Сочи все настолько хорошо, чтобы после Игр город расцвел и преобразился. Ветшающее хозяйство – работа нервная, неприятная, хотя и здесь на откатах можно жить не хуже, чем у соседа.

Структуры управления хозяйственной деятельностью ветшают вслед за водопроводом и подстанциями, так что переход к чистой политике, скорее всего, станет повсеместным. «Назначим потом начальника «коммуналки», он и решит, что делать», – как-то признался мне глава небольшого поселения в Новгородской области.

Назначат.

Призыв «варягов» ведь был необходим Путину еще и потому, что местные после выборов чаще всего продолжают заниматься бизнесом до следующих выборов, а чужой человек вынужден работать, ему выслуживаться надо и перед вышестоящим начальством, и перед людьми. Судя по тому, во что постепенно превращаются российские города – и инфраструктурно, и социально – работа эта обычно ведется из рук вон плохо.

Так, например, когда начальник ОВД «Царицыно» Денис Евсюков расстреливает ночью людей в магазине (трое убитых), это из ряда вон выходящее событие власти города, округа, района пропускают мимо ушей, отдавая его на откуп МВД, которое теперь примется рассказывать о том, что убийца был сумасшедшим.

А что, разве городские власти – сторожа своим милиционерам?

Выборы в Сочи – редкий случай политической муниципальной кампании. Но стоит присмотреться к нему внимательней: таких выборов – веселых и сложных, с «варягами» и без ненужной конкретики – будет становиться все больше.

..............