Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
30 апреля 2015, 16:33 • Клуб читателей

Знакомство с таким «папой» было приятным сюрпризом

Николай Андрющенко: Знакомство с таким «папой» было приятным сюрпризом

Знакомство с таким «папой» было приятным сюрпризом
@ из личного архива

Как и для многих в России в 90-х, для моего знакомого были несладкие годы. Много лет я его не видел, пока он не объявился в Калининграде. Разумеется, зашел ко мне. Говорили о многом, но запомнились только две темы.

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Николая Андрющенко о том, к чему приводит фальсификация истории.

Новгородцы, когда писали свои письмена на бересте в 10–13 веках, не знали, что много веков спустя объявятся Кравчук, Кучма, Ющенко и ты

Есть такая испанская пословица: «Más papa que papa de Roma», ее традиционный перевод «Святее Папы Римского» – неточный, однако грубее и точнее будет «Больше папа, чем Папа Римский».

Одно дело, когда ее слышишь (это теория), а другое – когда сталкиваешься в жизни (это практика). И прав был адмирал Макаров, когда говорил: «Теория без практики мертва и бесполезна, практика без теории опасна и вредна...».

Нужно мне было однажды быстро доехать в центр города, остановил такси, в нем на заднем сидении было два пассажира, мне досталось переднее, свободное. Эти два пассажира пыжились разговаривать на испанском.

Один был «русский», второй – кубинец из Сантьяго. (К тому времени я уже несколько раз побывал на Кубе, потому по произношению мог различить, из какого края Кубы говорящий). Я слушал, слушал и вмешался в разговор, конечно, на кастильском. Можно представить физиономию у пассажиров и у таксиста.

Тот даже притормозил, чтобы меня разглядеть. Этот якобы русский, и звали его Шура, который родился и вырос в Калининграде. Однако, как показали дальнейшие события, он был «продуктом» своей мамочки, «святее Папы Римского, большим украинцем», чем все украинцы вместе взятые.

Пока он жил в Калининграде, мы периодически общались. Его интересовал испанский язык, все с ним связанное и книги, которые я привозил из-за рубежа, из букинистических магазинов в Клайпеде и с улицы Качалова в Москве.

Он захотел стать юристом. Поступил в местный университет. Более того, пошел работать в милицию. Но что-то не сложилось ни в работе, ни в учебе, ни в жизни. Я давал уроки испанского его младшей сестре, она так высказалась о своем брате:

– У Шуры в заднице стоит высокооборотный асинхронный электромотор, который толкает его на авантюры и мешает ему жить и работать как все (она была электромехаником-судостроителем, потому такое определение).

Как и для многих в России в 90-х, для него были несладкие годы. Его забросило в Екатеринбург, где он осел. Много лет я его не видел, наконец, он внял мольбам родителей и объявился в Калининграде. Разумеется, он зашел ко мне.

Говорили о многом, но запомнились только две темы.

Во-первых, он поразил своими познаниями в этимологии и истории. Оказывается, украинцы как народ во много крат старше русских. А вот как он объяснил происхождение слов «Украина» и «украинец». По его мнению, после падения Трои Эней и оставшиеся в живых пришли на берег Днепра, там, где сейчас Киев, увидели Днепр и удивились красоте такой!

Еще один вариант тех событий он изложил так: вокруг города Киева был прорыт ров и установлены укрепления. Все, что было внутри рва, называлось Русью, а все, что было за рвом, называлось Украиной. Я не знал, что делать: смеяться или плакать. Спросил его:

– Ты что-нибудь, кроме «СПИД-инфо», читал в эти годы? Откуда это у тебя?

Он отвечает, что это общеизвестные истины, что это можно прочесть в любой современной украинской газете.

Ответил я, чтобы разобраться в каком-либо вопросе, нужно читать первоисточники, в данном случае не только летописи, но и берестяные грамоты. Их постоянно публикует в журнале «Вопросы языкознания» Андрей Зализняк.

Новгородцы, когда писали свои письмена на бересте в 10–13 веках, не знали, что много веков спустя объявятся Кравчук, Кучма, Ющенко и ты, Шевченко.

И будут переписывать историю восточных славян под свою гребенку. И последнее – как говорят у нас в Калининграде, поляк – это не национальность, а профессия, украинец – это диагноз. Я-то надеялся, что ты вылечился за эти годы на Урале, но увы...

Вторая тема разговора – о Льве Гумилеве. Он увидел у меня на полках его книги. И дурацки захихикал... И объяснил:

– Гумилев – дурак и невежда.

И продолжил в том же духе.

На что я ему ответил примерно так (передаю вкратце):

– Ты не первый, кто так оценивает Гумилева. Например, одна моя родственница, доктор филологических наук, считает его идиотом. Но она баба, хоть и доктор наук, бабой родилась и бабой осталась.

Например, она искренне убеждена, что Солнце в Красной Поляне восходит на западе, и у меня спрашивает, почему Луна каждый день разной формы? А ведь круглой отличницей была в школе, и по астрономии тоже.

На что он сказал:

– Астрономия мне не нужна, и в школе мы ее не проходили.

– В таком случае ты не баба, а дите асфальта. За пределами асфальта у тебя ни ноги, ни мозги не работают. А чтобы судить или осуждать Гумилева, нужно знать больше, чем он, или хотя бы ровно столько. Что ты знаешь о Волго-Каспийском бассейне, какую роль он играл в жизни всех народов, живущих в Восточной Европе?

Что ты знаешь о гидрометеорологии и климате, знаешь ли ты, какую роль играют циклоны, которые идут из Мексиканского залива и достигают Западной Сибири? А что знаешь о таких цифрах, как 11,8 и 18,6 лет?

Что это такое в астрономии? А читал ли ты древнекитайские, тюркские и иранские хроники, хотя бы в переводах? И так далее... Когда ты будешь все это знать и понимать не хуже Гумилева, тогда будешь о нем судить.

На том и расстались...

Прошло несколько лет, по электронной почте послал Шурику две книги: Широкорад «Россия – Украина: когда заговорят пушки?» и Андрей Паршев «Почему Россия не Америка».

Он в ответ: «Я неадекватных людей не читаю...».

А я ему: «В России говори и пиши на русском. Слово «адекватный» требует дополнения – кому, чему...»

Замолчали на несколько лет.

Когда началась заваруха в Новороссии, я ему напомнил, и вот какая получилась переписка, излагаю кратко:

– Ну и что ты сейчас скажешь касательно Широкорада? Кто из нас троих «неадекватный»?

– Привет. Не понимаю, о чем ты.

– Короткая твоя память. Помнишь ли ты про книгу Широкорада, что предсказывал и что происходит сегодня?

– Я не помню, что писал Широкорад. Я очень занят. Я только помню, что он что-то написал оскорбительное про мой народ. Бред сивой кобылы не обсуждаю. Уверен, что моя страна победит.

– Какая страна, народ твой? Кто победит?

– Украина.

– Где ты живешь? В какой стране? Нет такой страны, ни народа. Это фантом. Выдумка Бжезинского и ему подобных, чтобы русские убивали русских.

– Тебе требуется психиатр.

– У психиатра я был уже. В 1982 году. И ты об этом прекрасно знаешь. Ты не врач, в твоем «лечении» я не нуждаюсь. Теперь мне понятно, почему ты ненавидишь Гумилева. No pasarán! El mejer gringo es gringo muerto. Будь прокляты убийцы и их адвокаты! И знаешь, как таких называют на Кубе? – descojonado.

Поскольку я капитан-лейтенант запаса, командир морского тральщика, то в Новороссии я бесполезен. Поэтому сделал что смог: в дом, который отошел мне от матери, я поселил беженцев из Новороссии.

А что ты сделал для так называемой Окраины? Переводишь российский хлеб на дерьмо, чтобы Россия была беднее? Прощай навсегда...

Знакомство с таким «папой» было приятным сюрпризом, а расставание – скандалом.

..............