Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
26 августа 2017, 10:30 • В мире

Китай вводит систему, позволяющую знать все и о каждом

Китай вводит систему, позволяющую знать все и о каждом
@ imago stock&people/Global Look Press

Tекст: Петр Акопов

Китайские власти вводят обязательную идентификацию личности пользователя, оставляющего комментарии в интернете. Исчезновение анонимности лишь начинается с Китая – в ближайшем будущем это произойдет во всем мире. Но подобный шаг, в свою очередь, станет лишь началом создания грандиозной системы интернет-идентификации, затрагивающей каждого жителя планеты.

По распоряжению госканцелярии по делам интернета КНР с 1 октября вводится обязательная идентификация личности пользователей для написания комментариев в интернете. Форумы и интернет-платформы с возможностью комментирования должны ввести процедуру привязки реальных паспортных данных пользователей к их аккаунтам для аутентификации их личности – это касается не только новых, но и нынешних пользователей:

«Это положение позволит повысить уровень научности и культуры среди комментариев в интернете, будет содействовать здоровому развитию интернет-сообщества, защитит интересы граждан, юридических лиц и других организаций, а также государственную безопасность и общественные интересы».

Нововведение не стало неожиданным. Еще 1 июня в Китае вступил в силу принятый в прошлом октябре закон о кибербезопасности, в котором и предусматривался отказ от анонимности. В законе сказано, что  «при регистрации доступа в интернет, регистрации в социальной сети, подключении стационарного телефона или мобильной связи, предоставлении клиенту услуг публикации информации или ее передачи, при подписании соглашения (об оказании услуг) клиент должен предоставить подлинное удостоверение личности. Если оно не будет предоставлено, то оператор услуг не имеет права на обслуживание клиента».

Понятно, что речь не идет о том, что теперь комментировать в тех же соцсетях можно будет только под своим именем – но вот при регистрации нужно будет указать реальные данные, которые «в случае чего» позволят легко найти автора. Есть ли в этом тоталитаризм и цензура? Нет. Для начала в этом есть банальное наведение порядка – интернет уже стал полноценной средой обитания и в виртуальный мир переносятся те же законы, что действуют в мире реальном.

Если вы, закрыв лицо маской, просто гуляете по улице – никто не станет срывать ее с вас. Но если при этом вы начнете оскорблять идущих вам навстречу людей, то с вас снимут эту маску – прохожие или полицейские. То же самое происходит теперь и в интернете, китайцы просто первые начали этот процесс.

Китайская аудитория интернета самая крупная в мире – более 700 миллионов человек. И хотя китайцы ориентированы в первую очередь на свои собственные сети и сайты и у них закрыт доступ в некоторые глобальные соцсети и поисковики, такие как Гугл и Фейсбук, законы развития китайского интернета ничем не отличаются от общемировых. Более того, по многим направлениям сращивание виртуальной и реальной жизни идет в Китае даже быстрее, чем на Западе – например, в использовании виртуальных денег, которые «выпускают» соцсети.

Что касается демаскировки, то есть ликвидации анонимности в интернете, то это процесс общемировой – и Россия, и Запад придут к этому в ближайшие годы. Понятно, что формально главным поводом к этому станет забота о кибербезопасности. Вещь действительно важная, ведь граница между реальным и виртуальным миром все тоньше. Интернет давно уже стал средой жизни, а со временем он будет становиться уже и основной, а то и единственной средой для различной человеческой деятельности. А раз так, то и правила поведения в нем будут становиться все менее удобными для анонимов.

Не по причине цензуры или борьбы с мошенниками, а потому, что интернет дает фантастические возможности для контроля над человеком. Контроль не ради запрета, а ради самоорганизации, то есть лучшей, самой правильной, самой эффективной самоорганизации. Ведь именно к этому стремится любое человеческое общество, ради этого строятся государства – сопряжение интересов всех его граждан в работе на общее благо (от повышения уровня жизни до построения коммунизма). Это одинаково присуще протестантским странам Запада и конфуцианскому Китаю, коммунизму и капитализму. Но только появление интернета и развитие социальных сетей дает возможность сделать сбор информации всеобщим и разнообразным.

Люди сами предоставляют всю информацию о себе. Не только ту, которая нужна для покупок или получения государственных услуг, но и ту, которая позволяет определить их вкусы, пристрастия и взгляды. Все это изучается маркетологами, составляется портрет потребителя или избирателя. Со временем человечество придет к тому, что вся информация о конкретном человеке будет собрана в одной базе данных. С которой будет работать правительство его страны – ну или глобальное правительство, если его собственная страна обладает лишь формальным суверенитетом.

И вот такие базы данных будут уже не просто собранием информации, а виртуальным портретом и документом человека. Влияющим на его поведение, карьеру и жизнь в реальном мире.

О том, как это примерно будет выглядеть,

можно судить по идущему сейчас в том же Китае эксперименту с «системой социального кредита».

Программа его создания осуществляется с 2014 года – и ее первый этап завершится к 2020-му. Первый этап – это проведение эксперимента, изучение его результатов и рекомендации по дальнейшему внедрению.

Китайцы не изобретали велосипед. Для базы они взяли систему скоринга, то есть оценки платежеспособности заемщика, которую производит американская компания FICO. Но теперь речь идет уже об отношениях в обществе как таковых. Грубо говоря, изначально каждому гражданину присваивается рейтинг в 1000 баллов. И от того, растет он у него или падает, в дальнейшем зависит, пользуется ли он льготами или попадает под ограничения.  

Цель обозначил сам Си Цзиньпин в конце прошлого года:

«Для борьбы с острой проблемой недостатка доверия нужно крепко взяться за создание системы оценки надежности, покрывающей все общество. Нужно совершенствовать как механизмы поощрения законопослушных и добросовестных граждан, так и механизмы наказания тех, кто нарушает закон и утратил доверие, чтобы человек просто не осмеливался, просто не мог потерять доверие».

Сейчас эксперимент идет в нескольких десятках китайских городов. Самым продвинутым из них является Жунчэн в провинции Шаньдун. Как раз там всем его жителям (670 тысяч человек) присвоили стартовый рейтинг в 1000 баллов. Как пишет Леонид Ковачич на сайте Московского центра Карнеги:

«Разрозненная информация о жизни и деятельности гражданина поступает из муниципальных, коммерческих, правоохранительных, судебных органов в единый информационный центр, где обрабатывается с помощью технологии big data, и рейтинг гражданина, соответственно, либо повышается, либо снижается. В Жунчэне единый информационный центр анализирует ни много ни мало 160 тысяч различных параметров из 142 учреждений. Активно приветствуется и система доносов. Гражданину, сообщившему куда следует о всяких нехороших делах своего соседа, полагается как минимум пять баллов.

Какого-либо единого документа, где было бы четко прописано, что делать можно, а что нельзя и что за это будет, система не предполагает. Известно лишь, что если твой рейтинг больше 1050 баллов, то ты образцовый гражданин и маркируешься тремя буквами А. С 1000 баллов можно рассчитывать на АА. С девятьюстами – на B. Если рейтинг упал ниже 849 – ты уже подозрительный носитель рейтинга C, тебя выгонят со службы в государственных и муниципальных структурах.

А тем, у кого 599 баллов и ниже, несдобровать. Их записывают в черный список с припиской D, они становятся изгоями общества, их не берут почти ни на какую работу (даже в такси с черной меткой D работать нельзя), не дают кредиты, не продают билеты на скоростные поезда и самолеты, не дают в аренду автомобиль и велосипед без залога. Соседи от тебя шарахаются как от огня, ведь не дай бог кто-то увидит, как ты общаешься с человеком D, на тебя сразу донесут, и твой рейтинг тоже стремительно пойдет вниз.

Еще несколько примеров, как живется в Жунчэне людям с разными рейтингами. Тем, у кого рейтинг АА и выше, дают потребительский кредит до 200 тысяч юаней без залога и поручителей, по сниженной процентной ставке. Тот, у кого рейтинг А, может лечь в больницу без залога, если стоимость лечения не превышает 10 тысяч юаней. Здоровым жителям Жунчэна с рейтингом А+ дадут велосипед в аренду без залога, и первые полтора часа можно будет кататься бесплатно. Для сравнения: обладателям рейтинга С велосипед дадут только под залог 200 юаней.

Как зарабатывать рейтинги или хотя бы их не потерять? Власти Жунчэна говорят: это очень просто. Достаточно жить по закону, вовремя погашать кредиты, платить налоги, соблюдать правила ПДД (за каждое нарушение, помимо административного штрафа, также снимают от пяти баллов рейтинга), не нарушать морально-нравственные устои общества, и все будет в порядке. Не убрал во дворе за своей собакой – минус пять баллов. Проводил пожилого соседа до поликлиники – получил пять баллов».

При этом данные на людей собираются не только из госструктур – имеется в виду, что в общекитайском масштабе их будут собирать восемь частных компаний. А уже обрабатывать всю совокупность информации будет Всекитайская объединенная платформа кредитной информации, которая и станет присваивать рейтинги.

И не надо про «китайский тоталитаризм». Сама система сбора и контроля пришла с Запада, из социальных сетей, интернет-магазинов и поисковиков. Другое дело, что если на Западе она пока что в основном использовалась для продажи (неважно, товаров или политиков), то в Китае хотят продвигать ценности, то есть хорошее поведение, социальную ответственность и общее благо.

Но в любом случае и Запад, и Восток придут к одному и тому же – сосредоточению максимального количества информации о каждом человеке в его виртуальном «паспорте». И контроль за этой информацией, и принятие решений на ее основе будут осуществлять машины, то есть программы, написанные человеком, но контролируемые искусственным интеллектом, над развитием которого сейчас бьется человечество. И вот тогда наступит действительно новый, неизвестный нам мир.

..............